Урал мотоцикл в сша


Как кондовые советские мотоциклы «Урал» стали популярны в Америке

Мотоциклы «Урал» — один из символов советского машиностроения. Вы удивитесь, когда узнаете, что их все еще производят в Ирбите. Правда, можно чаще встретить «Уралы» на дорогах США и Японии, чем в России. «Афиша Daily» пообщалась с совладельцем марки о любви американцев к советской жести.

Илья Хаит

Работал в консалтинговой компании, делавшей проект для «ОМЗ» («Объединенные машиностроительные заводы») — холдинга Кахи Бендукидзе, который приобрел Ирбитский мотоциклетный завод. В итоге Хайт стал его гендиректором.

Что случилось с Ирбитским мотоциклетным заводом

«В конце 1990-х он практически исчерпал свой потенциал, объем выпуска мотоциклов и их продаж упал в десятки раз. Если в советское время выпускалось около 130 тысяч машин, то в 1997 году было собрано всего 4 тысячи. Рабочие уходили, завод практически остановился. Где-то в 1998 году появился новый владелец — Каха Бендукидзе. Однако быстро переориентировать производство у него не вышло, и уже в 2000 году завод был официально признан банкротом. К слову, в ту зиму не было собрано вообще ни одного мотоцикла. Каха решил продать производство, а единственными претендентами на него оказались тогдашние топ-менеджеры завода: я и мои коллеги Вадим Тряпичкин и Дмитрий Лебединский.

Мы сразу поняли, что российский рынок не очень перспективен для такого рода агрегатов, и хотели конкурировать с мировыми брендами. Но для этого пришлось практически полностью изменить производственный процесс; да и сам мотоцикл отличается от своего советского прототипа. В современном «Урале» нет ни одной детали от старого мотоцикла. Все дело в требованиях, которые предъявляются на зарубежном рынке. В Европе необходимо соответствовать экологическим нормам, для этого нужно было изменить выхлопную систему. Просто поставить мотор от другого мотоцикла на нашу машину не получится: советские стандарты сильно отличаются от общемировых. Практически все приходилось разрабатывать заново и адаптировать под этот мотоцикл. Первый обновленный «Урал» вышел в начале нулевых, а на то, чтобы полностью выстроить производственный процесс, по сути, ушло около 15 лет — самое масштабное обновление мотоцикла произошло в 2014 году.

Как сегодня работает завод

Здесь и далее: фотографии с производства в Ирбите

© Mihai Barbu

1 из 14

Сейчас «Урал» — это достаточно маленькая по меркам мотоиндустрии компания. У нас трудится 150 человек в Ирбите и 12 человек в офисе в Сиэтле. Но мы также сотрудничаем с другими производителями по всему миру. В данный момент на новых разработках одновременно заняты люди в Италии, США, России и на Тайване.

Мы производим порядка 100 мотоциклов в месяц, и это все достаточно сложный и сбалансированный процесс работы всех подразделений: отдел продаж должен эти 100 мотоциклов продать, логисты должны обеспечить поставку комплектующих на эти машины — и так далее. Мы не стремимся серьезно увеличивать объемы — скорее мы удовлетворяем тот спрос, который сейчас складывается на «Урал» по всему миру.

Нас отличает достаточно сложная логистика. Почти 70% деталей приезжает на завод в Свердловской области из-за рубежа, а 90% собранных здесь мотоциклов уезжают к своим владельцам обратно за пределы России. И есть весьма анекдотичные примеры. Генератор, который используется в мотоцикле, практически совершает кругосветное путешествие, чтобы стать частью готового «Урала»: он производится в Японии, оттуда уезжает в США, где собирается и дорабатывается, затем отправляется в Европу, откуда попадает на завод в Ирбит. А мотоцикл с этим генератором отправляется, например, к владельцу в Японию и завершает эту кругосветку.

Генератор производится в Японии, оттуда уезжает в США, где собирается и дорабатывается, затем отправляется в Европу, откуда попадает на завод в Ирбит. А мотоцикл с этим генератором отправляется, например, к владельцу в Японию и завершает кругосветку

Тест мотоцикла в жестких условиях

Мотоцикл наш вообще не из дешевых: покупателю он обходится в среднем в 20 тыс. долларов с учетом налогов (среди них, например, Брэд ПиттБред ПиттАктер со своим сыном Мэддоксом, сфотографированный в 2012 году на мотоцикле модели «Турист» . — Прим. ред.). Основная часть себестоимости складывается из цены качественных компонентов, затрат на их доработку и логистику. И это уже скорее люкс, потому что мотоцикл, который стоит как приличный автомобиль, вряд ли можно считать предметом первой необходимости или просто средством передвижения.

При этом для нас принципиально, чтобы вещь была качественной, и на это мы закладываем больший приоритет, нежели на упрощение логистики. Конечно, сборка где-то в другом месте существенно упростила бы жизнь, но сейчас для нас это не главное. Наша ключевая задача — делать такой мотоцикл, который отвечал бы всем мировым стандартам и смог проехать тысячи километров без поломок.

