Священник в армии сша


Священник в армии 8 букв

  • Граф, подполковник французской армии, полковник голландской армии, генерал от инфантерии армии российской. (фамилия) 8 букв
  • Американский военачальник, генерал армии, один из главных командиров Армии США в Северной Африке и Европе во время Второй мировой войны. После войны занимал должность начальника Генерального штаба армии; в 1949 году стал первым председателем Объединённого комитета начальников штабов США. Последний американский военачальник, имевший звание генерала армии. (фамилия) 6 букв
  • Офицер армии США, позже генерал Армии Конфедеративных Штатов Америки. Главнокомандующий Западным театром военных действий во время Гражданской войны в США. В память о нём названа одна из крупнейших военных баз армии США Форт-.... (фамилия) 5 букв
  • Воины этой армии родом из разных стран. Трогательная история о смелом инвалиде из этой армии известна каждому. Пеший солдат этой армии должен быть ростом 32, конник- 44. В каких единицах измерялся их рост 9 букв
  • Генерал от кавалерии Русской императорской армии. По его инициативе в русской армии осенью 1915 года были созданы первые особые отряды «бомбометателей» или «гранадеров», из которых в процессе развития вышли Ударные части Русской армии, так же известные как «Батальоны смерти» или «Ударники». (фамилия) 5 букв

wordparts.ru

«Было весело, но бога не было»

Министерство обороны России опубликовало фотографию архимандрита Андрея (Ваца) в сообщении об акции «Подари книгу солдату» на базе в Армении. Снимок примечателен тем, что на нем запечатлена униформа военных священников нового образца, отмечает сайт «Защищать Россию». В канун православной Пасхи «Газета.Ru» разбиралась, в каком состоянии находится современный институт армейского духовенства.

Во многих странах мира полковые священники или капелланы состоят в войсках уже на протяжении нескольких сотен лет — так, в США и Великобритании этот институт функционирует с XVIII века. В дореволюционной России этот институт был законодательно утвержден еще раньше — во времена царя Алексея Михайловича.

Защищать Россию — дело благородное, отношение к армии в обществе улучшается, а в Минобороны говорят о снижении числа уклонистов от военной... →

Как правило, в военных соединениях западных стран представлены священнослужители основных конфессий и религий, с учетом особенностей демографии. В большинстве армий так или иначе представлены католические и протестантские священники, нередко — раввины и муллы. С американскими военными в небольшом объеме работают также буддийские и индуистские священнослужители.

Стоит отметить, что религиозное разнообразие было и в традиции российских военных до Октябрьской революции — в Российской армии кроме православных батюшек служили имамы и раввины.

В советские годы военное духовенство оставалось не у дел — часто упоминаются послабления в годы Великой Отечественной, однако полномасштабного вовлечения священников в жизнь армии все-таки не происходило.

Боевое соборование

После распада СССР обозначилось возрождение традиции, однако фактическое решение по этому вопросу было принято лишь в 2009 году по распоряжению тогдашнего президента Дмитрия Медведева.

Формально священники занимали должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, позже их приравняли к должности замполита. Впрочем, реформа пошла со скрипом — по данным 2012 года, некомплект священнослужителей в Российской армии составлял 90%. При этом тем священникам, которые не хотели работать на этой должности, власти предоставили отсрочку от военной службы.

В 2014 году стало известно о начале учебных программ по подготовке священников в военных вузах страны. «С этого года начнется разработка и реализация программ повышения квалификации военного духовенства в пяти военно-учебных заведениях, в первую очередь командных», — заявлял тогда глава управления по работе с верующими Александр Суровцев.

Со второй попытки состоялся долгожданный пуск первой ракеты с нового российского космодрома Восточный. В день старта «Газета.Ru» предлагает своим... →

Некомплект решили ликвидировать при помощи главного священника страны — патриарх Кирилл распорядился привлекать к комплектованию армейских должностей монахов из ставропигиальных (то есть непосредственно подотчетных предстоятелю) монастырей.

