Структура власти в сша схема


Политическая система США

Комментарии

Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом режиме, форма правления — президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов (см. схему 7.3).

Конституция США — первая Конституция Нового времени была принята 17 сентября 1787 г. Теоретической основой американской Конституции являются такие основополагающие политические теории, как категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству, властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Структура Конгресса США

Функции Конгресса США

Комментарии

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат (см. схему 7.4.1). Нижняя палата — палата представителей имеет 435 мест, которые распределяются пропорционально по штатам в зависимости от численности населения. Членом палаты представителей может быть только житель данного штата, состоящий не менее семи лет гражданином США и достигший двадцатилетнего возраста. Выборы членов палаты представителей проводятся каждые два года (обычно в ноябре по четным годам), палату представителей возглавляет избранный ею спикер.

Верхняя палата американского Конгресса — сенат, формируется из 100 членов, представляющих уже не всю федерацию в целом, а свои штаты. Избиратели 49 штатов и федерального округа Колумбия (в основном столица страны Вашингтон) избирают по два сенатора сроком на шесть лет. Выборы проводятся каждые два года (вместе с выборами в палату представителей), при этом переизбирается одна треть сенаторов. Сенатором может быть житель данного штата, в течение девяти лет являющийся гражданином США и достигший тридцатилетнего возраста. Председателем сената по должности является вице-президент США, однако он голосует лишь в том случае, если голоса разделяются поровну, в случае отсутствия вице-президента заседания сената ведет избираемый сенаторами председатель. Сенат и палата представителей, как правило, заседают раздельно. Функции Конгресса США см. на схеме 7.4.2.

Page 2

Главы менее престижных министерств составляют так называемый внешний кабинет. Всего в США имеется 14 министерств (департаментов).

Основные прерогативы президента США

Комментарии

Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он избирается на 4-летний срок, но не прямым голосованием (как Конгресс), а выборщиками, которые избираются в каждом штате (по числу сенаторов и членов палаты представителей). Президентом США может быть только гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет. Президентом США, в отличие от конгрессменов, не может избираться один и тот же гражданин более чем на два срока.

Президент, как глава исполнительной власти, формирует Кабинет Министров (Правительство США). Кабинет Министров состоит из секретарей (министров), других официальных лиц, назначенных президентом (см. схему 7.5.1).

Кроме функций главы исполнительной власти президент США исполняет обязанности главы государства, то есть символизирует единство нации, возглавляет государственные церемонии, представляет страну за границей, принимает официальных иностранных представителей. Как глава государства президент имеет право заключать международные договоры (при условии последующей ратификации их сенатом), назначать послов, судей Верховного Суда, других должностных лиц.

Президент США является главнокомандующим вооруженными силами. Он осуществляет назначение высших военных руководителей, отдает приказ об использовании армии (см. схему 7.5.2).

В случае смерти, импичмента или неспособности выполнять свои обязанности президента меняет на посту вице-президент, который избирается вместе с президентом. Исполнительная власть периодически отчитывается о своей деятельности перед Конгрессом.

Взаимоотношение законодательной и исполнительной власти строится на основании так называемой системы сдержек и противовесов. Суть ее заключается в том, что каждый законопроект, чтобы стать законом, должен быть обсужден и получить большинство голосов палаты представителей и сената. Кроме того, он должен быть подписан президентом. Таким образом, исполнительная власть (президент) имеет право вето по отношению к законодательной власти (Конгрессу). Но конгресс может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством, то есть, если при повторном голосовании не менее 2/3 членов палаты представителей и 2/3 сенаторов выскажутся за принятие законопроекта, то он уже без одобрения президента становится законом.

Законодательная власть обладает исключительным правом отстранять от должности главу исполнительной власти — президента.

Возбуждать процесс импичмента (отстранения) имеет право палата представителей, а суд в порядке импичмента осуществляет сенат. В этом случае ведет заседание сената представитель Верховного Суда. Импичмент осуществляется с согласия не менее 2/3 присутствующих сенаторов.

Page 3

Комментарии

Судебная власть в США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций. Суды, как нам уже известно, учреждаются Конгрессом, на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного Суда.

Такова структура горизонтального разделения власти в США (см. схему 7.6.1).

Вертикальное распределение властных полномочий. Государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны (см. схему 7.6.2).

