В сша существует систем права


Правовая система сша

Правовая система США имеет существенные особенности, хотя исторически и доктринально у нее много общего с английским правом. Колонизация Северной Америки шла в ожесточенной борьбе между Англией, Францией, Испанией и Голландией. Одержать историческую победу в этой колониальной войне удалось Англии, поэтому именно английское общее право стало фундаментом для формирования американской правовой системы. Однако английское право содержало в себе слишком много патриархального, чтобы утвердиться в молодом буржуазном государстве, философия которого укладывалась в краткой формуле одного из «отцов-основателей» США Б. Франклина «время – деньги». С одной стороны, английские колонисты не хотели замечать присутствия коренных жителей и вели с ними войну на уничтожение, с другой стороны, переносить феодальные традиции метрополии у них не было никакого желания. Английское право применялось в той мере, в какой оно соответствовало условиям «колонии» («дело Кальвина»). Не смогло утвердиться в северной части Северо-Американского континента и романо-германское право, хотя такие попытки имели место, особенно во французских и испанских колониях. Однако кодексы европейского типа были поглощены общим правом. Английское и американское право объединяют: общее историческое прошлое, доктрина, система источников, правотворчество суда, понимание права19.

Вместе с тем между ними есть существенные различия. Право США отражает федеративный характер государства. В связи с этим можно сказать, что в США существует федеральное право и право штатов, причем законодательство одного штата может существенно отличаться от другого.

В США установлено свободное действие прецедента. Верховный суд страны и верховные суды штатов, как и другие суды , не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Более того, в каждом штате действует свое прецедентное право, и суды одного штата совершенно не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее прецеденты широко используются при решении дел. Для этой цели в США ежегодно публикуется более 300 томов судебной практики.

Судебная практика оказывает большое влияние на формирование законодательства, однако отношение прецедентного и статусного права в США несколько иное. Каждый штат активно пользуется своей законодательной инициативой, поэтому законодательство по количественным показателям преобладает над прецедентами.

В настоящее время в связи с усилением централизации возрастает объем федерального законодательства. В США пошли по пути создания кодексов: гражданских, гражданско-процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных.

Специфической формой кодификации в США является создание общих законов и кодексов, таких как, например, Единообразный торговый кодекс, который был одобрен в 1962 г. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществляет общенациональная комиссия представителей всех штатов в сотрудничестве с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов.

Источниками права в американской правовой системе являются:

  • судебные прецеденты, причем суды в США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции. Деятельность Верховного суда, например, вообще сосредоточена вокруг толкования Конституции. Можно сказать, что развитие Конституции в США обеспечивается судами, которые в ходе проверки конституционности законов выработали многие понятия американского права;

  • законодательство. Среди федеральных законов центральное место занимает Конституция, на страже которой стоит независимая судебная система;

  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Административные акты во многих случаях детализируют законы;

  • обычай (Custom). Он не играет заметной роли в правовой системе США. Вместе с тем многие институты политической системы США (партии, палаты Конгресса) в свое деятельности используют нормы обычного права.

Правовая система США – сложное образование. Наблюдается некоторая тенденция рассматривать право как форму правительственного контроля над обществом. Определенный сдвиг в правопонимании может повлечь определенную корректировку американских правовых институтов.

studfiles.net

Правовая система США

Англо-саксонская правовая семья. Особенности права США

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

В государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, то есть семье общего права, основным источником права является судебный прецедент, то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и государства, принадлежащие к британскому содружеству.

В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным противовесом центральной власти.

Основной принцип общего права - право должно исходить от того, кто его защищает. Однако, роль законодательного, или статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно высока. Например, сейчас решения Английского парламента имеют большую юридическую силу, чем решения суда

Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела, по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда, принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных дел.

Право США несмотря на то что причисляется к англо-саксонской правовой семье имеет ряд особенностей. Это связано с историческим прошлым государства, которое долгое время находилось в колониальной зависимости от Англии и поэтому вынуждено было перенять их правовую систему. Несмотря на это США не смогло перенять все патриархальные устои английского права в новообразованном государстве, но и полостью перейти на германо-романскую правовую систему они тоже не смогли.