Однако, как писал в 2009 году журнал «Военное обозрение», некомплект сохранялся: вместо необходимых 242 «капелланов» удалось набрать только 132, из них 129 православных, два мусульманина и один буддист.

В 2010 году Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами учредил специальное СМИ для российских «капелланов» — «Вестник военного и морского духовенства». Интернет-журнал публикует материалы, например, о соборовании на полигоне Капустин Яр и о визите протоиерея Александра Бондаренко на полигон в Крыму.

Особенно отличились в области привития веры воинству Воздушно-десантные войска. В 2013 году стало известно о тестировании передвижного храма на базе грузовика «КамАЗ». Занятно, что первые образцы подобного храма были произведены на Донецком металлургическом заводе, который позже оказался в зоне боевых действий украинского конфликта.

Сообщалось, что эта машина предназначена для духовного «окормления десантников в ходе учений и вооруженных конфликтов». Такими передвижными церквями предлагалось оснастить все части российских ВС.

Новый рубеж был взят через несколько месяцев, когда публике продемонстрировали десантирование мобильного храма на парашюте, которое отрабатывали на полигоне под Рязанью.

Каким будет парад Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2016 года. «Газета.Ru» разобралась в сценарии демонстрации военной мощи России... →

«Парашют — такое же средство транспорта, как и автомобиль или велосипед, на котором можно прибыть в место, где находится чадо Русской православной церкви» — так охарактеризовал новшество один из священников, участвовавших в тренировке.

В начале 2016 года свою приверженность православным идеалам продемонстрировала российская группа войск в Сирии, когда на базе Хмеймим прошла рождественская служба.

«Эта служба несет любовь, мир, надежду на то, что с приходом Христа Спасителя на сирийскую землю придет мир», — заявил тогда отец Илья, который провел службу.

Насколько известно, несмотря на присутствие в Сирии российского десанта и военных священников, операции по установке мобильных храмов в пораженной исламскими террористами стране не проводились.

«Перед вами выступит настоятель такой-то»

Несмотря на декларируемый энтузиазм во взаимодействии армии и церкви, в рядовой армии эта работа пока находится в зачаточном состоянии.

Как рассказал «Газете.Ru» молодой человек, отслуживший в Таманской дивизии, это взаимодействие ограничивается несколькими православными праздниками — Рождеством, Масленицей и Пасхой. Он отметил, что это еще лучший вариант, так как Таманскую дивизию можно назвать во всех отношениях «показательной». Другие экс-военнослужащие, опрошенные «Газетой.Ru», говорят об отсутствии духовной поддержки солдат.

По словам «таманца», контакты со священниками происходили на плацу во время общих построений. «Все выходят на плац, командир бригады выступает по тому или иному вопросу. И потом, например, говорит, что сегодня такой-то праздник, перед вами выступит настоятель такой-то. Выходит священник, поздравляет солдат и окропляет их святой водой», — рассказал молодой человек.

Мусульманам, евреям и нерелигиозным солдатам предлагали подождать в стороне от плаца. Как правило, из строя выходили срочники азиатского или кавказского происхождения. А большинство солдат оставались в строю — «не хотели выделяться, хотя за это никого не наказывали».

По словам солдата, лично пообщаться со священником солдат теоретически может, обратившись по этому поводу к командиру или замполиту части. «При мне такого никто не делал. Чаще солдаты обращаются к психологу», — уточняет он.

Минобороны России объявило конкурс на поставку военному ведомству надувных батутов и водных аттракционов типа «банан». Планируется... →

«Крестики носили многие, но разговоров о боге особенно не было. Все скучали по девушке, маме, родным, еде. Каждый вечер пели гимн всей бригадой... Короче, было весело, но бога не было», — подытожил экс-военнослужащий.