Page 4

Комментарии

В США исторически сложилась двухпартийная система. Демократическая партия выражает интересы среднего класса, фермеров, а также афроамериканцев и граждан латиноамериканского происхождения, живущих, как правило, ниже среднего уровня, бедных, менее образованных слоев населения. Республиканская партия в своих программах обращается к среднему классу, крупным и средним предпринимателям (а это преимущественно белые), квалифицированным рабочим и инженерам, людям высокооплачиваемых профессий: врачам, юристам и др.

Политическая система США при власти демократов обычно держит курс на осуществление больших социальных программ в образовании, здравоохранении, помощи бедным, неимущим, направленных на определенное выравнивание материального положения американцев (за счет прогрессивных налогов с имущих). С приходом к власти республиканцев, как правило, снижаются налоги (как с граждан, так и с корпораций), уменьшается количество социальных программ, снижается уровень социальной помощи, увеличивается социальная дифференциация общества. Это соответствует интересам верхней части среднего класса, богатым предпринимателям. Капиталы, высвобожденные из социальных программ, вкладываются в развитие производства. Страна увеличивает темпы экономического развития. Следует отметить, что изменения, вносимые в функционирование политической системы демократами или республиканцами, не затрагивают основ демократии: свободы слова, деятельности партий и общественных организаций, формирования общественного мнения и т. д.

Page 5

Комментарии

Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции) — глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительной власти над исполнительной.

Характерной особенностью европейских парламентов является подразделение их составов на партийные фракции, которые проявляют достаточную самостоятельность по отношению к «породившим» их политическим партиям. Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Ведь за правительственные решения могут не проголосовать даже представители «своих» фракций. Но это бывает, как правило, при решении текущих проблем. По кардинальным вопросам формирования, доверия правительству партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко.

Структура парламентов включает не только партийные фракции. В 10 из 18 западноевропейских стран имеются двухпалатные парламенты. В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна. В Бельгии и Швейцарии вторые палаты не только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительство и ведут законодательную деятельность. В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции.

Мы рассмотрели структуру и функции (см. также схему 7.8.1) парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция. Только в одной стране — Великобритании осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов). Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации.

Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей, либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания). Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно — нижняя).

studme.org

Политическая система США

Политическая система США

Соединённые Штаты Америки — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

Конституция США

Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции и в других законах. Конституция передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга. На данный момент Конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 85 основных целей принятия Конституции, 7 статей и 27 поправок (первые 10 из которых формируют Билль о правах).

Законодательная ветвь власти

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США.

Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.

Сенаторы избираются на шестилетний срок, каждые два года представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.

Судебная власть

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд. Теоретически, его компетенция строго ограничена Конституцией США (Статья III, секция 2[1]). Так, в компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе Конституции, законов, принятых Конгрессом Соединённых Штатов и международных договоров. Суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. Дополнительно суд может рассматривать дела, в которых одной из сторон являются Соединённые Штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. Фактически, Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут официально признать недействительными любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки кконституции. Кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями. Члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и утверждаются сенатом.

Как правило, сенат признаёт право президента номинировать судью тех же взглядов, что и сам президент, даже если сенат контролируется оппозицией. Однако в этом случае кандидат должен придерживаться в основном центристских взглядов, по крайней мере публично. Это право президента является одним из основных аргументов, которые избиратели называют как причину того, что они голосовали за лично неприятного им (но идеологически правильного) кандидата в президенты.

Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.

Исполнительная ветвь власти

Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.

Президент США избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США, принятой в 1951 году).

Президент и вице-президент избираются посредством непрямых (двухступенчатых) выборов с помощью коллегии выборщиков.

Президенты США

В январе 2009 года место президента занял Барак Обама, победивший на президентских выборах 2008 года.

Полномочия президента США:

  • верховный главнокомандующий вооружёнными силами США,

  • верховный представитель страны на международной арене,

  • назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти

  • созыв чрезвычайных сессий конгресса,

  • помилование лиц, осуждённых по федеральным законам,

  • чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,

  • формирование законодательной программы администрации (послания конгрессу),

  • представление бюджета конгрессу,

  • издание президентских приказов, имеющих силу закона. и т. д.