Право США отражает федеративный характер данного государства, в связи с этим в США существует 2 вида права - федеральное право и право штатов. Это выражается в том, что Верховный суд страны и верховные суды штатов не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Суды штатов при этом так же и не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее судебный прецедент широко используется при решении дел и оказывает большое влияние на формирование законодательства.

Источники права США:

· Судебный прецедент. Причем суды США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции

· Законодательство или статутное право.

· НПА органов исполнительной власти. Имеют наибольшее влияние на административное право.

· Обычай. Не играет особой роли, но при этом многие институты политической системы США (партии, конгресс) используют его в своей деятельности

Page 2

Варианты организации управленческого учета

Основным фактором создания системы управленческого учета является ее экономическая эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с их созданием и внедрением.

Система управленческого учета должна быть комплексной информационной системой, которая снабжает объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам — информацией о себестоимости; менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих — о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации — об отгрузке, движении денежных средств и т.п.

Основными элементами системы управленческого учета являются подсистемы учета затрат, анализа затрат и результатов принятия управленческих решений.

Существуют следующие виды систем управленческого учета в зависимости от признака классификации.

В зависимости от формы связи управленческой и финансовой бухгалтерии:

1. Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счета-экраны): 32, 33, 34 и 35. Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете.

2. При интегрированной системе учета счета-экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии.

Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету. Отечественный бухгалтерский учет — это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.

В зависимости от полноты включения в себестоимость различают:

1. Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции. Эта система является традиционной для российских предприятий.

В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и т.д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. При этом затраты подразделяются на прямые, т.е. непосредственно связанные с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23), и накладные (косвенные), т.е. связанные с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26).

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.

2. Система учета предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период. Эта система позволяет снизить трудоемкость, упростить учет.

Все затраты за отчетный период распределяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и 23), и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26). В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи» — кредит счета 26 «Общественные расходы»).

В зависимости от оперативности учета затрат существуют:

1. Система учета по фактической себестоимости предусматривает оценку затрат организации по фактическим показателям (количеству и цене), является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях.

2. Система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем оставления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов («стандарт» — количество материальных и трудовых затрат, необходимых для производства единицы продукции, «кост» — денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции). В этой системе в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это обусловливает такое отличие данной системы учета от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего.

Автономная система широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализированного и обособленного управленческого учета ощущается особо остро. При варианте автономии каждая система учета (финансового и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов.

При двухкруговой (автономной) системе каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учет при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение финансового и управленческого учета различны.

В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой — по статьям калькуляции. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовать с помощью, так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов.

Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учета расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны).

Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета.

В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе, по структурным единицам и другим параметрам. На счетах расходов на продажу по видам товаров расходы группируют и детализируют в разрезе статей, носителей, с выделением норма­тивных расходов и отклонений от норм. Аналогичную группировку можно произвести и по центрам ответственности.

Счет 37 объединяет постоянные затраты организации, относимые в уменьшение маржинальной прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. В большинстве случаев их распределяют по местам возникновения. На счетах перераспределения доходов и расходов учитывают данные о переносе всех или части затрат из системы управленческого учета в финансовую бухгалтерию и обратно. Аналитический учет на этих счетах ведут нарастающим итогом с начала отчетного года, а по его окончании все счета закрывают.

Использование переходных счетов позволяет определить финансовый результат в пределах года в основном по данным управленческого учета без закрытия всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес – планирования.

Автономная система с использованием зеркальных счетов финансового и управленческого учета также может существовать изолированно друг от друга. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных учета.

Как правило, финансовая бухгалтерия ведет учет расходов в целом по органи­зации в разрезе элементов затрат без подразделения по центрам ответственности. Финансовый результат определяют путем сопоставления общей выручки от продаж (без НДС) с общими расходами на продажу (с учетом остатка товарно-материальных ценностей).