Судя по тому, что значительная часть ведущих армий мира имеет институт капелланов, военные священники так или иначе выполняют важную социальную функцию — вне зависимости от реальной религиозности военнослужащих.

Для молодого человека несение военной службы является стрессом, справиться с которым должна помогать любая психологическая поддержка — как от штатных психологов, так и от родственников, друзей, офицеров и сослуживцев. Священники также способны играть эту роль.

Тот самый архимандрит Андрей (Вац), служащий на российской базе в Армении, в 2013 году формулировал роль клириков в армии так: «Мы поддерживаем и оказываем помощь тем солдатам, которые в силу такой нашей социальной действительности теряются. Очень многие приходят, оторвавшись от маминой юбки, и попадают в такую среду, где одни мужчины. Это тяжело! Немногие готовы все-таки смиряться со своими немощами, а уж тем более с другими. Поэтому

нужен огромный духовный ресурс для этого военнослужащего, чтобы преодолеть самого себя. Вот здесь и нужна наша помощь!»

Трудно не согласиться с такой формулировкой — для этого не нужны богословские дискуссии. Однако Российской армии еще предстоит пройти долгий путь для того, чтобы институт военных священников начал в полном объеме выполнять стоящие перед ним задачи.

www.gazeta.ru

В армии США разгорается религиозная война

сегодня в 23:51 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:48 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:48 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:45 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:42 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:41 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:34 Минобороны Эстонии: военное присутствие США и НАТО в Прибалтике необходимо увеличить

сегодня в 23:24 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:22 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:11 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 23:06 ВЦИОМ констатирует политический застой в России? Мнение

сегодня в 23:04 ВЦИОМ констатирует политический застой в России? Мнение

сегодня в 23:02 ВЦИОМ констатирует политический застой в России? Мнение

сегодня в 22:58 Путин запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию

сегодня в 22:56 ВЦИОМ констатирует политический застой в России? Мнение

сегодня в 22:51 ВЦИОМ констатирует политический застой в России? Мнение

сегодня в 22:49 Страна и президент живут в разных реальностях - эксперт

сегодня в 22:47 Страна и президент живут в разных реальностях - эксперт

сегодня в 22:44 Страна и президент живут в разных реальностях - эксперт

сегодня в 22:39 Страна и президент живут в разных реальностях - эксперт

сегодня в 22:39 Минобороны Эстонии: военное присутствие США и НАТО в Прибалтике необходимо увеличить

www.pravda.ru

ВОЕННОЕ КАПЕЛЛАНСТВО (На примере США и Великобритании)

Статья освещает специфику работы института военного капелланст — ва на примере армий США и Великобритании. Данные, приведенные в статье, позволяют составить общее представление о реализации права на свободу вероисповедания в ходе несения военной службы, статистика по- зволяет составить общее впечатление о конфессиональном составе армии. Дана характеристика основных аспектов службы военного капеллана.

Ключевые слова: армия, военно-религиозные отношения, капелланст — во, религиозные меньшинства.

Для реализации вероисповедных прав военнослужа — щих, как правило, привлекаются военные капелланы, которые могут быть как официально завербованными военнослужащими, имеющими штатную должность капеллана при Минобороны, так и гражданскими лицами, исполняющими эту миссию наряду с дру — гими своими обязанностями.

Военные капелланы служат во всех видах вооруженных сил (ВС) – армии, флоте, военно-воздушных силах, а также во всех компонентах ВС – действительная служба, резервы, гражданский персонал и национальная гвардия. И хотя штатные капелланы счи — таются военнослужащими, они являются noncombatant – не имеют права носить и применять оружие.

Как представители своей группы верующих капелланы долж — ны быть одобрены религиозной организацией, которая, в случае США, отвечает трем базовым критериям, установленным Минобо — роны. Во-первых, организация должна быть некоммерческой, во — вторых, обладать действующим кандидатом на должность военно-го капеллана, в-третьих, иметь свою паству в ВС. Поскольку США в сфере религиозной жизни сейчас уходят все дальше от строгого деноминационализма к более неденоминационным, интердено — минационным или даже независимым религиозным движениям, Минобороны дало полномочия нескольким организациям, каждое из которых как «колпак» накрывает сразу ряд религиозных групп (Национальная ассоциация евангелистов, Альянс евангелических церквей, Всемирный совет независимых христианских церквей)1.