Предварительные выборы (Праймериз)

Праймериз — процедура предварительных выборов для претендентов на выборные должности в сфере законодательной и исполнительной власти США.

В США организацией предвыборной борьбы занимаются партии. Они обладают опытом, аппаратом, финансами, связями и всем необходимым для продвижения своих кандидатов. Поэтому, для того, чтобы иметь реальные шансы выиграть выборы, кандидат как правило должен быть поддержан одной из двух основных партий. Иногда успеха добиваются и независимые кандидаты, но это происходит редко. За поддержку партий, особенно таких влиятельных, как республиканская и демократическая, при выдвижении на выборные посты обычно борются несколько претендентов. Для их демократического выбора были созданы праймериз.

По сравнению с Европой и некоторыми другими странами идеологическая составляющая партий выражена гораздо слабее.

Вместе с тем, для некоторых групп избирателей личная кандидатура кандидата не играет большой роли — в первую очередь важна партия, к которой он принадлежит. В штатах, где традиционно доминирует одна партия, кандидат, победивший на первичных выборах этой партии, практически гарантированно побеждает и на основных выборах, и именно на праймериз в этих штатах развертывается серьёзная борьба между основными кандидатами.

Первым штатом, принявшим закон о праймериз, стал Висконсин (1903). До того, как система праймериз утвердилась в стране, кандидаты отбирались на партийных съездах.

Праймериз, фактически, возникли как реакция избирателей на попытки партийных руководителей вывести процесс выдвижения кандидатов из-под контроля рядовых членов партий.

К 1927 году уже все штаты приняли законы об обязательном проведении таких выборов. Праймериз используются для отбора кандидатов на местных выборах, а также для выдвижения кандидатов в Сенат и Палату представителей Конгресса США и Конгрессов штатов.

Законы штатов определяют, имеют ли право участвовать в праймериз только зарегистрированные члены партии (закрытые праймериз) или все избиратели (открытые праймериз).

Выдвижение кандидатов в президенты проводится на партийных съездах, но с 1968 года съезды не избирают, а фактически лишь утверждают кандидатуру лидера, которого поддержало большинство членов партии на праймериз.

Штаты

На данный момент в составе США насчитывается 50 штатов, последние два из которых были приняты в состав этой страны в 1959 году (Аляска и Гавайи).

Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора, верховный суд и столицу. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски), и, в большинстве штатов, созданы по образцу Конгресса США. Также по образцу федерального конгресса, нижняя палата обычно называется палатой представителей, а верхняя сенатом. В ряде штатов нижние палаты именуются также генеральными ассамблеями либо палатами делегатов.

Как правило, законодательное собрание штата избирается на двухлетний срок; конкретная его продолжительность и численность палат сильно разнятся от штата к штату.

Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. В 8 штатах верховные судьи назначаются губернатором, в 4 — избираются законодательным собранием штата.

Вместе с тем в 16 штатах верховные судьи не назначаются, а избираются на длительный срок на беспартийных выборах, в 7 — на партийных выборах. Кроме того, 15 штатов следуют «плану Миссури» (en:Missouri Plan), в соответствии с которым кандидатуры верховных судей составляются особой комиссией, и утверждаются губернатором. Эта комиссия состоит частично из профессиональных юристов, членов коллегии адвокатов, частично из граждан, отобранных губернатором. В 3 штатах «план Миссури» модифицирован.

Конкретная продолжительность срока и количество верховных судей меняется от штата к штату в соответствии с местной конституцией.

Во главе каждого штата стоит губернатор, избираемый населением штата. В большинстве штатов губернатор может избираться не более чем на два четырёхлетних срока (количество сроков не ограничивается в штатах Коннектикут, Айдахо, Иллинойс, Айова, Массачусетс, Миннесота, Нью-Хемпшир, Нью-Йорк, Северная Дакота, Техас, Юта, Вермонт, Вашингтон и Висконсин). На текущий момент рекордсменом по продолжительности службы можно считать действующего губернатора штата Техас Рика Перри, избранного на этот пост ещё в 2000 году.

Параллельно избирается вице-губернатор (lieutenant governor), который может принадлежать к другой политической партии. В штатах Аризона, Мэйн, Нью-Хемпшир, Орегон, Теннеси, Западная Вирджиния и Вайоминг местные конституции должностей вице-губернатора не предусматривают, и соответствующие функции возлагаются на президента сената штата. Кроме того, в штатах Теннесси и Западная Вирджиния вице-губернаторы выбираются сенатом штата.