Управленческий учет использует эти данные как ито­говые, зеркальное отражение осуществляется путем сопоставления итоговых статей затрат с выходными данными финансового учета. Возможны и другие варианты зеркального отражения.

Автономная система с использованием переходных счетов и зеркальным отражением наиболее приспособлена для управления организацией и для отражения затрат по аналитическим центрам. Она наиболее целесообразна, когда речь идет о территориально обособленных филиалах организации. При этом при сохранении единства финансового учета и управления всей организацией обеспечивается индивидуальный учет по каждому подразделению, что повышает степень ответственности.

Интегрированная система

Интегрированное ведение учета. Единая система счетов — традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и применяется на практике. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к получен­ному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета.

Интегрированная система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета, а используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов.

Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.

Такой вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учета, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учета. Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования сч. 20 - 39.

В третьем разделе Плана счетов «Затраты на производство» можно открыть счета:

30 «Материальные затраты»,

31 «Затраты на оплату труда»,

32 «Отчисления на социальные нужды»,

33 «Амортизация»,

34 «Прочие затраты»,

37 «Отражение общих затрат».

По дебету сч. 30 в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальные составляющие других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К сч. 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат. В организациях торговли данный счет применяется редко.

По дебету сч. 31 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая премии и другие формы оплаты труда персонала организации. В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.

По дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» отражаются суммы, начисленные для форми­рования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социаль­ного налога, то сч. 32 корреспондирует с кредитом сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет прибыли, остающейся в распоряжение организации, по решению собственника или его представителей отражаются по дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». К сч. 32 необходимо открывать субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

По дебету сч. 33 в корреспонденции со сч. 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематери­альные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с при­нятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету сч. 34 в корреспонденции со сч. 60, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внут­рихозяйственные расчеты» и другими счетами от­ражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из таких элементов. Открытие субсчетов к сч. 34 обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают записью:

Дт сч. 37, Кт сч. 30, 31, 32, 33, 34.

Для целей управления учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоя­тельно.

В интегрированной системе учета задача взаимодействия бух­галтерского и управленческого учета сводится к следующему. Внутренний бухгалтерский учет реорганизуется в основную ин­формационную базу по формированию альтернативных управ­ленческих решений, основываясь на требованиях утвержденной политики.

Предложенное построение интегрированной системы учета не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей. Интегрированная система учета подходит для внедрения управленческого учета на предприятиях малого бизнеса.

Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учета, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки.

studopedia.su

2. Понятие и основные категории правовой системы сша

Юридическая терминология, принятая в США и Англии, в одних случаях свидетельствует о различии правовых систем, а в других, наоборот, маскирует это различие. Одна и та же концепция может быть выражена разными терминами, в то же время одни и те же термины могут иметь различные значения. Иностранный юрист должен это знать и не пользоваться английским правовым словарем при изучении тех или иных вопросов американского права.

В американской юридической литературе нет единства мнений в отношении определения понятия правовой системы. В связи с обилием определений целесообразно подразделять их на отдельные, независимые друг от друга группы. Если одни ученые-юристы фактически отождествляют понятие правовой системы с правом, то другие определяют это понятие значительно шире.

Приведем ряд примеров. Так, Мартин П. Голдинг высказывает мнение, что правовая система существует в обществе при соблюдении следующих условий:

во-первых, если существуют законы;

во-вторых, если существуют учреждения, которые создают и изменяют законы;

в-третьих, если есть учреждения, которые определяют нарушения законов;

ё-четвертых, если функционируют учреждения, обеспечивающие применение законов и разрешающие споры между индивидами.

Понятием правовой системы автор фактически охватывает право, правотворчество и правоприменение. Последний блок этой системы имеет свою собственную структуру.

