Структура власти в сша


Американская политика для чайников — Новости на TJ

Как устроена система власти в США

Политические новости из США попадают в российские новостные выпуски едва ли не каждый день. Тем не менее такие сюжеты часто остаются поверхностными, а информация в них излагается так, что понять, что на самом деле происходит в Америке и как устроена политическая система этой страны, практически невозможно.

TJ собрал в одном материале минимум из того, что нужно знать об американской политике и составил обзорный гид для тех, кто действительно хочет в ней разбираться.

Кевин Спейси в роли Фрэнка Андервуда в сериале «Карточный домик»

Соединённые Штаты Америки — федеративная республика, состоящая из 50 штатов, одного федерального округа и нескольких островных территорий.

По числу граждан, имеющих возможность голосовать на выборах, США называют второй по величине демократией мира. Первой считается Индия, где число избирателей в ходе последней парламентской кампании превысило 814 миллионов человек. В Америке правом голоса, по данным на 2012 год, обладали 146 миллионов жителей.

Формально по своему административному устройству Штаты соответствуют России. Конституция РФ содержит определение России как федеративной республики с республиканской формой правления.

2. Конституция, которая превыше всего

Как и у любой другой демократии, главным документом в США является конституция. Её текст был составлен в 1787 году, ратифицирован первыми тринадцатью штатами с 1788-го по 1790-й годы и считается первым подобным законодательным актом в новейшей истории.

Копия первой страницы американской Конституции

Главное, что нужно знать об американской конституции, — это заложенный в неё принцип «сдержек и противовесов» или, иными словами, разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной.

Документ составлен таким образом, чтобы предотвратить чрезмерное усиление одной из частей политической системы и обеспечить общую стабильность государства. Самой известной частью текста Конституции США стали слова преамбулы — «We the People» («Мы, народ»).

3. Зачем Конституции нужны поправки

Важнейшей частью политической системы являются 27 поправок к конституции, принятых за несколько веков существования независимых Соединённых Штатов.

Первые десять из них входят в так называемый Билль о правах и закрепляют за гражданами страны основные права и свободы. Первая поправка гарантирует свободу слова, религии, прессы и собраний, вторая — право хранить и носить оружие, четвёртая запрещает произвольные обыски и аресты и так далее. Широко известна также тринадцатая поправка, принятая после Гражданской войны в стране и отменившая рабство.

Утверждённая в 1933 году 21-я поправка потребовалась только для того, чтобы отменить 18-ю поправку, которая ранее ввела в стране сухой закон

С 1951 года действует также 22-я поправка. Она запрещает одному и тому же человеку избираться президентом страны более двух раз. Неважно, подряд или с перерывом на чей-то другой срок.

4. Кто на самом деле выбирает власть в Америке

Главой государства, согласно Конституции, является президент. Он избирается раз в четыре года путём непрямых всеобщих выборов. В России президентом становится тот, кто наберёт большинство голосов. В США такой победы для избрания недостаточно. Окончательное решение остаётся за специальной коллегией выборщиков.

Коллегия состоит из 538 человек, представляющих все 50 штатов страны и округ Колумбия. Чем больше население штата, тем больше у него представителей в коллегии. Чтобы оказаться в Белом доме, кандидату необходимо набрать как минимум 270 их голосов.

Бюллетень на федеральных выборах в США в 2008 году

Обычно выборщики обязаны голосовать в зависимости от результатов всенародного голосования в их штате. Иными словами, по закону должны поддержать кандидата, выбранного народным большинством. Постановления двух штатов — Мэн и Небраска — предполагают и противоположное развитие событий.

Принцип «победитель получает всё» («winner-take-all») обязывает всех выборщиков от одного штата голосовать одинаково. Из-за этого коллегию нередко критикуют за несправедливое распределение «веса» голосов и резкое увеличение роли «колеблющихся штатов» («swing states»), то есть штатов, где нет устойчивого большинства ни одного из кандидатов.

«Колеблющиеся штаты» раз за разом становятся главными пунктами предвыборной повестки оппонентов, так как небольшой перевес в них принесёт значительное количество голосов у выборщиков

В 2004 году Джордж Буш-младший в качестве кандидата пять раз посетил небольшой колеблющийся штат и ни разу при этом не посетил крупный Нью-Йорк, проведя 30 встреч с избирателями там, где его перевес был минимальным. В 2011 году Барак Обама побил этот рекорд. Он посетил колеблющиеся штаты более 45 раз, проведя там 58 мероприятий.

5. Что может и чего не может президент США

Президент США обладает широкими полномочиями, большая часть которых действуют с некоторыми оговорками (та самая система «сдержек и противовесов»), которые предотвращают злоупотребление главой государства своим положением.

Президент назначает лиц высшей исполнительной власти (их кандидатуры утверждает Сенат), заключает международные договоры (при условии их одобрения 2/3 сенаторов), может помиловать за любое преступление (кроме дел, связанных с отстранением его самого или любого другого чиновника от должности).

Кандидат в президенты США Барак Обама на встрече с избирателями во время кампании 2008 года

Также в сферу его ответственности входит издание указов, регламентирующих работу федеральных органов власти, предоставление Конгрессу проекта госбюджета и руководство вооружёнными силами страны.

Вся исполнительная власть фактически подчиняется президенту, а действующий при нём Кабинет министров является совещательным органом, с которым он должен считаться. Ключевым постом в Кабинете является должность государственного секретаря — аналог существующего в России поста министра иностранных дел.

Похожие совещательные функции и у вице-президента (избирается в тандеме с президентом в ходе всеобщих выборов, на которых у каждого кандидата на должность главы государства есть также и официальный кандидат на пост своего заместителя).

Ни один президент в истории Соединённых Штатов не мог влиять на существенные вопросы внутренней и внешней американской политики, не обладая при этом достаточной поддержкой парламентского большинства, будь то его собственная партия или контролирующая парламент оппозиция

Одним из самых интересных моментов, связанных с должностью главы США, является «проклятие Текумсе» (Tecumseh's Curse). Оно было вынесено всем будущим президентам Америки вождём племени шауни. Вождь предрёк, что ни один президент, который будет избран в год, кратный 20, не останется жив до окончания срока своих полномочий.

Предсказание сбывалось с 1860 по 1980 годы (в общей сложности семь раз), и было нарушено только Рональдом Рейганом (избран в 80-м) и Джорджем Бушем-младшим (избран в 2000-м). При этом оба президента становились жертвами покушений, но смогли выжить.

6. Что такое Конгресс и кто в нём заседает

Ещё одним элементом американской политической системы является Конгресс США. Он состоит из двух палат. Палата представителей насчитывает 435 человек, каждый из которых избирается раз в два года по своему округу. Количество представителей от одного штата зависит от численности его населения.