Основа построения государственной системы в США заключается в том, что она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

Таким образом, законодательство США имеет два основных уровня: уровень штата и федеральный. Согласно статистике, ежегодно в судах штатов рассматривается до 27.5 млн дел, тогда как в федеральных судах — только 280 тыс. Общее количество уровней судебной власти отличается от штата к штату. В частности, штат Техас насчитывает 5 уровней судов (мировые судьи, муниципальные суды, суды графств, суды округов и апелляционные суды), причём штат имеет одновременно две высшие апелляционные инстанции — верховный суд штата Техас и суд по уголовным апелляциям штата Техас.

В некоторых штатах проводятся референдумы.

В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных штатах английское (Общее право).

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства. В ведении федерального правительства находятся такие области какобразование, в том числе финансирование государственных школ и вузов и управлени ими, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата. В большинстве штатов бюджеты обязаны быть сбалансированными, за исключением особых ситуаций, перечисленных в Конституции штата.

Наиболее типичными административными единицами штатов являются округа и города. Эти районы также имеют свои уставы, законодательные, судебные и исполнительные органы власти, которые формируются через выборы. Хотя каждый из органов самоуправления относительно невелик по размеру, их суммарное количество таково, что из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8,500 относятся к федеральному и региональному уровню. Остальные работают в местных органах самоуправления. Во многих округахшериф, прокурор, судья, мировой судья, судебно-медицинский эксперт, глава налоговой службы и ревизор являются выборными должностями. В городах избираются муниципальные советы и мэры. В некоторых округах и городах высшие полномочия исполнительной власти сосредоточены в руках профессионального управляющего, которого назначают (то есть, нанимают) представительные органы самоуправления.

Наряду с округами и городами существуют специальные территориально-административные единицы штатов, которые отвечают за водообеспечение, экономию воды и природных ресурсов, пожарную безопасность, помощь при чрезвычайных ситуациях, транспорт и которые финансируются за счёт отдельных налогов. Их руководство в одних случаях избирается, в других назначается властями штата. Управление государственными школами осуществляют советы по образованию соответствующего школьного округа, которые состоят либо из выборных лиц, либо из опекунов.

В 33 из 50 штатов столица находится не в самом населённом городе. Так, столица штата Калифорния находится не в Лос-Анджелесе, а в Сакраменто, а столица штата Нью-Йорк — в городе Олбани.

Партии

Политика США представляет собой яркий пример двухпартийной системы с середины XIX века. В политической жизни США участвуют Республиканская партия США, Демократическая партия США, а также различные менее влиятельные федеральные и региональные партии.

Две основные партии контролируют как Конгресс Соединённых Штатов, так и Законодательные собрания всех штатов. Также демократы и республиканцы выигрывают президентские выборы и в большинстве случаев выборы губернаторов штатов и мэров городов. Третьи партии лишь время от времени добиваются небольшого представительства на уровне федерации и штатов, чаще всего не имея возможности реально влиять на политику даже на местном уровне.

Только в некоторых штатах существуют партии, пользующиеся реальным влиянием на региональную политику (например, Вермонтская прогрессивная партия), а также имеют некоторые шансы на региональном и федеральном уровнях независимые кандидаты. В нынешнем 113 Конгрессе заседают два независимых сенатора, независимых членов Палаты Представителей нет.

Третьи партии, а также независимые кандидаты, были и остаются повторяющейся характерной, но в основном маловлиятельной силой в американской выборной жизни. Практически все третьи силы федерального уровня имели тенденцию преуспевать в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет или быть поглощенными одной из основных партий.

На президентских выборах с начала XX века маловлиятельные и в основном недолгоживущие «третьи» партии и силы лишь эпизодически добивались хотя бы относительно значительных результатов: второе место, 27 % и 88 выборщиков в 1912 (Прогрессивная партия), 19 % и 0 выборщиков в 1992 (независимый Росс Перо), 17 % и 23 выборщиков в 1924(Прогрессивная партия), 14 % и 46 выборщиков в 1968 (Независимая партия).