Еще более четкое определение правовой системы дает Дж. Тернер. Все правовые системы, пишет он, состоят из четырех базовых элементов:

во-первых, системы права;

во-вторых, процесса правотворчества;

в-третьих, процесса разрешения споров или судов;,

в-четвертых, правоприменительных учреждений.

Анализируя связь этих структурных блоков в единую систему, Дж. Тернер считает, что понятие правовой системы представляет собой сложную, постоянно изменяющуюся динамичную структуру, находящуюся в тесной взаимосвязи с другими элементами социальной действительности. В то время как традиционные формы социального контроля входят в противоречие с такими ключевыми институтами, как экономика, политика, религия, структурное развитие правовой системы становится как бы «ответом» на интегративные проблемы, поставленные этой дифференциацией. Более того, развитие правовой системы при соответствующих условиях может создать институциональные отношения, которые ускоряют развитие в американском обществе.

Интересное определение правовой системы было предложено профессором Лоуренсом М. Фридмэном. К понятию правовой системы он относит нормы права как таковые и те структуры, институты, процессы, которые вдыхают в них жизнь.

При исследовании правовой системы США неизбежно возникает вопрос о ее структуре, ибо эта категория позволяет проанализировать статистический срез данного понятия.

В американской юридической литературе нет единодушия и по этой проблеме. Так, в исследовании американского права, подготовленном издательством Британской энциклопедии, в правовую систему включены 17 элементов: общее право, законодательство, конституция, федеральная система права, Верховный суд, административное право, налогообложение, уголовное право, гражданские права и свободы, правовой статус женщины, право корпораций, банковское право, долговое право и кредитование, право собственности и обязательственное право, завещательное право, юридическое образование, юридическая профессия и юридическая помощь.

Эти 17 структурных единиц объединены в пять блоков. Первый охватывает общее право, суды и их связь с законодательством. Второй касается только федерального права. Третий рассматривает право в его взаимосвязи с бизнесом. Четвертый характеризует связи между правом и частными лицами. Пятый посвящен институту присяжных заседателей, процессу оказания юридической помощи и подготовке юридических кадров.

Еще более широкое толкование правовой системы содержится в монографии американского юриста Д. Кафлина. Фактически отождествляя право и правовую систему, он вводит в ее структуру 24 элемента. Среди них такие, как юридическая профессия; судебная система; судебное процессуальное право; контракты; нанесение вреда лицам и собственности; диффамация; небрежность; право наследования; содержание нетрудоспособных лиц; документация в сфере торгового оборота; труд и управление; корпорация; товарищества; брак; развод, разделение, аннулирование; право недвижимости; задолженность и кредитование учреждения; уголовное право; право купли и продажи; патенты, авторское право и торговые марки; защита покупателя; система права; Верховный суд.

В отличие от других работ американских авторов Д. Кафлин наиболее полно вводит в правовую систему институты, имманентно присущие общему праву в целом и традициям США в частности. Только этим можно объяснить то, что структура правовой системы США ориентирована на традиционные институты общего права. Отраслям же права как понятию, которое появилось в общем праве в результате влияния романо-германского права, автор отводит незначительную часть исследования.

В приведенном выше описании правовой системы США хорошо прослеживается специфический для этой страны подход к анализу явлений правовой действительности через призму характерного для стран общего права правосознания, в корне отличного от юридического мышления ученых и практиков стран других правовых семей.

Интересен подход к изучению правовой системы, предложенный профессором Л. Фридмэном. В частности, он считает, что сюда относятся структура, сущность и культура. К структуре он относит скелет, ту ее внутреннюю часть, которая существует неопределенно длительное время и придает форму всему понятию в целом. Другим важным аспектом правовой системы является, с точки зрения Л. Фридмэна, сущность, которая выступает в виде действующих норм права, определяющих поведение людей внутри правовой системы. И наконец, последним элементом правовой системы является правовая культура, под

которой следует понимать отношение людей к праву и правовой системе: их ценности, идеи, надежды и ожидания. Другими словами, это часть общей культуры, которая касается правовой системы.