Кто покупает «Уралы»

Здесь и далее: фотографии из официального блога американского сайта IMZ

1 из 2

Средний возраст владельца наших машин сейчас — 50–53 года. Как правило, его покупают уже опытные байкеры, открывшие для себя такое уникальное средство передвижения, как мотоцикл с коляской. Потому что это совершенно иной опыт, нежели езда на двухколесном мотоцикле. «Урал» отличается отношением водителя и пассажира. Это далеко не тот романтический образ wild one из 1970-х. Это поездка, которую ты делишь с кем-то. И все наши покупатели прекрасно это понимают и принимают. Поэтому владелец «Урала» — человек, которому необходим именно такой тип путешествий.

Урчание «Урала» на Манхэттене после метели в марте 2017 года

В России «Урал» все еще популярен, но его безумно сложно здесь продавать — сложнее, чем на любом другом рынке. Российских покупателей пугает цена, а объяснить, почему мотоцикл стоит почти 20 тысяч, практически невозможно. Да и бесполезно. Ведь все еще помнят классический «Урал» и не могут поверить, что он может столько стоить. И, поскольку внешне мотоцикл практически не изменился, люди думают, что и внутри он остался таким же, как раньше, — мотоциклом, который постоянно ломается.

Каноническая модель М- 67 — самый известный советский «Урал»

В нашей стране новый «Урал» вызывает достаточно сильную волну критики со стороны ретроградов. Больше всего, конечно, вопросы вызывала электронная система впрыска топлива; они считают, что настоящий «Урал» должен быть с карбюраторным мотором. Но мы выпускаем мотоцикл для тех, кто готов его купить сегодня. Большинство покупателей сейчас не знают, что делать с карбюратором, они хотят заплатить деньги и ездить, а не ковыряться постоянно в своем гараже. При этом зарубежным покупателям не так уж важно, что это мотоцикл родом из России. Их скорее привлекает в марке ее семидесятилетняя история, особый шарм и уникальные ощущения от передвижения на нем в качестве водителя или пассажира.

Подробности по теме

История России в станках: как будет выглядеть новый промышленный музей в Туле

История России в станках: как будет выглядеть новый промышленный музей в Туле

Каждый год мы стараемся придумывать какие-то специальные серии, пытаясь воплотить в мотоцикле свои мысли и желания. Что-то придумывает наш отдел маркетинга в составе полутора человек, а какие-то серии являются плодом коллективного разума. Например, безумно популярная серия «Ямал» — в комплекте к мотоциклу в ней поставлялось деревянное весло и инструкции по выживанию в дикой природе. Вот это как раз результат такой коллективной работы.

Бывает, что владельцы сами изменяют «Уралы» под свои нужды. Например, в Сан-Антонио есть очень популярная кофейня, которая купила «Урал» и превратила ее в передвижную эспрессо-станцию, и они прямо с мотоцикла продают свежий кофе. Это еще и подчеркивает, что наш мотоцикл может работать как платформа, которую можно изменять под собственные нужды. Коляска снимается буквально за десять минут — нужно открутить всего четыре болта. Многие перевозят на нем серферные доски или оборудование для кемпинга. А в Париже и Барселоне «Уралы» используются для туристических экскурсий по городу.

О перспективах

Ural Baikal. Здесь и далее: мотоциклы специальных серий и коллаборации марки

1 из 6

Ural Gaucho Rambler — коллаборация с маркой Pendleton

2 из 6

Коллаборация с маркой «Олово» — куртка танкиста с символикой «ИМЗ», сшитая по советскому прототипу 1975 г. из вощеного хлопка. Будет продаваться в диллерских центрах Ural в США

6 из 6

Никто не знает, как изменится мода и какие будут тенденции в транспорте через пару лет. Кто знает, сколько лет будут популярны «Уралы». Для мотоиндустрии в целом сейчас не самые простые времена. Особенно это видно по американскому рынку, который до сих пор не восстановился после кризиса 2009 года. Тогда, кстати, мы и сами были на грани банкротства: на завод не поступило ни одного заказа. И в этом году ожидается падение еще на 9–10%. Все дело в том, что потребителю необходимо что-то совершенно новое, но индустрия пока не может нащупать, что именно. Если автомобильный мир успешно преодолел такой кризис и там появился четкий вектор в сторону электрокаров и самоуправляемых автомобилей, то как будет развиваться мотоиндустрия— и будет ли она вообще, — никому не понятно.

Мы в свою очередь продолжаем делать то, что умеем, — мотоциклы с колясками. В мире нет ни одного серийного производства мотоциклов с колясками, кроме «Урала». И вдруг это и есть самое ценное в моторизированном двухколесном транспорте прямо сейчас?»

Новости, анонсы, релизы и личные мнения наших редакторов на все это — в телеграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

Как мотоцикл «Урал» стал культовым в США

Первое, что бросается в глаза – тормоза Brembo. Перфорированные диски на всех трех колесах и ювелирно сделанные суппорты сверкают в инкрустации спиц. Колеса диаметром 18-19 дюймов, каплевидный бензобак, хром, щегольские патрубки, впрыск топлива… Это в самом деле мотоцикл «Урал»? Тот самый мотоцикл с коляской? Что щеголял дешевой зелененькой раскраской, источая сизый выхлоп? Сельский трудоголик «Урал», напрочь лишенный притягательности для подростка, в отличие от какой-нибудь «Явы» или, не дай бог, шварценеггеровского Harley Davidson?