Создан ряд профессиональных организаций (Ассоциация про- фессиональных капелланов, Национальная ассоциация католи — ческих капелланов, Национальная ассоциация иудейских капел — ланов, Американская ассоциация христианских консультантов и др.2), способствующих обмену опытом среди капелланов. Каждая из них имеет свой «кодекс чести» капеллана, проводит регулярные мероприятия, способствующие профессиональному росту, обмену опытом и т. п. Членство в этих организациях – показатель высоко — го профессионального уровня капеллана, поэтому ряд организаций вводит период кандидатского членства, в течение которого молодо — го товарища наставляют и проверяют более опытные коллеги3.

Главная задача капелланов сейчас – поддержка и наставление военнослужащих, независимо от того, верит ли сам капеллан или его церковь в моральную правильность войны4.

Институт военных капелланов в Британской империи сложил — ся в 1796 г.5 Изначально Департамент военных капелланов состоял только из представителей церкви Англии. Позже к ним присоеди — нились католики, официально не входя в структуру департамента (1836), пресвитерианцы (1858), уэслианцы (1881) и иудеи (1892).

Согласно данным Минобороны США, должность капеллана в войсках была учреждена Конгрессом 29 июля 1775 г.6

В армии Великобритании в 2005 г. был организован специаль — ный набор (на данный момент рекордный за последние 65 лет), в результате которого штат капелланов составляет 280 человек. Все рекруты – христиане. Однако ВС по мере надобности обра — щаются к гражданским капелланам, чтобы удовлетворить нужды религиозных меньшинств. Военнослужащие, исповедующие буд — дизм, ислам, сикхизм и индуизм, реализуют свои вероисповедные права с помощью капелланов, сотрудничающих с войсками, – эти должности были открыты в 2005 г. Все эти капелланы являются гражданскими лицами, они не служат в армии, не имеют воинских званий. В 2010 г. в войсках Великобритании проходило службу

440 буддистов, 120 сикхов, 690 индуистов, 600 мусульман, 80 иудеев.

255

К. Н. Айсин

В то же время военнослужащих-христиан пребывало на службе

162 140 человек7.

По сравнению с 2007 г. все категории (кроме уже названых, собирательная категория «христианская традиция», куда вошли среди прочих движение Христианская наука, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, свидетели Иеговы; собиратель — ная категория «другие религии» – язычники, викканты, неодруи — ды, зороастрийцы, растафариане, бахаи, спиритуалисты; нерели — гиозные и пожелавшие не разглашать свою религиозность), кроме христиан, возросли в численности, а количество христиан умень-

шилось на 3,9%8.

Преподобный Дэвид Уилкес, методист и генерал капелланов Британской армии, высказывал мысль, что было бы замечательно в будущем иметь военных капелланов нехристиан на постоянной службе9.

Армия Великобритании старается идти навстречу требованиям вероучений религиозных меньшинств: в части специально постав — ляется халяльное и кошерное мясо. Солдатам, исповедующим ис — лам, выделяется специальная комната для совершения молитвы, а также им разрешено соблюдать пост в месяц рамадан, если это не мешает исполнению их прямых обязанностей.

Кроме того, капелланы вовлечены в работу по образованию солдат. Их задача – просвещать военнослужащих о различных ре — лигиях, воспитывать уважение к ним. В их обязанности входит так — же проведение служб по погибшим военнослужащим.