Ни один из трех основных элементов, составляющих право, – структура, сущность и культура – не может иметь значения в отрыве от других. Федерализм – это реально существующий структурный факт. Он также порождает и сущность – правила о властных полномочиях штатов и государства в целом. Они в свою очередь влияют на правовую культуру. В то же самое время именно правовая культура (то, о чем люди думают и во что верят) наполняет федерализм живой частью права, структуру – смыслом. Но и сама правовая культура не статична. Она изменяется вместе с обществом.

По своему происхождению термин «Common Law» охватывает ту часть права Англии, которая противостояла статутному праву (Statute Law) и была общей для всей страны в противоположность местному праву. Это понятие до сих пор может быть использовано в таком же смысле применительно к праву древней Англии в период, предшествующий распространению законодательства.

В США понятие «общее право» (Common Law) может быть использовано по крайней мере в трех вариантах.

Во-первых, данным понятием определяется право, создаваемое судами в противоположность законодательным органам. В связи с этим употребляется еще ряд терминов: «судебная практика» (Case Law) применяется именно в этом смысле; «право нормоустановительных решений» (Decisional Law) охватывает правовые нормы, создаваемые, наряду с судами, другими органами, например административными трибуналами; «статутное право» (Statute Law) применяется в отношении нормативных актов законодательных органов; «законодательство» (legislation) часто используется в широком смысле, охватывая такие источники права, как конституции, договоры, административные правила, и довольно часто выступает фактически синонимом статутного права.

Во-вторых, значение понятия «общее право» относится к совокупности правовых норм, применяемых судами общего права в противоположность судам справедливости.

В-третьих, значение этого понятия может касаться Соединенных Штатов как страны общего права в противоположность странам ро-мано-германского права (Civil Law), которое исторически происходит от римских правовых традиций.

Наряду с ранее названными в американском праве есть еще ряд терминов и понятий, которые требуют пояснения при анализе пра-

вовой системы США. К ним относятся: гражданское право (Civil Law), публичное право (Public Law), частное право (Private Law), живое право (Living Law).

Понятие «Гражданское право» (Civil Law) в США имеет два значения: оно часто используется для обозначения права страны или ее части в противоположность международному праву; этим понятием охватывают совокупность правовых норм в противоположность уголовному праву (Criminal Law), т.е. термин «civil» противостоит термину «criminal» и не связан по своему происхождению с гражданским кодексом. Американское гражданское право включает в себя правовые нормы, которые регулируют установление, изменение или удовлетворение прав частных лиц.

В юридической литературе США довольно часто встречаются термины «частное право» и «публичное право». Эти категории не являются традиционными и заимствованы из терминологии романо-гер-манской системы права, причем только по форме, но не по содержанию. В частности, в американском праве понятие «частное право» охватывает шесть институтов: контракты (Contracts), обязательства из правонарушений (Torts), собственность (Property), семейное право (Family Law), право торгового оборота (Commercial Law) и предприятия бизнеса (Business Enterprises).

В противовес частному публичное право объединяет конституционное право (Constitutional Law), административное право (Administrative Law), регулирование трудовых отношений (Trade Regulation), трудовое право (Labor Law), уголовное право (Criminal Law).

Некоторые теоретики американского права употребляют понятие «живое право» (Living Law). Под ним понимается совокупность ныне действующих, а не просто существующих правовых норм. Так, Л. Фридмэн определяет его следующим образом: «Живое право – это право, которое живет в правовой системе».

studfiles.net

Правовая система США |

О проекте  /  Сравнительное право  /  Лекции по сравнительному правоведению  /  Правовая система США

Английское право претерпело некоторые изменения в колониях, что связано с социально-экономическими порядками и условиями, которые были в них. Они существенно отличались от ситуации в метрополии и средневековых наслоений. Необходимость в регламентации обновлённых отношений, которые слаживались в колониях, при полном отсутствии судебной централизованной власти способствовали фактическому утверждению идеи о необходимости кодифицированного писаного закона. При этом, кодифицированное право (английское) применялось с оговоркой «лишь в той степени, в какой его существующие нормы соответствуют условиям определённой колонии».