Это и он, и не он. Скажу для затравки, что девять из десяти ирбитских мотоциклов отправляются на экспорт, преимущественно в США, где их продают 58 дилеров бок о бок с «Харлеями». Еще 60 дилеров – в Европе. Пока мы были на заводе, очередную партию коробок с мотоциклами грузили в фуру для отправки в Голландию, а дальше – морем в Соединенные Штаты. Там ирбитские мотоциклы стоят, как новые Ford Focus, и все равно пользуются стабильным спросом. Много ли мы знаем машиностроительных предприятий гражданского назначения, работающих «за живую валюту» на экспорт?

Период полураспада

В советские времена «Ирбитский мотоциклетный завод» выпускал порядка 130 тысяч мотоциклов «Урал» в год, а это, для справки, больше, чем сейчас делают «Солярисов». Соответственно, ИМЗ представлял собой завод-город с внушительными цехами, конвейерной сборкой и штатом в 10 тысяч человек: треть от населения Ирбита.

Но сейчас в поисках проходной мы промахнулись, потому что две трети вытянутого заводского фасада занимает торговый комплекс ларечного типа. Сама проходная ютится между игровым залом и торговыми секциями – не зная, не заметишь.

От огромного хозяйства заводу осталось здание цеха и административная постройка. Теперь мотоциклы собирают исключительно вручную стапельным методом, а ежедневный план – пять штук, что эквивалентно примерно 1200 мотоциклам в год: в 100 раз меньше, чем в пиковые годы. Половина экспорта – в США, еще более 40% – в остальные страны, в России оседают проценты.

Но именно в этом секрет. В Советские годы «Урал» был утилитарным мотоциклом для народного хозяйства, сейчас – это ретро-эксклюзив и техника для внедорожного досуга.

В 90-е завод попал в пике, как и другие промпредприятия страны: территория была забита готовой продукцией, спроса не было, денег не было, кто мог – бежал, а предприятие висело на грани банкротства. В общем, классический сценарий.

Уже в начале 90-х стало ясно, что массовый мотоцикл больше не нужен и не возможен. Россия, если на то пошло, страна вообще не байкерская – климат не тот. И если в советское время мотоциклы покупали стотысячными тиражами, то, скорее, от бедности и отсутствия выбора.

В 1941 году в руки советских инженеров попал мотоцикл BMW R71: по одной из версий, агенты тайно купили пять немецких аппаратов и ввезли в Россию, по другой, баварцы сами отдали устаревшую на тот момент модель. Тяжелый мотоцикл М-72 был скопирован с BMW R71 – отличия были незначительные и в основном технологические. С лета 1941 года модель М-72 выпускали в Москве, но осенью пришлось эвакуировать завод в уральский Ирбит, где он занял цеха бывшего пивоваренного завода.

Ренессанс

В 2000 году после очередного банкротства и остановки предприятия нашелся крупный инвестор. И тогда-то началась новая история: завод переориентировался с количественных показателей на качественные. Раньше это было предприятие полного цикла, сейчас, фактически, сборочное производство. От 10 тысяч рабочих осталось полторы сотни, вместо конвейера – ручная сборка, вместо акцента на утилитарность – игра на ностальгических струнах.

Вообще, феномен мотоцикла двояк: в теплых бедных странах он играет роль транспорта для небогатых (Индия, Таиланд), а в развитых государствах, в том числе холодных, мотоцикл – это, прежде всего, лайфстайл, культ, элемент клубной жизни. Не это ли золотой билет?

В активе завода, который уже назывался «Уралмото», был экзотический бренд Ural и конструкция нескольких мотоциклов, которые, в зависимости от точки зрения, можно назвать устаревшими или ретрофильными.

Еще одним то ли плюсом, то ли минусом был тот факт, что большинство тяжелых ирбитских мотоциклов выпускались с коляской, тогда как нынешние байкеры гордятся возможностью ездить на двух колесах. Но в Ирбите не стали отказываться от уникального конкурентного преимущества, и сегодня «Урал» – единственный в мире завод, выпускающий мотоциклы с коляской. Байки других марок можно оснастить покупной коляской, но конструкция ирбитских аппаратов изначально адаптирована под езду с люлькой. Что касается России, то у нас в принципе не осталось других мотопроизводителей.

Модельный ряд ирбитского автозавода включает семь моделей, которые относятся к двум модельным рядам. Patrol, Gear Up и две разновидности Tourist – это мотоциклы-внедорожники с рычажной передней вилкой, увеличенными ходами подвески и просветом, а также приводом на колесо коляски (Patrol и Gear Up). Модельный ряд Retro ориентирован больше на дорожное использование. Отличить его можно по каплевидному топливному баку и телескопической передней вилке.