Однако есть свидетельства того, что эти партии могут оказывать серьёзное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная партия) в период раскола в Республиканской партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу Вудро Вильсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. А на выборах 1992 года так же не набравший большинства голосов демократ Билл Клинтон опередил республиканского конкурента во многом благодарю наличию сильного третьего независимого кандидата Росса Перо.

1910-е годы были временами конца т.н. «Четвёртой партийной системы» и «Прогрессивной эры» (англ. Progressive Era) и отличались высокой социальной активностью[2], а также их можно назвать кризисом двухпартийной системы США. «Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай». Но уже очень скоро оказавшаяся на выборах 1912 года второй (27 % против 42 % и 23 %) Прогрессивная партия вновь вошла в состав Республиканской.

Также начало ХХ века дало шанс стать реальной третьей силой в партийной системе США социалистической партии. На тех же выборах 1912 года, а также на выборах 1920 годахСоциалистическая партия добилась своего крупнейшего успеха, когда за неё голосовало около 1 млн избирателей, включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований». Но раскололась во время Первой мировой войны.

Начиная с 90-ых годов XX века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии, но не какой-либо одной из существующих третьих партий. На президентских выборах 1992 года олицетворявший идею третьей силы, независимый кандидат Росс Перо получил наивысший после 1912 года результат (около 19 % голосов). В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Несмотря на различные проявления потенциальной поддержки третьей партии, есть серьёзные препятствия на пути избрания президентом кандидата от третьей партии. Помимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому голосованию, меняя свое первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда понимают, что у кандидата от третьей партии нет шансов на победу. Существует и такое явление, как голосование за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись бы потом с обескураживающей их проблемой. Ею, конечно, является проблема управления – кадрового обеспечения администрации, а затем работы с Конгрессом, где господствующее положение занимают республиканцы и демократы, у которых были бы лишь ограниченные стимулы сотрудничать с президентом, представляющим не основную партию.

studfiles.net

Как начать разбираться в американской политике

4 марта на телеканале Netflix вышел четвёртый сезон главного сериала об американской политике «Карточный домик». На этот раз беспринципный Фрэнк Андервуд борется за второй срок в президентском кресле. По этому случаю в новом выпуске образовательной рубрики «Новые знания» мы вместе с экспертами разбираемся, как на самом деле устроена политическая система в США, что обещают России американские президентские выборы 2016 года и близко ли происходящее в «Карточном домике» к действительности.

В Америке существует реальная система разделения властей. Есть законодательная власть — конгресс, исполнительная — президент и юридическая — Верховный суд. Почему важно это разделение? Потому что у каждой из властей есть возможность сдерживать другую власть. Конгресс может не принять закон, которого добивается президент, — часто так останавливают и неразумные, вредные действия. В то же время президент может не подписать закон, который примет конгресс, наложив на него вето. А Верховный суд может оспорить либо законодательную инициативу, либо указ президента. Каждая из этих властей имеет свою силу. Ведь если в обществе какая-то группа получает возможность давить на все остальные, происходит автократия. Американская система — при своей неидеальности и потребности в периодической перенастройке, — развивается, двигая вперёд развитие общества и страны. Потому что путём постоянной борьбы разных интересов достигается баланс. Это принципиальное отличие от нашей политической системы.

Конгресс — это законодательный орган. Он принимает и меняет законы, по которым живёт и будет жить страна. Очень часто конгресс играет даже большую роль, чем президент. Там есть представители двух крупнейших американских партий — демократов и республиканцев, — которые представляют интересы разных слоёв. При этом конгресс постоянно обновляется: нижняя палата обновляется раз в четыре года, верхняя, частично, — раз в два года.

Разница между республиканцами и демократами очень большая. Если в двух словах, то первые считают, что чем меньше государства в жизни страны, тем лучше. Когда республиканцы бывают у власти, сокращаются социальные программы, число чиновников, налоги (особенно на производящую часть населения). Демократы полагают, что государство должно компенсировать средства тем, кто не может заработать на минимальный уровень жизни. Иногда эти выплаты действительно необходимы, но часто люди просто пользуются ими как главным источником дохода. Растёт количество чиновников, растут налоги. По каждому насущному вопросу — от иммиграции до здравоохранения — у обеих партий разные точки зрения.