Таким образом, американская революция смогла выдвинуть на первый план идею американского национального права. Принятие Конституции Штатов и Федеральной Конституции способствовало этому.

Только определённые штаты, которые ранее являлись испанскими или французскими колониями (например, Калифорния или Луизиана) приняли кодексы так называемого романского типа, которые всё же в последующих годах постепенно поглотило общее право. В общем же, в США сформировалась двойственная система, которая была сходна с английской: законодательство во взаимодействии с прецедентным правом.

Р. Давид утверждал, что в США и Англии существует одинаковая общая правовая концепция и роль права, в общем. При этом, в двух этих государствах есть одно и то же разделение права, а также применяются единые понятия и трактовка.

Нормы, которые выработаны законодателем, входят в схему американского права только после того, как они будут не один раз истолкованы и применены судами, когда нужно будет на судебные решения и их применение, а не на сами нормы.

США имеют достаточную компетенцию и формируют собственную систему прецедентного права и собственное законодательство. Суд каждого из штатов реализует собственную юрисдикцию, не завися при этом от другого. Таким образом, законодательство США имеет собственные различия в каждом штате. К примеру, в одних установлен режим раздельности общности супружеского имущества, а в других – общности.

Верховный суд США и высшие судебные инстанции практически никогда не связывались собственными прецедентами. Отходить или следовать предшествующим решениям – вопрос, оставленный на собственное усмотрение суда. При этом, право конституционного контроля, которое активно применяется Верховным судом подчёркивает особую роль в правовой американской системе судебной власти.

Законодательство Соединённых Штатов намного весомей, чем английское статутное право. Кодексы считаются плодом консолидации, а не основой для развития и выработки нового права, как в государствах романо-германской семьи. Также активно развивается и отраслевое законодательство, однако его кодификация в отличие от романо-германского права проходит в качестве консолидации норм и актов.

Так называемая общенациональная комиссия представителей всех штатов вместе с Американской ассоциацией адвокатов и Институтом права формирует единообразные кодексы и законы. Однако, для того чтобы проект стал законом его должны принять в качестве него штаты. Примером является Единообразный торговый кодекс.

В США, как и в самой Англии значение обычного права довольно большое в сфере работы механизма государственной власти. При этом, Конституцией США не освещается существование сторон существующей государственной организации, и данный пробел заполняется путём признания определённых обыкновений. В области частного права сам обычай выступает в роли торговых обыкновений, определяющихся в качестве сложившейся практики или же выступающих как порядок деловых отношений.

При этом, юридическая терминология, которая принята в Англии и США в одних случаях фактически свидетельствует о различиях правовых систем, а в иных – маскирует данные различия.

Также в американской юридической литературе существуют термины «публичное право» и «частное право». Данные категории не являются исконно традиционными и полностью заимствованы из терминологии романо-германского права, причём лишь по форме, но не по её содержанию.

Теоретиками права США употребляется термин «живое право», являющееся совокупностью не просто существующих, но уже действующих правовых форм.

К правовым источникам относятся:

· обычай и право справедливости;

· нормативные правовые акты существующих органов власти;

· законодательство;

· судебный прецедент.

На практике такие административные акты, которые принимаются с целью детализации и конкретизации законов, в большинстве случаев подменяемы. Administrative Law имеет как и право справедливости полуадминистративный-полусудебный характер, однако оно выработано и используется органами, которые подконтрольны традиционными судами.

Некоторые институты государственной власти сформировались и работают в силу политических традиций и опыта, но не на основе статутного или прецедентного права. К примеру, постоянные комитеты существующих палат конгресса США, политические партии, кабинет, регламентируются обычаями. Полномочия судов справедливости нужна по мнению американских юристов тогда, когда правом не предоставляются средства для разрешения вопроса.

Интересное:

www.student-pravo.ru


Смотрите также