Вторая палата, Сенат, состоит из 100 человек, избирающихся раз в шесть лет (около трети из них при этом переизбираются раз в два года). У каждого штата по два сенатора, вне зависимости от того, сколько людей в нём проживает.

Обе палаты и политики, попадающие в них, во многом идентичны по своим функциям и отличаются уровнем представительства. Члены Палаты представителей избираются и представляют свой округ, сенаторы отвечают за штат.

Здание Конгресса США (Капитолий)

В полномочия Конгресса входит всё, что связано с введением налогов, расходами на оборону, торговлей между отдельными штатами и другими государствами и многое другое. Все законы, принимаемые в США проходят обязательное одобрение обеими палатами.

Каждый год люди, заседающие в Палате представителей или Сенате, выдвигают около пяти тысяч различных законодательных инициатив. Из них за 365 календарных дней принимаются обычно не более ста с небольшим.

Процесс принятия закона всегда примерно одинаков. Сначала документ «представляют» в той палате, где сидит его автор. Затем бумага попадает в один из специализированных комитетов или подкомитетов, где дорабатывается перед тем, как пройти процедуру предварительного голосования. После этого по законопроекту голосует уже вся палата.

В случае успешного рассмотрения, работу над текстом продолжает объединённая комиссия из Палаты представителей и Сената. Она составляет устраивающий всех компромиссный вариант, который отправляется для прохождения чтений в обеих частях Конгресса.

Если законопроект одобрен, он отправляется на подпись президента. Глава государства может и не подписывать документ, так как обладает правом наложить на документ вето. В свою очередь, парламент может отменить вето, если вновь 2/3 голосов поддержит инициативу.

Заседание Палаты представителей Конгресса США, посвящённое рассмотрению законопроекта о реформе здравоохранения

7. Кто такие республиканцы и демократы

Конгресс США контролируется двумя политическими партиями, борющимися на выборах не только за конкретные места в нём, но и за общее преимущество в числе представителей, которое позволяет проще и быстрее проводить нужные законы.

Главными партиями являются Республиканская (основана в 1850-х годах) и Демократическая (основана в 1820-х). Из-за их доминирования американскую партийную систему часто называют двухпартийной, хотя формально в стране насчитывается около 50 различных партий.

Республиканцы, которых также называют «старой доброй партией» (Grand Old Party, GOP) или «слонами», традиционно считаются сторонниками консервативной идеологии. Они выступают за сокращение роли правительства в жизни общества, уменьшение налогов, сокращение государственных расходов в целом с одновременным увеличением расходов на военные нужды.

Известными представителями партии на посту президента являлись в своё время Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт, Рональд Рейган, Джордж Буш и Ричард Никсон. Республиканцы пользуются наибольшей поддержкой в южных и центральных штатах («красные штаты»).

Участники конвенции Республиканской партии в Техасе

Демократы («ослы») отстаивают либеральные ценности, поддерживают идею прогрессивного налогообложения, выступают за увеличение общих бюджетных расходов и сокращение военного бюджета, а также требуют расширения влияния власти на регулирование экономики и жизни.

Наибольшим влиянием Демократическая партия пользуется штатах западного и восточного побережья США и в северной части центральных США («синие штаты»). Известными демократами-президентами были Джон Кеннеди, Франклин Делано Рузвельт, Джимми Картер, Билл Клинтон. Демократом является и действующий глава Соединённых Штатов Барак Обама.

Партии играют решающую роль не только в работе Конгресса и политической жизни штатов. Именно они выдвигают на «праймериз» (предварительные выборы) будущих кандидатов в президенты

Политическая идеология внутри партий неоднородна. Среди однопартийцев часто возникают разногласия. В 2009 году широкую известность получило консервативно-либертарианское Движение чаепития (Tea Party movement). Его сторонники требовали остановить реформы, начатые демократами: в частности, выступали за сворачивание запущенной администрацией президента страны реформы здравоохранения.

К общественным активистам движения вскоре присоединились многие члены Республиканской партии, использовавшие лозунги «чаепитников» для продвижения на промежуточных выборах своих консервативных кандидатов. По данным канала ABC, к 2014 году с движением также ассоциировали себя до 20 процентов политиков, входящих в Демократическую партию.

И демократы, и республиканцы существуют за счёт огромной финансовой поддержки частного бизнеса (около 77 процентов всех пожертвований) и индивидуальных заинтересованных благотворителей. Общее количество денег, которое «переваривает» эта система за один годовой избирательный цикл, в 2012 году составило почти шесть миллиардов долларов. Из них на президентскую кампанию ушло около 2,5 миллиарда.

Блиц

Когда состоятся ближайшие выборы президента США?

4 ноября 2016 года.

У кого большинство в Палате представителей?

У республиканцев. По состоянию на середину ноября 2014 года партия занимала 234 места в палате. У демократов 201 представитель.

У кого большинство в Сенате?

Также у Республиканской партии. После промежуточных выборов в ноябре представители партии заняли 54 места в Сенате из 100. Последний раз обе палаты парламента находились под контролем республиканцев в 2006 году.

Я всё понял. Что мне почитать и на кого подписаться?

Уровень «Лайт»: раздел о политике в The New York Times.

Уровень «Для начала я всё почитаю в Твиттере»:

@BuzzfeedPol @HuffpostPol @FoxNewsPolitics @BuzzFeedBen @Philip_Elliott @AlexWagner

Уровень «Хардкор»: издание Politico в веб-версии и виде мобильных приложений.

А в следующей серии мы поговорим о кокусах и филибастерах, Виктор Степанов,

TJ

tjournal.ru

Политическая система США

Конституция США, написанная для исправления недостатков Статей Конфедерации (1781–89), определяет федеральную систему управления, где определенные полномочия делегируются национальному правительству, а другие — штатам. Национальное правительство подразделяется на три властных ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Путем разделения власти, а также за счет системы сдерживания и противовесов, ни одна ветвь власти не может подчинить две другие. Все три ветви взаимосвязаны, каждая имеет перекрывающие друг друга полномочия.

Конституция содержит несколько конкретных положений (таких как требования к возрасту и месту жительства для обладателей федеральных должностей, а так же полномочий, предоставленных Конгрессу), однако во многих областях она расплывчата и не способна всесторонне осветить множество вопросов возникших с момента ратификации. Таким образом, Конституция считается живым документом, ее значение со временем меняется в результате новых толкований.

Исполнительная власть

Исполнительную ветвь власти возглавляет президент, избранный на 4-летний срок, но не более 2-х сроков подряд (22 поправка от 1951 года). Официальные конституционные обязанности президента включают в себя командование вооруженными силами; ведение международных переговоров и заключение договоров; назначение федеральных судей, послов и должностных лиц кабинета; исполнение обязанностей главы государства. На практике президентские полномочия были расширены и теперь включают разработку законодательства, ведение внешней политики, руководство собственной политической партией и т.д.