Почти поочерёдная смена республиканцев и демократов происходит потому, что избиратели разочаровываются в отношении действующего президента. Ожидания всегда выше реальности. Например, при Джордже Буше-младшем случилось вторжение в Ирак, колоссальные траты и увеличение дефицита бюджета. И Барак Обама своим успехом был обязан именно тому, что Буш был крайне непопулярен в момент выборов. У демократа Обамы тоже оказалось не очень удачное президентство, поэтому пальма первенства, по идее, должна была перейти к республиканцам — если бы у них внутри партии не было такого беспорядка.

Важной частью государственной системы США являются выборы. Выбирает власть, конечно, народ. Там сложная двухступенчатая процедура, но если не вдаваться в подробности, в 99 % случаев побеждает тот, у кого больше всего голосов.

Но выборы — не единственный способ волеизъявления. Ежегодно (а в некоторых штатах и два раза в год) проводятся референдумы на уровне города и штата. Любой гражданин может вынести на голосование какую-нибудь инициативу. Для этого, конечно, существует определённая процедура. Например, в Сан-Франциско нужно собрать пять тысяч подписей за инициативу и опубликовать её. После проверки на конституционность она будет внесена в список на референдуме. Перед его проведением каждое домовладение получает толстую книжку, где перечисляются все одобренные инициативы. Там описана суть каждой, эксперты высказываются за и против. Всего таких предложений примерно 120–150. Человек знакомится с ними, отмечает наиболее важные для себя и потом голосует на референдуме.

Вес народного голоса в американской политической системе решающий. Есть общественная установка, что государство — правительство, чиновники, весь политический класс — служит народу, а не наоборот. В общем-то, сейчас в США происходит бунт избирателей в отношении руководства, которое сильно оторвалось от них. Американцы очень недовольны тем, что партийное руководство их не слышит. Это ключевое различие между российской и западной внутренней политикой. 

На президентских выборах 2016 года у нас многие с большим энтузиазмом ставят на Дональда Трампа, хотя что может означать его победа, никто не знает. Он сказал хорошие слова в адрес Путина и получил комплимент в ответ, он собирается менять архитектонику внешней политики США, но пока это просто разговоры. На самом деле Трамп непредсказуем. Что касается Хиллари Клинтон — скорее всего, это будет более жёсткий, более последовательный вариант Обамы, о котором мы потом будем вспоминать с глубокой ностальгией. Третий реальный кандидат на пост нового президента США — Тед Круз. Он жёсткий неоконсерватор, и я думаю, нам будет трудно иметь с ним дело. Он не питает никакой симпатии к России, скорее даже наоборот.

главный редактор сайта телеканала «Дождь»

Власть в Америке выбирает народ, как это пафосно нИ прозвучит. У американской демократии, безусловно, есть свои издержки — это и две мегапартии, и рудиментарная система выборщиков, и много чего ещё. Но политика в Америке — это в первую очередь набор инструментов для решения конкретных проблем. Ну вот, скажем, вы хотите, чтобы в вашем графстве (так называют в русском переводе районы штатов) стали тратить больше денег на образование. Что вам делать? Писать письма Бараку Обаме? Жаловаться на центральные телеканалы? Нет. Провести местный референдум о добровольном повышении самим себе налогов, чтобы направить деньги на школы. Я сам был свидетелем такого плебисцита, когда учился в Америке. Американская политика — в первую очередь про то, что растёт снизу. Это великое множество общественных организаций, профсоюзов и самых разных инициатив, которые растут как трава, их ещё называют grassroots. Всякий раз, когда американец платит налоги, он, в отличие от нас, делает это осознанно: приезжает в налоговую и отсчитывает купюры. Он вспоминает, что власть — это он, а все остальные — губернаторы, сенаторы и президенты — всего лишь люди у него на зарплате. И он с них будет спрашивать до последнего цента. Этому учат с детства и американские школы, и СМИ.

То, о чём идёт речь в «Карточном домике», — политиканство, цинизм и лоббизм — конечно, тоже существует, куда же без этого, особенно когда речь идёт про большие деньги. Американец смотрит этот сериал с удовольствием, но после него он идёт на праймериз или на митинг за то, во что он верит. Потому что он знает, что даже если один человек верит в правду, она обязательно победит.