Чтобы присоединиться к британской армии, капеллан должен быть родом из Великобритании, государства Содружества наций или Ирландской республики – в последних двух случаях им долж — на оказывать поддержку Церковь Великобритании. Капелланы получают свои полномочия на три года, этот срок может быть про — длен до пяти лет. По окончании его можно заключить новый кон — тракт, но если капеллан не подходит по возрасту, он должен оста — вить службу в армии. Средний возраст капелланов – 38 лет.

Отбор кандидатов обычно проходит в три дня. Священники оцениваются психологически, физически и духовно, а также по навыкам командной работы. Будущие капелланы должны быть го — товы к тому, что им придется работать в экстремальных условиях в чужих краях и сталкиваться с нуждами солдат, ежедневно смот — рящих в лицо смерти.

Важную часть подготовки составляет тренировка взаимодейст — вия с военнослужащими – не единоверцами, подготовка солдат к

256

Военное капелланство…

возможной гибели или необходимости убийства. В среде священ- нослужителей, не являющихся капелланами, популярно мнение, что психологическая помощь солдату в готовности отнять чужую жизнь является предательством священнической миссии. Капел — ланы отвечают им, что война в этом несовершенном мире является последним средством, но все же средством для разрешения кон — фликтов и восстановления справедливости. Солдатам они обычно говорят, что если те идут на войну не со слезами на глазах и раз — битым сердцем, значит, они не за правую сторону воюют. Чтобы сгладить некоторые углы, капелланы дают солдатам теологическое объяснение теории «справедливой войны», которое говорит, что есть условия, при которых жестокость и даже убийство могут быть оправданны10.

У капелланов своя специализированная система тренировок. Они проходят обучение в офицерском военном училище «Коро — левская военная академия Сэндхерст» (Sandhurst Royal Military Academy). Курсы длятся четыре недели. Священники должны привести себя в форму и получить необходимые знания о службе в армии. Их не обучают обращению с оружием. Специальные лекции читает старший капеллан.

Капелланам разрешено поднимать вопросы морали: если у свя- щеннослужителя возникают сомнения о некоторых планах коман — дования, он вправе обсудить их с офицером.

Если капеллан чувствует, что его убеждениям противоречит дальнейшее несение службы (как, например, в случае изменивших — ся обстоятельств – развязавшейся войны), он вправе подать в от — ставку. Хотя большинство предпочитает остаться, чтобы служить солдатам, попавшим в ситуацию такой же моральной дилеммы.

Первая поправка к Конституции США запрещает издание за — кона, устанавливающего какую-либо религию в качестве обяза — тельной или запрещающего свободное исповедание оной. Тем не менее Конгресс считает необходимым деятельность института капелланства в качестве баланса между свободным исповеданием религии и отказом от каких-либо законов, делающих ее обязатель-

ной11. Таким образом, принимая на службу в армию священно- служителей различных вероисповеданий, правительство США не пропагандирует какую-либо религию, а всего лишь способствует адекватному исполнению гражданских прав и свобод военнослужа — щих, членов их семей и гражданского персонала Минобороны. За — кон Соединенных Штатов запрещает капелланам злоупотреблять должностным и служебным положением или обстоятельствами в

257

К. Н. Айсин

целях евангелизации, прозелитизма или любой другой формы при — нуждения и воздействия на человека, чьи религиозные воззрения отличаются от взглядов капеллана12. Капелланы работают не толь — ко с военнослужащими и гражданским персоналом, но также и с членами семей военнослужащих13.

Окончательно правовой статус капелланства был определен совсем недавно, когда двое гарвардских студентов-юристов подали иск к армии США, в котором они заявляли, что институт военного капелланства противоречит Конституции и принципу отделения церкви от государства. Федеральный судья в итоге вынес решение, подтверждающее право военного персонала иметь возможность со — вершать богослужения и молиться вне зависимости от того, где они

могут быть дислоцированы14.

Капелланы как субъекты права ответственны по всем междуна — родным договорам и конвенциям, ратифицированным США15.