Президент формирует свой кабинет, в который помимо вице-премьера, госсекретаря и генерального прокурора входят министры всех профильных министерств. Значительные полномочия предоставлены помощникам президента, не входящим в состав кабинета министров, таким как глава аппарата Белого дома, торговый представитель США, директор Национальной разведки, директор ЦРУ и т.д. И члены кабинета и помощники назначаются на должность по усмотрению президента и могут быть уволены в любое время.

Эта ветвь власти также включает в себя независимые регулирующие органы — Федеральную резервную систему и Комиссию по ценным бумагам и биржам. Задачей данных организаций является защита общественных интересов путем обеспечения соблюдения правил и разрешение споров по федеральным правилам. Также частью исполнительной власти являются правительственные корпорации (например, железнодорожная пассажирская корпорация Amtrak или Почтовая служба США), предоставляющие услуги потребителям.

Законодательная власть

Законодательная власть государства принадлежит двум ассамблеям, первая из которых обычно называется Сенат, а вторая Палата представителей — вместе они образуют Конгресс США.

Сенат обычно является законодательным органом; но иногда он становится исполнительным и судебным. В соответствии с конституцией разных штатов он участвует в правительстве несколькими способами, но именно в назначении государственных чиновников чаще всего принимает функции исполнительной власти. Также Сенат принимает функции судебной власти при рассмотрении некоторых политических преступлений, а иногда и при решении определенных гражданских дел. Число членов Сената – по два от каждого штата, то есть в совокупности 100 человек.

Сенат имеет единоличную власть подтверждать назначения президента, требующие согласия, и ратифицировать договоры. Однако есть два исключения из этого правила: Палата представителей, наряду с Сенатом, должна утвердить на должность вице-президента и любой договор, который касается внешней торговли. Сенат также рассматривает дела об импичменте для федеральных чиновников, переданных ему Палатой.

Палата представителей состоит из 435 избранных членов, разделенных между 50 штатами пропорционально их общей численности. Кроме того, есть 6 не имеющих права голоса членов, представляющих округ Колумбия, Содружество Пуэрто-Рико и четыре другие территории Соединенных Штатов. Председателем палаты является спикер палаты, избранный представителями. Он или она является третьим в линии преемственности на пост президента.

Палата имеет несколько полномочий, возложенных исключительно на нее, в том числе полномочия инициировать законопроекты о доходах, привлекать к ответственности федеральных чиновников и избирать президента в случае ничьей в коллегии выборщиков.

Палата представителей, не имеет никакого отношения к администрации, исполняя только функции судебной власти, поскольку привлекает к ответственности государственных чиновников Сената.

Члены обеих палат почти везде проходят одинаковую процедуру выборов. Единственное различие — срок, на который избирается Сенат, в целом длиннее, чем срок полномочий членов Палаты представителей. Предоставляя сенаторам право избираться на более длительный срок, закон заботится о том, чтобы сохранить в законодательном органе ядро ​​людей, уже привыкших к государственной службе и способных оказывать благотворное влияние на младших членов.

Чтобы принять закон и отправить его Президенту на подпись, Палата и Сенат должны проголосовать за один и тот же законопроект большинством голосов. Если президент наложит вето, Конгресс может преодолеть его, передав законопроект снова в каждую палату, где по крайней мере, 2/3 каждого органа проголосуют за.

Судебная власть

Если исполнительная и законодательная ветви избираются народом, члены судебной ветви назначаются президентом и утверждаются сенатом.

Статья III Конституции, которая устанавливает судебную власть, оставляет Конгрессу значительную свободу действий по определению формы и структуры федеральной судебной системы. Даже число судей Верховного суда оставлено на рассмотрение Конгресса — иногда их было всего 6, в то время как сегодня 9, с одним председателем Верховного суда и восемью ассоциированными судьями. Конституция также предусматривает, что законодательный орган уполномочен создавать суды, подчиненные Верховному суду. С этой целью Конгресс учредил окружные суды США, рассматривающие большинство федеральных дел, и 13 апелляционных судов, которые рассматривают апелляционные дела окружных судов.

Как правило, Конгресс определяет юрисдикцию федеральных судов. Однако в некоторых случаях — например, в случае спора между двумя или более штатами США — Конституция наделяет Верховный суд первоначальной юрисдикцией.

Федеральные судьи могут быть сняты только путем импичмента Палатой представителей и осуждения в Сенате. Судьи не служат в течение определенного срока — они назначаются до своей смерти, выхода на пенсию или осуждения Сенатом. По замыслу это изолирует их от давления общественности и позволяет применять закон только с учетом справедливости, а не электоральных или политических интересов.

Суды рассматривают только реальные дела и споры – то есть нужно доказать, что истцу был причинен вред, чтобы подать иск в суд. Это означает, что суды не выносят консультативных заключений относительно конституционности законов или законности действий, если решение не будет иметь практического эффекта. Дела, переданные в судебную систему, как правило, передаются из окружного суда в апелляционный суд и могут даже заканчиваться в Верховном суде, хотя Верховный суд ежегодно рассматривает сравнительно немного дел.

Федеральные суды обладают исключительной властью толковать закон, определять конституционность закона и применять его к отдельным делам. Суды низшей инстанции ограничены решениями Верховного суда — после того как Верховный суд интерпретирует закон, суды низшей инстанции должны применять толкование Верховного суда к фактам конкретного дела.

Местное самоуправление

Поскольку Конституция США устанавливает федеративную систему, правительства штатов пользуются широкими полномочиями. В Конституции изложены конкретные полномочия, предоставленные национальному правительству, а оставшаяся часть остается за штатами. Однако из-за неоднозначности Конституции и несоответствующих исторических интерпретаций федеральными судами, полномочия, фактически осуществляемые штатами, со временем изменяются.

В некоторых областях полномочия федерального правительства и правительств штатов частично совпадают — например, правительства штатов и федеральные власти имеют право облагать налогами, создавать суды, а также принимать и применять законы. В других областях, таких как регулирование торговли внутри штата, учреждение местных органов власти, действия в области общественного здравоохранения, безопасности и морали, правительства штатов имеют значительную свободу действий.

Конституция запрещает штатам определенные действия — например, заключать договора, облагать налогом импорт или экспорт или чеканить деньги. Штаты также не могут принимать законы, противоречащие Конституции США.

Структура правительства штатов схожа с федеральным: в каждом есть губернатор, законодательный орган, судебная власть и своя конституция. За исключением Небраски, законодательные органы штатов являются двухпалатными.

Большинство судебных систем штатов основаны на выборных мировых судьях, над которыми стоят окружные суды первой инстанции и апелляционные суды. В каждом штате есть свой верховный суд. В большей части штатов судьи избираются, хотя в некоторых используют процедуру назначения, аналогичную федеральным судам или беспартийный процесс отбора.