Глобализация

Да не сложится у вас впечатление, что все случилось само собой. Найти новую точку равновесия было непросто, потому что мотоцикл «Урал» при советских объемах выпуска мог быть доступным, а мотоцикл «Урал» с тиражом порядка 1000 штук в год – нет. Конструкция была архаичной, а качество компонентов типичным для постсоветской эпохи. Если бы завод попытался выпускать советские мотоциклы столь мелкими тиражами, дело бы закончилось очередным банкротством. И тогда сделали следующее: сохранив общую концепцию мотоцикла и фирменные дизайнерские фишки, в Ирбите провели полную «дефектовку» конструкции. Часть элементов перепроектировали (но без ущерба ретро-теме), а часть заменили импортными. На мой вкус, современные технологии и старомодности слились весьма гармонично, придав «Уралам» неоклассический шарм.

С точки зрения компонентов мотоциклы «Урал» сегодня, скорее, иномарки. Российского в них – рамы, отливки двигателя и коробки передач, коленчатый вал и тахометр. Список импортных компонентов длиннее: телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK и так далее. С 2014 года добавились дисковые тормоза Brembo на всех трех колесах и электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В следующем году появится АБС – и тоже импортного производства.

Оппозитное расположение цилиндров и воздушное охлаждение – фамильная черта ирбитских мотоциклов с самой первой модели М-72 (BMW R71). Конструкция обеспечивала низкий центр масс и была хорошо уравновешена: поршни двигались в противофазе. Интересно, что подшипники коленчатого вала (опорные и шатунные) были подшипниками качения, а не традиционными втулками (подшипниками скольжения). Мотоциклы военных лет имели так называемые нижние клапаны – двигатели были маломощные, но очень тяговитые. В 1957 году с появлением модели М-61 клапаны стали верхними, но приводились от распредвала через штанги толкателей и коромысла – конструкция сохранена до сих пор. Современные «Уралы» имеют 0,75-литровый двигатель мощностью 41 л.с.

По словам заводчан, импортные компоненты решили множество проблем: скажем, раньше шестерни коробки передач шумели и страдали от закусываний, а импортные работают тихо и надежно.

В каком-то смысле, история сделала хитрый кульбит: Ирбитский завод начинал с немецких идей на отечественных деталях, а теперь выпускает идеологически российский продукт на импортных компонентах.

Но увлечение импортными узлами привело к закономерному увеличению стоимости, поэтому сегодня мотоциклы «Урал» стоят в России от 435 тысяч рублей, а наиболее дорогие модели переваливают за полмиллиона. Неудивительно, что в России продажи минимальны: если и берут, то ради все той же ностальгии, а забирать приезжают на роскошных автомобилях. Для утилитарных целей за те же деньги можно купить автомобиль, а для экстрима – квадроцикл, поэтому ниша мотоциклов «Урал» на отечественном рынке исчезающе мала.

Но это никого не печалит, потому что мотоцикл охотно берут в Европе, Штатах, Канаде, Австралии, Ближнем Востоке и Японии. Недавно был освоен Китай. При этом Ural совсем недешев даже по заграничным меркам: например популярная модель Ural Patrol стоит в США порядка $15,5 тысяч, а самая дешевая – Ural-T – $12,4 тысячи. Чтобы было понятнее, это дороже, чем многие модели Harley Davidson, стоимость которых стартует от $8 тысяч.

Русофилия

Конечно, в масштабах американского рынка несколько сотен уральских мотоциклов – это капля в море, но все-таки спрос есть и он стабилен. Зачем их покупают? На фанатском форуме я нашел такое сообщение, отчасти объясняющее ситуацию: «Привет, я из Австралии. Я хотел «Урал» с незапамятных времен. Я большой фанат того, как всё делает русский Иван: все те самолеты с граунд-эффектом, бомбардировщики Туполева, пропагандистские плакаты из славной советской эпохи… Черт, даже хор Красной Армии – это круть, даже русский алфавит – это круть. Да, я большой фанат. Но сидящий во мне крестьянин-коммунист не может позволить великую революционную щедрость, так что я поглядывал на что-нибудь дешевое на сайтах объявлений. Я чуть было не купил «Днепр», но $4000 за модель 1965 года – это слегка крутовато для моих возможностей. Мой поиск уже напоминал русскую литературную драму, но тут – внезапный успех. Угадайте, что можно купить за 875 капиталистических долларов? Смотрите ниже. Надо ли говорить, что я в восторге!»

Австралиец купил вот этот «Урал» М67 1983 года выпуска

Помимо славянофилов изрядная доля спроса приходится на фанатов путешествий, особенно внедорожных вылазок. Вот тут мотоциклы «Урал» играют на своей территории.

Коляска – это возможность увезти полтора центнера разнообразного снаряжения, причем модель в стиле милитари – Ural Gear Up – с завода комплектуется саперной лопатой, фарой-искателем и дополнительной канистрой.

А еще «Урал» может быть «полноприводным», когда момент передается в том числе на колесо коляски (привод 2WD вместо 1WD). Дифференциала нет, и подключение второго колеса происходит «жестко»: такой привод отключается на твердых покрытиях, зато идеален на бездорожье. В России продаются две внедорожные модификации: Gear Up и Patrol.

Наконец, мотоциклы «Урал» всесезонные, и форумы фанатов кишат отчетами о зимних путешествиях.

