Военные корабли сша могут направить в азовское море


Имеют ли право американские военные корабли входить в Азовское море

Ситуация в Азовском море после строительства моста через Керченский пролив стала более напряженной. Украинская сторона неоднократно грозилась впустить в свои территориальные воды флот НАТО. Но есть ли у нее такое право?

25 ноября 2018 года российскими пограничниками в районе Керченского пролива были задержаны три украинских корабля, два из которых оказались военными. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы Российской Федерации, после чего суда отконвоировали в Керчь, а экипаж арестовали.

В Москве оценили инцидент как провокацию украинского руководства, которое искало повод для ввода военного положения в некоторых регионах страны. По мнению политологов, этот шаг позволил бы отсрочить президентские выборы и продлить на неопределенный срок полномочия действующего главы государства Петра Порошенко. Согласно другой версии, эта акция могла нести непосредственную угрозу Крымскому мосту.

В Киеве считают, что разрешение на проход украинских судов было оформлено согласно всем нормативам и признают действия погранслужбы РФ незаконными. Как и следовало ожидать, Украину поддержали в США. Посыл из-за океана был таков: Россия «пиратской атакой» на украинские катера нарушила все нормы международного права и бросила вызов самим Соединенным Штатам. Многие американские политики для умиротворения российско-украинского конфликта призвали Вашингтон отправить в Азовское море военно-морской флот США.

Очевидно, что этого хотят и в Незалежной. В Киеве неоднократно заявляли, что Россия регулярно блокирует прохождение украинских судов через Керченский пролив и даже собирались принять ответные меры. Сейчас в Верховной Раде одновременно с пересмотром Договора о дружбе с Россией пытаются принять закон о «прилегающей морской зоне», который бы позволил кораблям НАТО беспрепятственно находиться в украинских территориальных водах Азовского моря.

Украинские политики уверены, что после разрыва Договора о дружбе Киев уже не будет связан с Москвой никакими правовыми обязательствами. Это, в частности, позволит морской охране в целях предотвращения действий, нарушающих законодательство Украины, открывать огонь без предупреждения. Кроме того, без консультаций с российской стороной Украина будет вправе приглашать военные корабли НАТО в порты Мариуполя и Бердянска.

Чтобы понять, возможно ли осуществить проход военных судов третьих стран через Керченский пролив нужно обратиться к истории. В советское время Азовское море в силу географического фактора имело статус внутреннего, что было подтверждено международными нормативными актами. Но после развала СССР с появлением двух субъектов, России и Украины, статус Азовского моря потребовал пересмотра.

Первой начала действовать Украина, которая в одностороннем порядке объявила Керчь-Еникальский канал – главный судоходный путь из Черного в Азовское море – своей юрисдикцией. К слову, этот канал был построен Россией в далеком 1874 году и совершенствовался вплоть до начала Первой мировой войны.

В октябре 1995 года МИД Украины инициировал пересмотр статуса Азовского моря и Керченского пролива, настаивая на признании государственной границы, которая, по мнению Киева, существовала как административное разграничение между бывшими союзными республиками.

russian7.ru

Какие военные корабли могут отправить США в Черное море?

Командование вооруженных сил США направило в Госдепартамент запрос с предложением уведомить Турцию о планах отправки американских кораблей в Чёрное море в «ответ на действия России против Украины в Керченском проливе». Госдеп, в свою очередь, подтвердил, что «Соединённые Штаты совершают действия в соответствии с конвенцией Монтрё».

Дело в том, что для попадания в Чёрное море кораблям ВМС США необходимо преодолеть Мраморное море и проливы Дарданеллы и Босфор, режим прохода через которые определяется конвенцией Монтрё.

И она действительно допускает проход через проливы в мирное время военных кораблей даже нечерноморских держав, в связи с чем официальный представитель базирующегося в Европе Шестого флота ВМС США Кайл Рейнс уже заявил о готовности выполнить поставленные командованием задачи в соответствии с нормами международного права.