 Что читать

Стивен Брукс

«Понимая американскую политику»

Учебник для неамериканских студентов, который довольно понятно рассказывает о ключевых процессах политической системы США. Браться лучше за расширенное второе издание — там, например, добавлены главы, посвящённые роли конгресса, президента и судов.

 postnauka.ru

Краткий пересказ процедуры американских выборов, начиная со структуры и заканчивая объяснением работы принципа «победитель получает всё».

 polit.ru

Обзорная статья об американских партиях: история их развития, причины двухпартийности и главные особенности избирательной системы.

 echo.msk.ru

С 1988 по 2000 год Михаил Таратута жил в США, где был корреспондентом программы «Время», а потом автором программы «Америка с Михаилом Таратутой». Как считает сам Таратута, для него это была возможность открывать зрителям настоящую Америку, разгребая завалы советской пропаганды. Сейчас он регулярно рассказывает о происходящем за океаном в своём блоге на сайте «Эха Москвы». Последний пост, например, посвящён предстоящим выборам и популярности Дональда Трампа.

 nytimes.com

Как понятно из названия, в этом проекте The New York Times собраны все последние новости о предстоящих выборах президента США. Помимо подробных аналитических статей, можно узнать о результатах праймериз и мнениях кандидатов о главных проблемах страны (от иммиграции до налогов и абортов) и проследить за фактчекингом их заявлений. 

 Что смотреть

Кто за что отвечает в правительстве США?

Короткий и симпатичный ролик, в двух словах объясняющий главные особенности законодательной, исполнительной и судебной власти в США. В этой же серии есть видео про Билль о правах (первые десять поправок к Конституции), ролик о системе двухступенчатых выборов и ответ на вопрос, почему американцы голосуют по вторникам.

Юрий Рогулёв — о двухпартийной системе в США

Историк Юрий Рогулёв рассказывает об одной из наиболее стабильных партийных систем. Среди прочего слушателю объясняют, почему в Америке действуют только две партии, почему не возникают другие и что нужно знать об изменениях и перспективах такой системы.

Как устроены президентские дебаты

Выступление по книге Алана Шрёдера «Президентские дебаты» — о том, как в США появились телевизионные дебаты, как они изменились за 40 лет, о чём договариваются участники между собой и почему это до сих пор важное событие предвыборной гонки.

Уроки жизни от президентов прошлых лет

Историк, биограф и политический комментатор Дорис Гудвин уверена, что мы можем повлиять на современную политику, детально изучив прошлое. В подтверждение своих слов она рассказывает, чему мы можем научиться у американских президентов от Авраама Линкольна до Линдона Джонсона.

Документальные фильмы «The Presidents»

Восемь документальных фильмов о каждом президенте Соединённых Штатов вплоть до Барака Обамы. Во всех сериях даётся краткая справка о президенте, а после неё рассказывается история каждого руководства в связке со следующим. Недостатка в подобных картинах нет, поэтому, если после этой серии интерес только возрастёт, можно воспользоваться списком «100 хороших документальных фильмов о президентах».

 Онлайн-курсы

 edx.org

Курс Гарвардского университета для тех, кто хочет ещё глубже разобраться в понятиях и принципах: внутренняя и внешняя политика США, функции конгресса, роль президента и так далее.

Introduction to American Politics

 ocw.mit.edu

Ещё один общий курс, который рассматривает основы американской политики, а также действия политических элит, организаций и обычных граждан. Так как в первую очередь курс рассчитан на студентов Массачусетского технологического института, он ещё и применяет общие понятия политологии к отдельным эпизодам и явлениям в американской политике, поэтому может быть не так прост в восприятии.

Обложка: кадр из сериала «Карточный домик»

www.the-village.ru

Схема государственного устройства США

FEDOROFF.NET » ГЛАВНАЯ » КАТАЛОГ СТАТЕЙ » ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ » ГЕОГРАФИЯ

Последнее обновление: 17.Апреля.2019, 20:09

+ дополнительный материал: Источник материала [?] Здесь общение с автором проекта по вопросам рекламы,  развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в контакты. Почта администратора сайта - [email protected] Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. © fedoroff.net 2016   Читать @n00982 + основной материал: Схема государственного устройства США

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: Добавлено: (17.Апреля.2019)
Просмотров: 5568 | Теги: география сша, госустройство, сша, политика | - Оценить - Отлично Хорошо Неплохо Плохо Ужасно
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ]

fedoroff.net


Смотрите также