На самом деле, в американских форумах встречается и критика мотоциклов «Урал» за проблемы с надежностью. Поклонников, видимо, это не слишком смущает: скажем, культовые автомобили Caterham тоже далеко не образец надежности, но их покупают не ради рутинных поездок. Аналогия вполне уместна, потому что и аскетичные английские родстеры, и ветхозаветные уральские мотоциклы покупают на эмоциях после первого тест-драйва. Тут все просто: либо ты влюбился и тебе плевать на размер бюста, либо никакие рациональные доводы не заставят тебя жениться. В обоих случаях простота конструкции и ее, скажем так, очевидность, делают технику ремонтопригодной, а это иногда важнее чистой надежности. Плюс, постоянное совершенствование конструкции также не остается незамеченным, и фанаты рекомендуют покупать Ural более поздних лет выпуска.

А еще на форуме мне встретился забавный вопрос новичка: «Что такое аббревиатура UDF?». Ответ – Ural Delay Factor, что-то вроде «фактора задержки Ural». Честно говоря, я подумал, что американцы издеваются над медленной реакцией завода на пожелания клиентов или что-то подобное. Оказалось, нет: UDF – это двукратное увеличение времени поездки из-за постоянного общения с любопытными, которые замучают вопросами «что такое?», «сколько жмет?» и «сколько стоит?». И так у каждой заправки, кафе и мотеля. Не любите общаться – не покупайте мотоцикл «Урал».

Из Ирбита я уезжал в приподнятом настроении, словно стал свидетелем магического трюка. Нет, я понимаю, что этот пример стоит записать в исключения, что можно долго рассуждать о том «а что в нем нашего» и закончить тем, что завод лишь умело капитализировал собственную архаичность.

Понятно, что мода на все советское рискует сойти на нет, а сможет ли «Урал» конкурировать с западной техникой без флера прекрасной старины? Есть ли у него конкурентные преимущества помимо тех, что остались в наследие с советских времен? Может ли завод спроектировать совершенно новый мотоцикл, который пользовался бы спросом безотносительно его прошлого?

Но, я думаю, эти же вопросы задает себе руководство, которому уже удалось то, что не смогли сделать многие другие предприятия страны: вытащить завод из ниоткуда. Ирбитский опыт – это хороший пример выживания в экстремальных условиях, пример того, как нужно играть с теми картами, которые имеешь, а не жаловаться на неблагоприятные условие, наследие, менталитет.

Складывается впечатление, что за проектом стоит толковый прагматик, который не стал прыгать выше головы и сыпать обещаниями. Он выписал на листке бумаги сильные и слабые стороны продукции, а затем принялся развивать одни и избавляться от других. И, как видите, это подход сработал: фанатские форумы активны, выпуск растет, бренд «Урал» крепнет. Это ли не чудо?

Официальный сайт мотоциклов «Урал» в России и США.

74.ru

Как мотоцикл «Урал» стал культовым в США

Первое, что бросается в глаза – тормоза Brembo. Перфорированные диски на всех трех колесах и ювелирно сделанные суппорты сверкают в инкрустации спиц. Колеса диаметром 18-19 дюймов, каплевидный бензобак, хром, щегольские патрубки, впрыск топлива… Это в самом деле мотоцикл «Урал»? Тот самый мотоцикл с коляской? Что щеголял дешевой зелененькой раскраской, источая сизый выхлоп? Сельский трудоголик «Урал», напрочь лишенный притягательности для подростка, в отличие от какой-нибудь «Явы» или, не дай бог, шварценеггеровского Harley Davidson?

Это и он, и не он. Скажу для затравки, что девять из десяти ирбитских мотоциклов отправляются на экспорт, преимущественно в США, где их продают 58 дилеров бок о бок с «Харлеями». Еще 60 дилеров – в Европе. Пока мы были на заводе, очередную партию коробок с мотоциклами грузили в фуру для отправки в Голландию, а дальше – морем в Соединенные Штаты. Там ирбитские мотоциклы стоят, как новые Ford Focus, и все равно пользуются стабильным спросом. Много ли мы знаем машиностроительных предприятий гражданского назначения, работающих «за живую валюту» на экспорт?

С 2014 года тормоза Brembo стоят на всех трех колесах

Больше никаких конвейеров: двигатели мотоциклов Ural собирают вручную

Период полураспада

В советские времена «Ирбитский мотоциклетный завод» выпускал порядка 130 тысяч мотоциклов «Урал» в год, а это, для справки, больше, чем сейчас делают «Солярисов». Соответственно, ИМЗ представлял собой завод-город с внушительными цехами, конвейерной сборкой и штатом в 10 тысяч человек: треть от населения Ирбита.

Но сейчас в поисках проходной мы промахнулись, потому что две трети вытянутого заводского фасада занимает торговый комплекс ларечного типа. Сама проходная ютится между игровым залом и торговыми секциями – не зная, не заметишь.

От огромного хозяйства заводу осталось здание цеха и административная постройка. Теперь мотоциклы собирают исключительно вручную стапельным методом, а ежедневный план – пять штук, что эквивалентно примерно 1200 мотоциклам в год: в 100 раз меньше, чем в пиковые годы. Половина экспорта – в США, еще более 40% – в остальные страны, в России оседают проценты.