Губернаторы штатов избираются прямым голосованием на различные сроки (обычно от двух до четырех лет); в некоторых штатах количество сроков для губернатора ограничено. Полномочия губернаторов также различаются, причем конституции некоторых штатов предоставляют значительные полномочия главному исполнительному органу (например, полномочия по назначениям, бюджету и право вето на законодательство), тогда как в других штатах губернаторы весьма ограниченны в полномочиях, а конституция запрещает им накладывать вето на законодательные акты.

Избирательное право

Все граждане старше 18 лет имеют право голоса (заключенным, бывшим уголовникам и лицам, находящимся на испытательном сроке или условно-досрочном освобождении, в некоторых штатах запрещено, порой навсегда, голосовать.) Религия, собственность, раса и пол с течением времени исчезли как юридические барьеры для голосования. В 1870 году посредством 15 поправки бывшим рабам было предоставлено право голоса, хотя впоследствии афроамериканцам все еще отказывали в праве на голосование (особенно на юге) с помощью таких уловок, как тесты на грамотность, налоги на голосование и пр. Только в 1960-х годах посредством 24 поправки и Закону об избирательных правах были гарантировано полное право голоса для афроамериканцев.

Хотя всеобщее мужское избирательное право теоретически было достигнуто после Гражданской войны, право голоса для женщин не было полностью гарантировано до 1920 года (вплоть до принятия 19 поправки, когда некоторые штаты, особенно на Западе, начали предоставлять женщинам право голосовать и баллотироваться на выборах). Права избирателей также были расширены 26 поправкой (1971 г.), которая снизила минимальный возраст для голосования до 18 лет.

Политические партии

В США наличествуют две основные национальные политические партии – демократическая и республиканская. Хотя обе эти партии оспаривают президентские выборы каждые четыре года и имеют национальные партийные организации, между выборами они часто представляют собой не более чем альянсы государственных и местных партийных организаций.

Другие партии иногда бросали вызов демократам и республиканцам. Однако после того, как Республиканская партия достигла статуса крупнейшей в 1850-х годах, меньшие партии имели лишь незначительный успех на выборах, обычно ограничиваясь либо влиянием на платформы основных партий, либо отнятием достаточного количества голосов от крупной партии, чтобы лишить ее победы на президентских выборах.

Например, на выборах 1912 года бывший президент-республиканец Теодор Рузвельт бросил вызов президенту-республиканцу Уильяму Говарду Тафту, разделив голоса республиканцев и позволив демократу Вудро Вильсону стать президентом, набрав всего 42% голосов.  2,7% голосов полученных кандидатом партии зеленых Ральфом Нейдером в 2000 году, возможно, склонили весы в пользу республиканца Джорджа Буша, лишив победы демократа Альберта Гора.

Есть несколько причин устойчивости двухпартийной системы в США, не дающей ни малейшего шанса более мелким партиям. Чтобы победить на национальных выборах, партия должна обратиться к значительной базе избирателей, охватив широкий спектр их интересов. Две основные партии обычно принимают центристские политические программы, и иногда между ними существуют лишь незначительные разногласия по основным вопросам, особенно связанным с иностранными делами.

У каждой партии есть как консервативное, так и либеральное крыло, и по некоторым вопросам консервативные демократы имеют больше общего с консервативными республиканцами, чем с либеральными демократами. В стране действует система «победитель получает все», в отличие от пропорционального представительства, использующегося во многих других странах.

Кандидаты от демократов и республиканцев автоматически включаются в общий избирательный бюллетень, в то время как остальные партии часто вынуждены тратить значительные ресурсы, собирая достаточно подписей у зарегистрированных избирателей, чтобы обеспечить себе место там место. Наконец, стоимость кампаний, особенно президентских, часто не по карману малозначительным партиям.

С 1970-х годов президентские кампании (праймериз и кокусы, национальные съезды и всеобщие выборы) публично финансируются через систему налоговых деклараций, благодаря которой налогоплательщики могут решать, отчислять ли часть своих федеральных налогов (3 доллара на человека и 6 долларов для супружеской пары) в федеральный избирательный финансовый фонд. Для этого в налоговой декларации имеется специальная графа.

Кандидаты в президенты от демократов и республиканцев получают полное федеральное финансирование (около 75-80 млн. долларов) на всеобщие выборы. Любая другая партия имеет право на часть федеральных средств только в том случае, если ее кандидат превысил 5%-ный порог на предыдущих президентских выборах (все партии, набравшие минимум 25% голосов избирателей на предыдущих президентских выборах имеют право на равные средства). Новая партия, оспаривающая президентские выборы, имеет право на получение федеральных средств после выборов, если она получила не менее 5% голосов избирателей.

Если кандидат решает использовать для своей избирательной компании средства федерального фонда, то он теряет право сбора частных пожертвований, которые зачастую представляют собой куда более значительные суммы.

Кампании для всех уровней стоят в США дороже, чем где-либо. В попытке уменьшить влияние денег в политическом процессе, в 1970-х годах были проведены реформы, которые требовали публичного раскрытия информации о взносах и ограничивали суммы взносов для кандидатов на федеральные должности. Физическим лицам было разрешено вносить непосредственно кандидату не более 1000 долларов на каждого кандидата в выборах. Закон, однако, позволял профсоюзам, корпорациям и политическим партиям собирать и тратить «нерегулируемые» средства, пока они не были потрачены специально для поддержки кандидата на федеральные должности (на практике это граница зачастую была размытой).

Поскольку не было никаких ограничений, отдельные лица или группы могли вносить в политические партии любую сумму, находящуюся в их распоряжении, или тратить безгранично на защиту политических позиций (часто на пользу или в ущерб конкретным кандидатам). В избирательном цикле 2000 года Демократическая и Республиканская партии, а так же их кандидаты потратили более 1 миллиарда долларов.

Политические предпочтения населения

К началу 21-го века политические эксперты обычно делили Соединенные Штаты на «красные» и «синие» штаты. Цвета не только указывали на то, какая партия доминировала на местном уровне, но также означали предполагаемое преобладание набора социальных и культурных ценностей.

Согласно полученным опросам, жители «красных» штатов (обычно расположенных на юге, западе и нижнем Среднем западе), —   республиканцы, консерваторы, богобоязненные, противники абортов и однополых браков, проживают в небольших городках и пригородах.

Жители «синих» штатов, расположенных в основном на побережьях, северо-востоке и верхнем Среднем западе, аналогичным образом характеризуются как демократы, либералы, светские и политкорректные, ратующие за право выбора в отношении абортов, горожане — ценители дорого вина и сыра.

Как демократы, так и республиканцы избирают своих кандидатов на должность президента путем предварительных выборов. По традиции человек начинал путь с партийной организации по соседству, помогая собирать средства, участвовать в голосовании, наблюдать за опросами. Постепенно повышая свой авторитет внутри партии, он становился кандидатом в местные государственные органы управления, а затем (в зависимости от случая, таланта, политической целесообразности и множества других факторов) – претендентом на высшую должность.