В 1994 г., согласно данным капеллана Джозефа О’Доннелла, в армии США капелланами было представлено более 150 различ — ных религиозных групп16. По данным на 2003 г. на службе в ар — мии состояло 1400 капелланов. Кроме 30 раввинов и 15 имамов, все остальные были христиане17, представлявшие многочислен — ные христианские церкви и деноминации. Эта специфика США не раз вызывала интерес в исследованиях по военному капел- ланству. Если же обратиться к воспоминаниям капелланов, то в критических ситуациях границы религиозной принадлежности стираются и приходится взаимодействовать не только со «сво-

ими»18. Для военнослужащих с эксклюзивной религиозностью существуют программы работы с Distinctive faith group leaders: приглашают по мере надобности внештатные священнослужи — тели, волонтеры, подшефные капелланам и работающие с теми военнослужащими, чьи нужды не может удовлетворить штатный

священнослужитель19.

Участие в религиозных церемониях добровольное. Хотя в официальных документах делается пометка, что военнослужащие могут быть задействованы в обеспечении организационной под — держки проведения мероприятий религиозного характера. Под- держка проведения религиозных мероприятий из правительст — венных средств есть право солдат, членов их семей, пенсионеров, гражданского персонала Минобороны и другого полномочного

персонала20.

Капелланы армии США (как и Великобритании) входят в структуру ВС и должны соблюдать субординацию, но все же они

258

Военное капелланство…

продолжают подчиняться своей внутренней церковной иерархии, и религиозные организации, к которым они принадлежат, не теря — ют над ними контроль21.

Институт капелланства, согласно официальной позиции, пре — дусмотрен в целях воспитания и практики религиозных верований, традиций и обычаев в плюралистичном обществе для поддержания духовной жизни солдат и их семей. Также капелланы должны по — могать командованию профессиональным советом и консультация — ми по вопросам религии, морали и этики.

Чтобы присоединиться к программе кандидатов в капелланы, соискатель должен быть либо зачислен в качестве студента на вы — пускной курс богословия в квалификационное учебное заведение, определенное директивой Минобороны, либо являться выпускни — ком такого учебного заведения. Он также должен быть вовлечен в полную профессиональную религиозную занятость, результатом которой будет сертификация кандидатами религиозных групп или организаций, и иметь одобрение от религиозной организации, за- регистрированной в Минобороны. Это одобрение служит лишь для вступления в кандидатскую программу и не гарантирует полу — чение статуса армейского капеллана.

Подготовка капелланов происходит по следующей програм — ме: ежегодные тренировки в составе своего подразделения; еже- месячные тренировки и обучение, не связанные с действительной военной службой (Inactive Duty Training); самостоятельные тре — нировки; повышение профессиональной квалификации; специали — зированные тренировки и курсы, включающие обучение прыжкам с парашютом, первой медицинской помощи, работу с семьями во — еннослужащих и т. п. В нее включаются также программы настав — ничества, самостоятельное чтение и любые другие одобренные тре-

нировки22.

В отличие от Великобритании, обучение капелланов армии США может проводиться не только на военных базах, но и в светских учебных заведениях, имеющих соответствующую ак — кредитацию.

Во время исполнения религиозных церемоний капелланы должны носить военную униформу, облачение или иной наряд, предписанный уставом и практикой его религиозной организации. Епитрахиль, таллит и другие атрибуты могут носиться вместе с

униформой23.

Капелланы в армии США пользуются поддержкой ряда прави — тельственных и добровольных организаций, в числе которых От-

259

К. Н. Айсин

дел гражданских лиц армии, специалисты по религиозному обра — зованию, специалисты по работе с молодежью, административный персонал, священнослужители религиозных меньшинств, лидеры самобытных религиозных течений, волонтеры. Эти участники во — енно-религиозных отношений осуществляют организационную и техническую поддержку капелланов.

Материал взят из: Научный журнал Серия «Философские науки. Религиоведение» № 17 (97)

studik.net


Смотрите также