Но именно в этом секрет. В Советские годы «Урал» был утилитарным мотоциклом для народного хозяйства, сейчас – это ретро-эксклюзив и техника для внедорожного досуга.

В 90-е завод попал в пике, как и другие промпредприятия страны: территория была забита готовой продукцией, спроса не было, денег не было, кто мог – бежал, а предприятие висело на грани банкротства. В общем, классический сценарий.

Уже в начале 90-х стало ясно, что массовый мотоцикл больше не нужен и не возможен. Россия, если на то пошло, страна вообще не байкерская – климат не тот. И если в советское время мотоциклы покупали стотысячными тиражами, то, скорее, от бедности и отсутствия выбора.

В музее Ирбита — великолепная коллекция мотоциклов. На переднем плане — один из пяти BMW R71, с которого «клонировали» М-72 (на заднем плане)

BMW R71. Его копировали не только наши, но также Harley Davidson, Indian и Delco

В 1941 году в руки советских инженеров попал мотоцикл BMW R71: по одной из версий, агенты тайно купили пять немецких аппаратов и ввезли в Россию, по другой, баварцы сами отдали устаревшую на тот момент модель. Тяжелый мотоцикл М-72 был скопирован с BMW R71 – отличия были незначительные и в основном технологические. С лета 1941 года модель М-72 выпускали в Москве, но осенью пришлось эвакуировать завод в уральский Ирбит, где он занял цеха бывшего пивоваренного завода.

Ренессанс

В 2000 году после очередного банкротства и остановки предприятия нашелся крупный инвестор. И тогда-то началась новая история: завод переориентировался с количественных показателей на качественные. Раньше это было предприятие полного цикла, сейчас, фактически, сборочное производство. От 10 тысяч рабочих осталось полторы сотни, вместо конвейера – ручная сборка, вместо акцента на утилитарность – игра на ностальгических струнах.

Вообще, феномен мотоцикла двояк: в теплых бедных странах он играет роль транспорта для небогатых (Индия, Таиланд), а в развитых государствах, в том числе холодных, мотоцикл – это, прежде всего, лайфстайл, культ, элемент клубной жизни. Не это ли золотой билет?

В активе завода, который уже назывался «Уралмото», был экзотический бренд Ural и конструкция нескольких мотоциклов, которые, в зависимости от точки зрения, можно назвать устаревшими или ретрофильными.

Еще одним то ли плюсом, то ли минусом был тот факт, что большинство тяжелых ирбитских мотоциклов выпускались с коляской, тогда как нынешние байкеры гордятся возможностью ездить на двух колесах. Но в Ирбите не стали отказываться от уникального конкурентного преимущества, и сегодня «Урал» – единственный в мире завод, выпускающий мотоциклы с коляской. Байки других марок можно оснастить покупной коляской, но конструкция ирбитских аппаратов изначально адаптирована под езду с люлькой. Что касается России, то у нас в принципе не осталось других мотопроизводителей.

Ural Patrol. Двигатель 745 куб. см. (41 л.с.), 4-ступенчатая МКПП, привод 2WD. Цена от 485 тысяч рублей

Этот Ural Gear Up принимал участие в недавней экспедиции на зловещий перевал Дятлова

Ural Gear Up технически идентичен «Патролу». Имеет ящик для инструментов, дополнительную канистру, фару-искатель, саперную лопату. От 489 тысяч рублей

Модельный ряд ирбитского автозавода включает семь моделей, которые относятся к двум модельным рядам. Patrol, Gear Up и две разновидности Tourist – это мотоциклы-внедорожники с рычажной передней вилкой, увеличенными ходами подвески и просветом, а также приводом на колесо коляски (Patrol и Gear Up). Модельный ряд Retro ориентирован больше на дорожное использование. Отличить его можно по каплевидному топливному баку и телескопической передней вилке.

Глобализация

Да не сложится у вас впечатление, что все случилось само собой. Найти новую точку равновесия было непросто, потому что мотоцикл «Урал» при советских объемах выпуска мог быть доступным, а мотоцикл «Урал» с тиражом порядка 1000 штук в год – нет. Конструкция была архаичной, а качество компонентов типичным для постсоветской эпохи. Если бы завод попытался выпускать советские мотоциклы столь мелкими тиражами, дело бы закончилось очередным банкротством. И тогда сделали следующее: сохранив общую концепцию мотоцикла и фирменные дизайнерские фишки, в Ирбите провели полную «дефектовку» конструкции. Часть элементов перепроектировали (но без ущерба ретро-теме), а часть заменили импортными. На мой вкус, современные технологии и старомодности слились весьма гармонично, придав «Уралам» неоклассический шарм.

С точки зрения компонентов мотоциклы «Урал» сегодня, скорее, иномарки. Российского в них – рамы, отливки двигателя и коробки передач, коленчатый вал и тахометр. Список импортных компонентов длиннее: телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK и так далее. С 2014 года добавились дисковые тормоза Brembo на всех трех колесах и электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В следующем году появится АБС – и тоже импортного производства.