Поскольку американские выборы сегодня в большей степени ориентированы на кандидатов, чем на партии, и менее подвержены контролю со стороны партийных боссов, состоятельные кандидаты выдвигаются от своей партии, зачастую обходя традиционную партийную организацию.

Выборы

Граждане США приходят на избирательные участки не только для того, чтобы избрать членов Конгресса и выборщиков президента, но и чтобы проголосовать за государственных и местных чиновников, в том числе губернаторов, мэров и судей. Также голосования проводятся по инициативам и референдумам, где спектр вопросов может варьироваться от местных проблем до внесения изменений в Конституцию.

Избиратели косвенно избирают президента и вице-президента через коллегию выборщиков. Вместо того, чтобы выбирать президента прямым голосованием, избиратели фактически выбирают представителей, приверженных поддержке конкретного кандидата. Каждому штату отводится один избирательный голос для каждого из его сенаторов и представителей в Конгрессе; 23 поправка (1961г.) предоставила голоса выборщиков округу Колумбия, который не имеет представительства в Конгрессе.

Кандидат должен получить большинство (270) из 538 голосов выборщиков, чтобы быть избранным президентом. Если ни один из кандидатов не получает большинства, Палата представителей избирает президента, а Сенат — вице-президента. Кандидат может не набрать большинства голосов по всеобщим выборам, но быть избранным президентом, получив большинство голосов выборщиков, как уже неоднократно случалось.

Президентские выборы являются дорогостоящими, широко освещаются СМИ и привлекают общественное внимание — иногда за годы до фактической даты всеобщих выборов. Некоторые кандидаты в президенты объявляют о своих кандидатурах за годы до первых праймериз и кокусов. Другие же претенденты в Белый дом выбывают из изнурительного процесса выборов задолго до того, как будут поданы первые голоса.

Голосование в Соединенных Штатах не является обязательным, и, в отличие от большинства других западных стран, явка избирателей довольно низкая. В конце 20-го и начале 21-го века лишь около 50% американцев голосовали на президентских выборах; еще ниже была явка избирателей на выборах в Конгресс и местные органы власти. На некоторых местных выборах (таких, как выборы школьного совета и т.п.), а также на первичных выборах или на собраниях явка избирателей иногда опускалась ниже 10%.

Такие низкие показатели привели к попыткам поощрения участия избирателей путем облегчения голосования. Например, в 1993 году Конгресс принял так называемый «Закон об избирателях», который требовал от штатов разрешать гражданам регистрироваться для участия в голосовании после получения водительских прав. В 1998 году избиратели в Орегоне одобрили референдум, в соответствии с которым проводилось голосование по почте. Кроме того, некоторые штаты теперь разрешают жителям регистрироваться для голосования в день выборов, а для некоторых выборов даже было введено на ограниченной основе интернет-голосование.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка...

usamagazine.ru

Государственное устройство и политическая система США

США — федеративная республика с президентской формой правления. Конституция вступила в силу в 1788, включает 27 поправок, принятых со дня её ратификации (действующими из них являются 26 — поправка XVIII, вводившая в 1919 «сухой закон», была отменена в 1933 поправкой XXI). Первые 10 поправок — Билль о правах — были приняты в 1789. Поправки вступают в силу после их ратификации Законодательными собраниями (легислатурами) 3/4 штатов. Всеобщее избирательное право распространяется на граждан США, достигших 18 лет.

Административное деление ? 50 штатов и Федеральный округ Колумбия. Штаты делятся на графства (округа) (в штате Луизиана — приход), которые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты, осуществляющие самоуправление в городах, и таун-шипы, представляющие самоуправление в сельской местности.

В основе функционирования государственного механизма США лежит конституционный принцип «разделения властей», предусматривающий существование 3 ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — и исключающий возможность злоупотребления властью какой-либо одной из её ветвей.

Законодательная власть осуществляется конгрессом США, состоящим из 2 палат — сената и палаты представителей. Сенаторы (100 чел. — по 2 представителя от каждого штата) избираются на 6-летний срок; каждые 2 года происходит обновление состава сената на 1/3. Выборы в палату представителей проходят каждые 2 года, в ходе которых переизбираются все 435 представителей соответствующего числа избирательных округов. Избирательные округа определяются в соответствии с численностью населения. В состав палаты представителей входят также 3 представителя Федерального округа Колумбия с правом совещательного голоса. Официально председатель сената — вице-президент США (он участвует в работе сената и голосует, если в ходе голосования по какому-либо вопросу голоса сенаторов разделились поровну). В этом случае его голос становится решающим. В отсутствие вице-президента работой сената руководит временный президент (president pro tempore). Работой палаты представителей руководит спикер — представитель партии, обладающей большинством голосов в палате. В сенате и палате представителей избираются руководители постоянных и специальных комитетов и подкомитетов, а также лидеры большинства и меньшинства и их заместители — «кнуты». В каждой из 2 палат существуют по 20 функционирующих независимо друг от друга постоянных комитетов по основным направлениям законодательной деятельности; а также 3 объединённых (совместных) комитета. Для рассмотрения особо важных вопросов внутренней или внешней политики созываются совместные заседания обеих палат. Конгресс каждого созыва работает в формате двух ежегодных сессий. Исторически сложилась традиция нумерации сессий конгресса США — после выборов в конгресс 2002 работает 108-я сессия.

Конгресс обладает широкими прерогативами в большинстве сфер государственной деятельности, прежде всего финансов. Он утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги и другие сборы, регулирует внешнюю и междуштатную торговлю, контролирует деятельность правительственных ведомств и расходование ими федеральных финансовых средств. Контроль за государственным финансированием осуществляется конгрессом через созданные при нём специализированные учреждения: Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии и Бюджетное управление.

Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно или раздельно обеими палатами конгресса США, каждая из них обладает присущими исключительно ей функциями. Так, все законопроекты в области бюджетной политики, включая утверждение ежегодного бюджета, могут исходить лишь из палаты представителей, сенат обладает правом лишь обсуждать их и вносить в них поправки. Палате представителей предоставлено право избрания президента США, если ни один из кандидатов на этот пост не получил больше половины голосов членов Коллегии выборщиков, и вынесения обвинения об импичменте президента или вице-президента. Сенат США, «по совету и с согласия» которого принимаются важнейшие президентские решения, обладает правом объявления войны, чрезвычайного положения, утверждения международных договоров, внесения в них поправок и дополнений, утверждения кандидатов на занятие кабинетных постов и ряда высших должностей в госаппарате, руководителей дипломатических представительств США за рубежом, членов Верховного суда США, федеральных судей, а также выносит окончательное решение относительно прошедшей через палату представителей резолюции об импичменте президента страны. Сенат не обладает полномочиями утверждения назначений на посты в аппарате Белого дома.

Законодательная власть на местах осуществляется легислатурами штатов, состоящими из двух или одной (Небраска) палат.