Однако не стоит забывать, что конвенция Монтрё накладывает на такие планы целый ряд ограничений. Во-первых, нечерноморские страны должны не менее чем за восемь дней (а желательно за 15) уведомить Турцию о своем намерении, что сейчас США и осуществляют.

Во-вторых, военные корабли нечерноморских государств вне зависимости от целей их пребывания могут оставаться в Черном море не более 21 дня. То есть ни о каком длительном или тем более постоянном военном присутствии США в Черном море речи быть не может.

Но и на этом ограничения не заканчиваются – пройти через проливы могут отнюдь не любые военные корабли. Так, хотя описание класса авианосцев присутствует в приложении к конвенции, в самих ее статьях, оговаривающих, какие корабли имеют право прохода, данный тип отсутствует. Соответственно, выходит, что авианосцы таким правом пользоваться не могут.

Исключением могут быть различные универсальные десантные корабли, вертолетоносцы, авианесущие крейсеры, но не чистые авианосцы, составляющие основу военной мощи ВМС США. «Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов», – гласит конвенция.

Таким образом, появления главной гордости американцев – авианосной ударной группы – в Черном море ждать не стоит.

Что же касается остальных кораблей – то право прохода имеют:

1. Подводные лодки любого типа.

2. Линейные корабли – надводные военные корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн или водоизмещением менее 8 тыс. тонн, оснащенные орудиями калибра выше 203-мм, а также иные корабли с таким вооружением.

3. Легкие надводные корабли – корабли водоизмещением не более 10 тыс. тонн, имеющие на борту орудия калибра не более 203-мм.

4. Малые боевые корабли – корабли водоизмещением не более 2 тыс. тонн, скорость хода которых не должна превышать 20 узлов. Кроме того, они не должны иметь на вооружении орудия калибра выше 155-мм, а также оборудование для выбрасывания торпед.

5. Вспомогательные корабли – корабли, которые используются для нужд флота или для перевозки войск и не построены как боевые суда.

Более того, общий тоннаж военных кораблей нечерноморских государств не должен превышать 30 тыс. тонн, из которого на каждое из таких государств должно приходиться не более двух третей. Таким образом, США имеют право направить в Чёрное море корабли, суммарный тоннаж которых составляет не более 20 тыс. тонн.

И тут стоит отметить, что, к примеру, водоизмещение одного только флагмана Шестого флота командного корабля «Маунт Уитни» составляет почти 18,5 тыс. тонн, а, например, УДК «Уосп» и вовсе 40 тыс. тонн. Входящие же в это соединение эсминцы класса «Арли Бёрк» имеют водоизмещение свыше 9 тыс. тонн, ракетные крейсеры «Тикондерога» – 9,8 тыс. тонн, а субмарины «Вирджиния» – 7,8 тыс. тонн.

Получается, что фактически в Чёрное море может прийти один «Арли Бёрк» или «Тикондерога» с сопровождающей его группой малых кораблей. Или же пара подводных лодок. То есть такая группировка кораблей, которая не представляет серьезной опасности для Черноморского флота ВМФ России. А потому вся эта американская игра мускулами не более чем показательное выступление перед своими партнерами.

vz.ru

Правовой аспект: как военные корабли США смогут зайти в Чёрное море

В Минобороны России эти заявления расценили, как пустое бахвальство, отметив, что корабль прошел в сотне километров от российских территориальных вод и при этом все время находился под контролем сил Тихоокеанского флота.

И сегодня же CNN, ссылаясь на официальные источники, сообщила, что Пентагон готовится направить свой боевой корабль в Чёрное море в связи с инцидентом в Керченском проливе и возросшей напряженностью между Киевом и Москвой. По данным телекомпании, Госдеп уже предупредил об этих планах Турцию, которая контролирует прохождение судов через Босфор. Ранее украинский президент Порошенко обратился с призывом к странам НАТО увеличить свое военное присутствие в Чёрном и Азовском морях.