Конструкция современных мотоциклов Ural — это сплав классических решений и новых технологий. Электронный впрыск топлива соседствует с воздушным охлаждением

Оппозитный мотор весьма удобен для компоновки мотоцикла

Оппозитное расположение цилиндров и воздушное охлаждение – фамильная черта ирбитских мотоциклов с самой первой модели М-72 (BMW R71). Конструкция обеспечивала низкий центр масс и была хорошо уравновешена: поршни двигались в противофазе. Интересно, что подшипники коленчатого вала (опорные и шатунные) были подшипниками качения, а не традиционными втулками (подшипниками скольжения). Мотоциклы военных лет имели так называемые нижние клапаны – двигатели были маломощные, но очень тяговитые. В 1957 году с появлением модели М-61 клапаны стали верхними, но приводились от распредвала через штанги толкателей и коромысла – конструкция сохранена до сих пор. Современные «Уралы» имеют 0,75-литровый двигатель мощностью 41 л.с.

По словам заводчан, импортные компоненты решили множество проблем: скажем, раньше шестерни коробки передач шумели и страдали от закусываний, а импортные работают тихо и надежно.

В каком-то смысле, история сделала хитрый кульбит: Ирбитский завод начинал с немецких идей на отечественных деталях, а теперь выпускает идеологически российский продукт на импортных компонентах.

Но увлечение импортными узлами привело к закономерному увеличению стоимости, поэтому сегодня мотоциклы «Урал» стоят в России от 435 тысяч рублей, а наиболее дорогие модели переваливают за полмиллиона. Неудивительно, что в России продажи минимальны: если и берут, то ради все той же ностальгии, а забирать приезжают на роскошных автомобилях. Для утилитарных целей за те же деньги можно купить автомобиль, а для экстрима – квадроцикл, поэтому ниша мотоциклов «Урал» на отечественном рынке исчезающе мала.

Но это никого не печалит, потому что мотоцикл охотно берут в Европе, Штатах, Канаде, Австралии, Ближнем Востоке и Японии. Недавно был освоен Китай. При этом Ural совсем недешев даже по заграничным меркам: например популярная модель Ural Patrol стоит в США порядка $15,5 тысяч, а самая дешевая – Ural-T – $12,4 тысячи. Чтобы было понятнее, это дороже, чем многие модели Harley Davidson, стоимость которых стартует от $8 тысяч.

Русофилия

Конечно, в масштабах американского рынка несколько сотен уральских мотоциклов – это капля в море, но все-таки спрос есть и он стабилен. Зачем их покупают? На фанатском форуме я нашел такое сообщение, отчасти объясняющее ситуацию: «Привет, я из Австралии. Я хотел «Урал» с незапамятных времен. Я большой фанат того, как всё делает русский Иван: все те самолеты с граунд-эффектом, бомбардировщики Туполева, пропагандистские плакаты из славной советской эпохи… Черт, даже хор Красной Армии – это круть, даже русский алфавит – это круть. Да, я большой фанат. Но сидящий во мне крестьянин-коммунист не может позволить великую революционную щедрость, так что я поглядывал на что-нибудь дешевое на сайтах объявлений. Я чуть было не купил «Днепр», но $4000 за модель 1965 года – это слегка крутовато для моих возможностей. Мой поиск уже напоминал русскую литературную драму, но тут – внезапный успех. Угадайте, что можно купить за 875 капиталистических долларов? Смотрите ниже. Надо ли говорить, что я в восторге!»

Австралиец купил вот этот «Урал» М67 1983 года выпуска

Помимо славянофилов изрядная доля спроса приходится на фанатов путешествий, особенно внедорожных вылазок. Вот тут мотоциклы «Урал» играют на своей территории.

Коляска – это возможность увезти полтора центнера разнообразного снаряжения, причем модель в стиле милитари – Ural Gear Up – с завода комплектуется саперной лопатой, фарой-искателем и дополнительной канистрой.

А еще «Урал» может быть «полноприводным», когда момент передается в том числе на колесо коляски (привод 2WD вместо 1WD). Дифференциала нет, и подключение второго колеса происходит «жестко»: такой привод отключается на твердых покрытиях, зато идеален на бездорожье. В России продаются две внедорожные модификации: Gear Up и Patrol.

Наконец, мотоциклы «Урал» всесезонные, и форумы фанатов кишат отчетами о зимних путешествиях.

На самом деле, в американских форумах встречается и критика мотоциклов «Урал» за проблемы с надежностью. Поклонников, видимо, это не слишком смущает: скажем, культовые автомобили Caterham тоже далеко не образец надежности, но их покупают не ради рутинных поездок. Аналогия вполне уместна, потому что и аскетичные английские родстеры, и ветхозаветные уральские мотоциклы покупают на эмоциях после первого тест-драйва. Тут все просто: либо ты влюбился и тебе плевать на размер бюста, либо никакие рациональные доводы не заставят тебя жениться. В обоих случаях простота конструкции и ее, скажем так, очевидность, делают технику ремонтопригодной, а это иногда важнее чистой надежности. Плюс, постоянное совершенствование конструкции также не остается незамеченным, и фанаты рекомендуют покупать Ural более поздних лет выпуска.