Президент — высшее должностное лицо США — глава государства и одновременно глава правительства. Его резиденцией является Белый дом, расположенный в федеральной столице г. Вашингтоне. Президент избирается сроком на 4 года и в соответствии с принятой в 1951 XXII статьёй Конституции не может избираться более чем на два срока. Одновременно с президентом избирается вице-президент. Кандидаты на пост президента и вице-президента выдвигаются и утверждаются делегатами национальных партийных съездов, созываемых раз в 4 года. Выборы президента и вице-президента (а также выборы всех членов палаты представителей, 1/3 сенаторов и подлежащих переизбранию губернаторов штатов) проводятся в 1-й вторник после 1-го понедельника ноября каждого високосного года. Американская избирательная система предусматривает избрание президента и вице-президента голосами членов Коллегии выборщиков, избираемых в каждом штате всеобщим голосованием из числа местных партийных активистов. Голосуя за того или иного кандидата в президенты, рядовой избиратель одновременно голосует за выборщика конкретной партии, который, как правило, обязан поддержать кандидата своей партии. Каждый штат избирает количество выборщиков, равное общему количеству представителей данного штата — сенаторов и членов палаты представителей — в конгрессе США. Избранные общенародным голосованием выборщики собираются (раздельно по штатам) в столице своего штата в 1-й понедельник после 2-й среды декабря високосного года и избирают президента и вице-президента США путём заполнения специальных форм. Если кандидат в президенты не получил большинства голосов выборщиков, вопрос о будущем президенте передаётся в палату представителей конгресса США, избирающую президента из 3 кандидатов, получивших наибольшее число голосов рядовых избирателей. Согласно принятой в 1933 XX поправке к Конституции США, официальной датой вступления президента в должность является полдень 20 января года, следующего за годом выборов. В случае смерти или неспособности президента исполнять свои обязанности его преемником становится вице-президент. В случае смерти или отсутствия вице-президента порядок преемственности власти предусматривает её дальнейший переход к спикеру палаты представителей, временному президенту сената, а затем к членам кабинета министров согласно хронологии создания соответствующих министерств — Госдепартамента, обороны, финансов и т.д.

Президентом может быть гражданин США «по рождению», старше 35 лет и проживший в стране не менее 14 лет. Конституция не предусматривает высшего возрастного предела для лиц, избираемых на пост президента. Конституция наделяет президента широкими полномочиями. Он обладает правом законодательной инициативы, представляет страну за рубежом, является верховным главнокомандующим Вооружённых сил, назначает (с последующим утверждением сенатом США) членов кабинета и высших чиновников правительственных учреждений, а также федеральных судей, включая членов Верховного суда и послов. Президент имеет право заключать международные соглашения в форме исполнительного соглашения, не подлежащего одобрению сенатом, но имеющего такую же юридическую силу, что и международный договор. Конституция предоставляет президенту право помилования и отсрочки приведения приговора в исполнение в отношении осуждённых по федеральным законам. Он имеет право созыва чрезвычайных сессий одной или обеих палат конгресса и право переноса очередных сессий конгресса. Президент представляет проект федерального бюджета на рассмотрение конгресса и располагает правом вето в отношении законопроектов, одобренных конгрессом, а также издания президентских приказов, практически равнозначных законам. Президентское вето может быть преодолено повторным голосованием 2/3 членов конгресса. При возникновении острых международных или внутренних кризисных ситуаций президент может прибегнуть к использованию чрезвычайных полномочий. Согласно Закону о военных полномочиях 1973, президент США имеет право вводить войска на территорию, в воздушное пространство или в территориальные воды иностранного государства на срок до 60 дней без одобрения конгресса США.

Функции вице-президента в конкретной администрации определяются президентом, но носят преимущественно представительский характер. Вице-президентом не может быть избран житель того же штата, где проживает президент.

Структура исполнительной власти США включает: кабинет министров, состоящий из глав федеральных ведомств высшей категории — 15 министерств (Государственного департамента, обороны, финансов, юстиции, торговли, внутренних дел, сельского хозяйства, труда, здравоохранения и социальных служб, образования, транспорта, энергетики, жилищного строительства и городского развития, по делам ветеранов, внутренней безопасности), министерства армии, Военно-морского флота и Военно-воздушных сил, не входящие в правительство; Исполнительное управление президента (включая аппарат Белого дома, советников и помощников президента); Административно-бюджетное управление (АБУ); Экономический совет при президенте; Совет национальной безопасности (СНБ); Управление по вопросам военно-технической политики и более 60 федеральных агентств и ведомств, включая Федеральную резервную систему, ЦРУ, Национальный научный фонд, Экспортно-импортный банк, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Администрацию малого бизнеса, Администрацию фермерского кредита, Почтовую службу США.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый на 4 или 2 (Нью-Хэмпшир, Вермонт) года, который руководит работой администраций (правительств) штатов. Штаты обладают автономией в вопросах государственного строительства и социально-экономического регулирования. Исполнительная власть в городе осуществляется выборным мэром или назначаемым управляющим (выборы и назначения являются прерогативой городского Совета).

Высший орган федеральной судебной власти — Верховный суд США состоит из 9 федеральных судей, включая председателя Верховного суда. Члены Верховного суда назначаются президентом на пожизненный срок с правом выхода в отставку по собственному желанию. На федеральном уровне функционируют также 94 окружных суда, рассматривающие дела, подпадающие под федеральную юрисдикцию, специальные суды, включая 12 региональных апелляционных судов и судов по банкротству, и суд по внешней торговле. В систему судебной власти США входят также суды отдельных штатов и округов (графств).

Основа политического процесса в США — существование двухпартийной системы. Ведущие партии: Демократическая (организационно оформилась в 1828, получила нынешнее название в нач. 1830-х гг.) и Республиканская (основана в 1854), между которыми в основном и ведётся борьба за руководство страной. Опирающиеся на различные социальные группы общества Республиканская и Демократическая партии разделяют отправные положения, лежащие в основе американской политической и социально-экономической системы. Их могут различать подходы к решению конкретных вопросов внутренней и внешней политики, определению степени государственного регулирования и реформирования социально-экономической жизни страны. Символ Республиканской партии — слон, Демократической — осёл.

На отдельных этапах исторического развития США существовало множество других партий, которым никогда не удавалось провести своего кандидата на пост президента страны или занять преобладающее положение в конгрессе США. Обычно в президентских выборах принимают участие от 5 до 8 партий, включая две ведущие. Так называемые третьи партии не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на государственную политику. Лишь один раз за всю историю страны «третья» партия — Прогрессивная партия Т. Рузвельта — смогла оттеснить одну из двух ведущих партий (Республиканскую) на 3-е место по числу полученных на президентских выборах голосов (1912). «Третьим» партиям неоднократно удавалось добиваться серьёзной поддержки у традиционного электората одной из двух основных партий, препятствуя тем самым её победе на выборах. Коммунистическая партия США (основана в 1919) никогда не представляла значительной политической силы, но регулярно участвовала в президентских выборах 1924— 84. Из числа левых партий наибольшего успеха добивалась Социалистическая партия в 1912, получив св. 900 тыс. голосов.