Возникает вопрос о правовом аспекте таких действий. Правила судоходства в Чёрном море регулирует принятая в 1936 году конвенция Монтрё. Торговые суда нечерноморских государств заходят в Чёрное море свободно, а вот на военные распространяются жесткие ограничения. За 15 суток надо запросить разрешение Турции на проход через проливы Босфор и Дарданеллы.

При этом зайти в Чёрное море могут только небольшие военные суда, их общий тоннаж не должен превышать 45 тысяч тонн. И, наконец, находиться в акватории Чёрного моря военные суда нечерноморских государств могут 21 сутки — не более. Впрочем, это правило американцы уже не раз нарушали, объясняя свои задержки разного рода накладками и поломками.

Что касается Азовского моря, то там, помимо того, что оно мелководное ( кораблям с осадкой ниже 7 метров ходить будет сложно), нужно получить согласие двух государств — Украины и России.

www.ntv.ru

Что будет, если военные корабли НАТО зайдут в Азовское море

Ситуация в Азовском море после строительства моста через Керченский пролив стала более напряженной. Украинская сторона неоднократно грозилась впустить в свои территориальные воды флот НАТО. Но есть ли у нее такое право?

25 ноября 2018 года российскими пограничниками в районе Керченского пролива были задержаны три украинских корабля, два из которых оказались военными. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы Российской Федерации, после чего суда отконвоировали в Керчь, а экипаж арестовали.

В Москве оценили инцидент как провокацию украинского руководства, которое искало повод для ввода военного положения в некоторых регионах страны. По мнению политологов, этот шаг позволил бы отсрочить президентские выборы и продлить на неопределенный срок полномочия действующего главы государства Петра Порошенко. Согласно другой версии, эта акция могла нести непосредственную угрозу Крымскому мосту.

В Киеве считают, что разрешение на проход украинских судов было оформлено согласно всем нормативам и признают действия погранслужбы РФ незаконными. Как и следовало ожидать, Украину поддержали в США. Посыл из-за океана был таков: Россия «пиратской атакой» на украинские катера нарушила все нормы международного права и бросила вызов самим Соединенным Штатам. Многие американские политики для умиротворения российско-украинского конфликта призвали Вашингтон отправить в Азовское море военно-морской флот США.

Очевидно, что этого хотят и в Незалежной. В Киеве неоднократно заявляли, что Россия регулярно блокирует прохождение украинских судов через Керченский пролив и даже собирались принять ответные меры. Сейчас в Верховной Раде одновременно с пересмотром Договора о дружбе с Россией пытаются принять закон о «прилегающей морской зоне», который бы позволил кораблям НАТО беспрепятственно находиться в украинских территориальных водах Азовского моря.

Украинские политики уверены, что после разрыва Договора о дружбе Киев уже не будет связан с Москвой никакими правовыми обязательствами. Это, в частности, позволит морской охране в целях предотвращения действий, нарушающих законодательство Украины, открывать огонь без предупреждения. Кроме того, без консультаций с российской стороной Украина будет вправе приглашать военные корабли НАТО в порты Мариуполя и Бердянска.

Чтобы понять, возможно ли осуществить проход военных судов третьих стран через Керченский пролив нужно обратиться к истории. В советское время Азовское море в силу географического фактора имело статус внутреннего, что было подтверждено международными нормативными актами. Но после развала СССР с появлением двух субъектов, России и Украины, статус Азовского моря потребовал пересмотра.

Первой начала действовать Украина, которая в одностороннем порядке объявила Керчь-Еникальский канал – главный судоходный путь из Черного в Азовское море – своей юрисдикцией. К слову, этот канал был построен Россией в далеком 1874 году и совершенствовался вплоть до начала Первой мировой войны.

В октябре 1995 года МИД Украины инициировал пересмотр статуса Азовского моря и Керченского пролива, настаивая на признании государственной границы, которая, по мнению Киева, существовала как административное разграничение между бывшими союзными республиками.

russian7.ru


Смотрите также