А еще на форуме мне встретился забавный вопрос новичка: «Что такое аббревиатура UDF?». Ответ – Ural Delay Factor, что-то вроде «фактора задержки Ural». Честно говоря, я подумал, что американцы издеваются над медленной реакцией завода на пожелания клиентов или что-то подобное. Оказалось, нет: UDF – это двукратное увеличение времени поездки из-за постоянного общения с любопытными, которые замучают вопросами «что такое?», «сколько жмет?» и «сколько стоит?». И так у каждой заправки, кафе и мотеля. Не любите общаться – не покупайте мотоцикл «Урал».

Из Ирбита я уезжал в приподнятом настроении, словно стал свидетелем магического трюка. Нет, я понимаю, что этот пример стоит записать в исключения, что можно долго рассуждать о том «а что в нем нашего» и закончить тем, что завод лишь умело капитализировал собственную архаичность.

Понятно, что мода на все советское рискует сойти на нет, а сможет ли «Урал» конкурировать с западной техникой без флера прекрасной старины? Есть ли у него конкурентные преимущества помимо тех, что остались в наследие с советских времен? Может ли завод спроектировать совершенно новый мотоцикл, который пользовался бы спросом безотносительно его прошлого?

Но, я думаю, эти же вопросы задает себе руководство, которому уже удалось то, что не смогли сделать многие другие предприятия страны: вытащить завод из ниоткуда. Ирбитский опыт – это хороший пример выживания в экстремальных условиях, пример того, как нужно играть с теми картами, которые имеешь, а не жаловаться на неблагоприятные условие, наследие, менталитет.

Складывается впечатление, что за проектом стоит толковый прагматик, который не стал прыгать выше головы и сыпать обещаниями. Он выписал на листке бумаги сильные и слабые стороны продукции, а затем принялся развивать одни и избавляться от других. И, как видите, это подход сработал: фанатские форумы активны, выпуск растет, бренд «Урал» крепнет. Это ли не чудо?

Артем КРАСНОВ, Александр ДЫБИН

zabarankoi.mirtesen.ru

Русские мотоциклы Урал стали хитом в Америке

Американские журналисты прокатились на мотоцикле Ural Gear Up в лимитированной версии Sahara с приводом на колесо коляски и четырехступенчатой коробкой передач. Такой мотоцикл стоит в США 18 000 $ без учета налогов и сборов.

Журналисты американского издания Road&Track совершили небольшое путешествие в горы на мотоцикле Ural, которые в настоящее время невероятно популярны в США! Ural — единственный мотоцикл, серийно оснащенный коляской, еще и с возможностью оснащения приводом на оба задних колеса, что открывает широкие возможности путешествий по бездорожью. В США оценили проходимость русских мотоциклов и консерватизм их конструкции — настоящий old school.

Американцам понравился крепкий русский мотоцикл. Элементы кузова выполнены из металла, это вам не новомодные пластиковые крылья. Хотя, российского в Урале не так и много: собственно металл и руки рабочих Ирбитского завода. За рубежом закупаются амортизаторы Sachs, генераторы Denso, зажигание Ducati, тормоза Brembo, впрыск Bosch и Delphi… Классический мотоцикл был оснащен достижениями цивилизации, а вскоре на Уралах появится АБС. Это уже не чадящий сельский рыдван, а эксклюзивный транспорт для энтузиастов.

Еще и достаточно обеспеченных. Американские журналисты прокатились на мотоцикле Ural Gear Up в лимитированной версии Sahara с приводом на колесо коляски, мотором в 41 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Такой Урал стоит в США 18 000 $ без учета налогов и сборов. Оснащение Sahara включает дополнительный свет, дуги, лебедку, лопату и многое другое. Если в дополнение ко всему вышеперечисленному заказать керамический выпуск, пакет внедорожных опций и более подходящие для бездорожья покрышки, то цена смело перевалит за 20 000 $. При этом, надо отметить, что цены на американскую икону — мотоциклы Harley-Davidson начинаются с 8 000 бакинских.

В России такой Урал стоит около 700 000 рублей и покупать его никто не торопится. А на Западе Ural пришелся ко двору, став модным аксессуаром. Более 90% продукции завода уходит на экспорт, в США и Европе реализацией Уралов занимаются по 60 дилеров, представительства есть на Ближнем Востоке, Австралии, перспективными рынками считаются Япония и Корея. Первую продукцию Ирбитский мотоциклетный завод (мотоциклы М-72) выдал в конце 1942 года. В советские годы проблем со сбытом в силу особенностей экономики не было, а пережить 90-е — начало 2000-х помогли энтузиасты завода и сегодня можно гордится тем, что российские мотоциклы завоевали сердца избалованного западного потребителя.

В США любители Уралов придумали понятие UDF — Ural Delay Factor «фактор задержки Урала» — двукратное увеличение времени поездки, вследствие постоянного общения с любопытными. Ural вызывает интерес где бы он не появился.

Стоит отметить, что в 2016 году Ural Gear Up Sahara вошел в топ-10 люксовых транспортных средств по версии Bloomberg. Было отмечено, что русский мотоцикл предоставляет возможность двигаться по любым дорогам в любое время года. Урал был признан идеальным мотоциклом для охоты и рыбалки. А возглавил список Bloomberg Lamborghini Huracan Spyder. О как!

www.kramola.info


Смотрите также