Финансирование партийной деятельности осуществляется в основном за счёт добровольных пожертвований путём сбора средств среди сторонников соответствующих партий. Чёткой организационной структуры и официального членства в партиях не предусмотрено; популярность партии и её политическое влияние определяются лишь в ходе избирательных кампаний по количеству поданных за их кандидатов голосов. Малозаметной повседневной деятельностью ведущих партий руководят национальные комитеты соответствующих партий во главе с национальными председателями. Отделения национальных партийных комитетов существуют во всех штатах. Их активность (преимущественно в форме сбора финансовых средств и предвыборной агитации) проявляется лишь в преддверии и в ходе избирательных кампаний. Формальным лидером партии считается действующий президент страны, выдвинутый конкретной партией, или (до следующих выборов) претендент на пост президента страны от партии, потерпевшей поражение на предыдущих выборах.

В США существует более 2,5 тыс. независимых профсоюзов и объединений. Ведущее профсоюзное объединение — Американская федерация труда — Комитет производственных профсоюзов (АФТ-КПП) объединяет 63 отраслевых профсоюза (13 млн членов). В профсоюзах состоят в общей сложности около 16,2 млн чел. (13,2% общенационального контингента занятой рабочей силы). В нач. 21 в. отмечается дальнейшее сокращение числа членов профсоюзов: в 1983—2002 их численность сократилась на 6,9%. Среди членов профсоюзов преобладают мужчины и чернокожие; около 40% членов профсоюзов являются государственными служащими и лишь менее 10% работают в частном секторе. Наиболее широко охваченной профсоюзами является сфера транспорта (23,8%). Средняя недельная заработная плата наёмных работников — членов профсоюза составляет 740 долл.; средняя заработная плата наёмных работников — нечленов профсоюза — 587 долл. Наибольшее число членов профсоюзов проживает в штатах Калифорния, Нью-Йорк и Иллинойс.

В США насчитывается более 25 тыс. крупных национальных ассоциаций и обществ и более 53 тыс. региональных, штатных и местных общественных организаций. Самые крупные из них — Американская автомобильная ассоциация (45 млн членов), Американская ассоциация пенсионеров (32 млн членов). В 1960—70-х гг. в США существовало большое число общественных организаций, выступавших против войны, в защиту гражданских прав и свобод, за расовое равенство, а также женских и молодёжных организаций. К кон. 20 в. многие из них перестали существовать или заметно сократили масштабы деятельности в связи со снижением общественной актуальности поднимаемых ими проблем. Аналогичная ситуация наблюдается и в деятельности экстремистских организаций расистского или антикоммунистического характера (Ку-клукс-клан, Общество Джона Бёрча и др.). Крупнейшей из организаций чернокожих американцев является Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (500 тыс. членов), ежегодно (с 1915) присуждающая афро-американцам медаль им. Спрингарна за высокие достижения в различных областях политической и общественной деятельности, науки и культуры. Значительно возросла активность общественных организаций, выступающих в защиту окружающей среды и гражданских прав, интересов потребителей. Основные организации делового мира США: Национальная ассоциация промышленников (18 млн членов), Торговая палата США (215 тыс.) и др. Гендерными проблемами занимаются феминистские организации: Национальная организация женщин (500 тыс. членов), Лига женщин-избирательниц Америки (150 тыс.) и др.

Главнокомандующий Вооружёнными силами страны — президент США. Непосредственное руководство ими осуществляется Министерством обороны. Штаб-квартирой министерства является здание в г. Вашингтоне, известное как Пентагон (пятиугольник). Министр обороны назначается президентом (с согласия сената) из гражданских лиц. ВС включают Сухопутные силы (армию), ВВС, ВМФ и морскую пехоту. Общее руководство этими видами ВС осуществляют министры армии, флота и авиации, а также командующий корпусом морской пехоты. Министры и сотрудники аппарата министерств являются гражданскими лицами. Рабочий орган Министерства обороны — Комитет начальников штабов (КНШ) в составе председателя, заместителя председателя, начальников штабов армии, ВВС и ВМС и командующего (коменданта) корпусом морской пехоты. КНШ осуществляет оперативное управление ВС страны.

Численность регулярных ВС — 1,3 млн чел., находящихся на действительной военной службе. 86% американских военнослужащих составляют мужчины. ВС комплектуются на добровольной основе из лиц, достигших 18 лет; все военнослужащие получают денежное содержание. Военнослужащие, демобилизованные с безупречным послужным списком, пользуются преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения, получении льготного жилищного займа и при трудоустройстве. Кроме военнослужащих, находящихся на действительной службе, в американских ВС 650—750 тыс. чел. гражданского персонала. В состав ВС входят также Национальная гвардия (около 470 тыс. чел.), состоящая из Сухопутных и Военно-воздушных сил, а также организованные резервы армии (около 780 тыс. чел.). Национальная гвардия предназначена для обороны территории США в случае высадки вражеских войск, выполняет отдельные задачи противовоздушной обороны, а также используется для борьбы с массовыми беспорядками, последствиями стихийных бедствий и т.п. Военнослужащие Береговой охраны США в мирное время подчинены Министерству транспорта; в военное время переходят в ведомство Министерства ВМФ.

Совет национальной безопасности (СНБ) является координирующим органом при президенте США, направляющим деятельность всех правительственных учреждений в военной области. В состав СНБ входят постоянные члены совета: президент (председатель совета), вице-президент, госсекретарь, министр обороны. По решению президента в него могут также входить руководитель аппарата Белого дома, министры финансов, юстиции, внутренней безопасности, некоторые другие ответственные государственные деятели. В качестве постоянных советников в заседаниях совета участвуют председатель КНШ и директор ЦРУ как главные советники президента по военным вопросам и разведке. Руководителем рабочего аппарата СНБ является советник (помощник) президента по национальной безопасности.

Военные расходы США составляют (в текущих ценах) 347,99 млрд долл. (3,2% ВВП, 16,96% федерального бюджета) (2002).

Преступность и пенитенциарная система. Тяжкие преступления на 100 тыс. чел. — св. 500. Количество заключённых — 1,3 млн чел.

ru-world.net

Политическая структура США - это... Что такое Политическая структура США?

Соединённые Штаты Америки — федеральная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

Конституция США

Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции США и в других законах США. Конституция США передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга.

Законодательная ветвь власти

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: нижняя палата — Палата представителей США; верхняя — Сенат США.

Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.

Сенаторы избираются на шестилетний срок, представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.

Исполнительная ветвь власти

Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.

Президент США избирается на четырехлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США).

Президента и вице-президента избирают посредством непрямого волеизъявления при непосредственном участии коллегии выборщиков, состоящей из 538 членов. Подробнее см. Система выборщиков в США.

Некоторые президенты

В январе 2009 года место президента занял Барак Обама, победивший на президентских выборах 2008 года.

Предварительные выборы (Праймериз)

Основная статья: Праймериз

Праймериз — процедура предварительных выборов для претендентов на выборные должности в сфере законодательной и исполнительной власти США.

В США организацией предвыборной борьбы занимаются партии. Они обладают опытом, аппаратом, финансами, связями и всем необходимым для продвижения своих кандидатов. Поэтому, для того, чтобы иметь реальные шансы выиграть выборы, кандидат как правило должен быть поддержан одной из двух основных партией. Иногда успеха добиваются и независимые канидаты, но это происходит редко, особенно для высоких должностей. За поддержку партий, особенно таких влиятельных, как республиканская и демократическая, при выдвижении на выборные посты обычно борются несколько претендентов. Для их демократического выбора были созданы праймериз.

По сравнению с Европой и некоторыми другими странами идеологическая составляющая партий выражена гораздо слабее.

Вместе с тем, для некоторых групп избирателей личная кандидатура кандидата не играет большой роли — в первую очередь важна партия, к которой он принадлежит. В штатах, где традиционно доминирует одна партия, кандидат, победивший на первичных выборах этой партии, практически гарантированно побеждает и на основных выборах, и именно на праймериз в этих штатах развертывается серьезная борьба между основными кандидатами.

Первым штатом, принявшим закон о праймериз, стал Висконсин (1903). До того, как система праймериз утвердилась в стране, кандидаты отбирались на партийных съездах.

Праймериз, фактически, возникли как реакция избирателей на попытки партийных руководителей вывести процесс выдвижения кандидатов из-под контроля рядовых членов партий.

К 1927 году уже все штаты приняли законы об обязательном проведении таких выборов. Праймериз используются для отбора кандидатов на местных выборах, а также для выдвижения кандидатов в Сенат и Палату представителей Конгресса США и Конгрессов штатов.

Законы штатов определяют, имеют ли право участвовать в праймериз только зарегистрированные члены партии (закрытые праймериз) или все избиратели (открытые праймериз).

Выдвижение кандидатов в президенты проводится на партийных съездах, но с 1968 года съезды не избирают, а фактически лишь утверждают кандидатуру лидера, которого поддержало большинство членов партии на праймериз.

Судебная власть

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд. Теоретически, его компетенция строго ограничена Конституцией США (Статья III, секция 2[1]). Так, в компетенцию верховного суда входят дела возникающие на основе Конституции, законов принятых Конгрессом Соединённых Штатов и международных договоров. Суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. Дополнительно суд может рассматривать дела в которых одной из стороной являются Соединённые Штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. Фактически, Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут отменить любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. Кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями. Члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и утверждаются сенатом.

Как правило, сенат признаёт право президента номинировать судью тех же взглядов, что и сам президент, даже если сенат контролируется оппозицией. Однако в этом случае кандидат должен придерживаться в основном центристских взглядов, по крайней мере публично. Это право президента является одним из основных аргументов, которые избиратели называют как причину того, что они голосовали за лично неприятного им (но идеологически правильного) кандидата в президенты.

Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.

Штаты

Основная статья: Штаты США

Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора и суд. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски). Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. В большинстве штатов верховные судьи не назначаются, а избираются на длительный срок.

Основа построения государственной системы в США заключается в том, что она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

В некоторых штатах проводятся референдумы. В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных штатах английское (Общее право).

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства. Можно упомянуть такие области как образование, в том числе финансирование и управление государственными школами и вузами, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата. В большинстве штатов бюджеты обязаны быть сбалансированными, за исключением особых ситуаций, перечисленных в Конституции штата.

Наиболее типичными административными единицами штатов являются округа и города. Эти районы также имеют свои уставы, законодательные, судебные и исполнительные органы власти, которые формируются через выборы. Хотя каждый из органов самоуправления относительно невелик по размеру, их суммарное количество таково, что из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8,500 относятся к федеральному и региональному уровню. Остальные работают в местных органах самоуправления. Во многих округах шериф, прокурор, судья, мировой судья, судебно-медицинский эксперт, глава налоговой службы и ревизор являются выборными должностями. В городах избираются муниципальные советы и мэры. В некоторых округах и городах высшие полномочия исполнительной власти сосредоточены в руках профессионального управляющего, которого назначают (то есть, нанимают) представительные органы самоуправления.

Наряду с округами и городами существуют специальные территориально-административные единицы штатов, которые отвечают за водообеспечение, экономию воды и природных ресурсов, пожарную безопасность, помощь при чрезвычайных ситуациях, транспорт и которые финансируются за счёт отдельных налогов. Их руководство в одних случаях избирается, в других назначается властями штата. Управление государственными школами осуществляют советы по образованию соответствующего школьного округа, которые состоят либо из выборных лиц, либо из опекунов.

Партии

В политической жизни США участвуют Республиканская партия США, Демократическая партия США, а также различные менее влиятельные партии. Наиболее крупная из них — Партия зеленых США. Аналитики утверждают, что выдвинув собственного кандидата в президенты на выборах 2000 года, она помешала победе демократического кандидата Альберта Гора. Кроме того, имеют определенные шансы независимые кандидаты. В нынешнем 110 Конгрессе заседают два независимых сенатора, независимых членов палаты представителей нет.

Третьи партии и независимые кандидаты были и остаются повторяющейся характерной чертой американской политической жизни. Практически все третьи партии имели тенденцию преуспевать в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет или быть поглощенными одной из основных партий. Однако есть свидетельства того, что эти партии могут оказывать серьезное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная партия) в период раскола в Республиканской партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу Вудро Видльсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. Затем Прогрессивная партия вошла в состав Республиканской.

Начало ХХ века дало шанс социалистической партии стать реальной третьей силой в партийной системе США. То время можно назвать кризисом двухпартийной системы США.

«Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай. Кроме того, крупнейшего успеха добилась в 1912 году социалистическая партия (за нее голосовало около 1 млн. избирателей), включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований».

Начиная с 90-х годов ХХ века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии. В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Несмотря на различные проявления потенциальной поддержки третьей партии, есть серьезные препятствия на пути избрания президентом кандидата от третьей партии. Помимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому голосованию, меняя свое первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда понимают, что у кандидата от третьей партии нет шансов на победу. Существует и такое явление, как голосование за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись бы потом с обескураживающей их проблемой. Ею, конечно, является проблема управления – кадрового обеспечения администрации, а затем работы с Конгрессом, где господствующее положение занимают республиканцы и демократы, у которых были бы лишь ограниченные стимулы сотрудничать с президентом, представляющим не основную партию.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Конституция США в Викитеке

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также