Система власти в сша


Политическая система США: органы государственной власти

Политическая система США определяется их основным Законом – Конституцией, принятой еще в 1787 году. Главные принципы и определяющие понятия системы также обозначены в поправках, принятых несколько позже, или в других законах. Полномочия на осуществление государственной власти Конституция передает Федеральному правительству Штатов. В главном Законе страны определен также принцип разделения трех властей, в соответствии с которым Федеральное правительство состоит из независимых друг от друга органов: законодательных, исполнительных, судебных. Они, в свою очередь, действуют отдельно друг от друга.

Конституция США состоит из нескольких частей:

  • преамбула, где подробно описаны основные цели принятия Конституции, их количество равно 85;
  • статьи – 7 штук;
  • поправки – 27 штук, первый десяток из которых – это Билль о правах.

Политическая система США: законодательная ветвь государственной власти

Высшим органом законодательной власти в Штатах является двухпалатный Парламент, составляющий Конгресс США, который состоит из Сената США и Палаты представителей США. В Сенате каждый из 50-ти штатов имеет по 2 представителя. Конкретное количество лиц, которые могут представлять тот или иной штат, определяются каждое десятилетие, оно зависит от численности населения в конкретном штате. Однако даже если количество проживающих граждан невелико, каждый штат имеет в Сенате США хотя бы одного представителя. Сенаторов избирают на 6 лет, представителей на два года. Каждый из них может быть избран неограниченное количество раз.

Исполнительная власть США

Исполнительная власть в США осуществляется только Президентом, полномочия которого очень объемны. Весь государственный аппарат находится в его непосредственном подчинении, в том числе, министры, главы ведомств. Президент осуществляет руководство всем механизмом исполнительного аппарата.

Исполнительный аппарат совместно с президентом образуют в государстве президентскую власть. Президентом осуществляется формирование администрации, Кабинета Министров и исполнительных правлений. Кабинет Министров, в свою очередь, не уполномочен принимать правительственные акты, он является консультативным органом, поэтому Президент может не следовать данным им советам.

Форма правления в США

Форма правления государства отражает способ организации и структуру высшей власти, те принципы, на которых основано взаимодействие между ее разными институтами, и участие населения в формировании подразделений власти страны.

Форма правления имеет несколько основных свойств:

  • способ, которым происходит формирование эшелонов высшей власти;
  • структура органов власти;
  • принципы, лежащие в основе взаимодействия властей: законодательной, исполнительной;
  • взаимодействие между гражданами государства и властью;
  • степень обеспечения свобод для населения со стороны структур власти.

Политическая система США определяется республиканской формой правления, которая гарантирована Конституцией государства (ст. IV). Республиканская форма правления в Америке реализуется в виде президентской республики и имеет следующие принципы: Президент республики (в данном случае США) – глава правительства и государства, правительство неподотчетно перед Конгрессом, у Президента нет полномочий на роспуск палат Конгресса.

Политическая система США, система государственной власти в стране построена по принципу разделения властей. Данный принцип в условиях Соединенных Штатов перевоплотился в систему противовесов и сдержек. Фактические отношения, существующие между тремя органами, образующими власть в государстве, – Президентом США, Конгрессом, Верховным Судом - претерпевают постоянные изменения, однако незыблемым остается принцип разделения.

fb.ru

Политическая система США - это... Что такое Политическая система США?

Соединённые Штаты Америки — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

Конституция США

Политическая система США определена в принятой в 1787 году Конституции, а также в поправках к Конституции и в других законах . Конституция передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В Конституции США заложен принцип разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга. На данный момент Конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 85 основных целей принятия Конституции, 7 статей и 27 поправок (первые 10 из которых формируют Билль о правах).

Законодательная ветвь власти

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США.

Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.

Сенаторы избираются на шестилетний срок, каждые два года представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз.

Исполнительная ветвь власти

Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.

Президент США избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США, принятой в 1951 году).

Президент и вице-президент избираются посредством непрямых (двухступенчатых) выборов с помощью коллегии выборщиков.

Президенты США

В январе 2009 года место президента занял Барак Обама, победивший на президентских выборах 2008 года.

Полномочия президента США:

  • верховный главнокомандующий вооружёнными силами США,
  • верховный представитель страны на международной арене,
  • назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти
  • созыв чрезвычайных сессий конгресса,
  • помилование лиц, осуждённых по федеральным законам,
  • чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,
  • формирование законодательной программы администрации (послания конгрессу),
  • представление бюджета конгрессу,
  • издание президентских приказов, имеющих силу закона. и т. д.

Предварительные выборы (Праймериз)

Основная статья: Праймериз

Праймериз — процедура предварительных выборов для претендентов на выборные должности в сфере законодательной и исполнительной власти США.

В США организацией предвыборной борьбы занимаются партии. Они обладают опытом, аппаратом, финансами, связями и всем необходимым для продвижения своих кандидатов. Поэтому, для того, чтобы иметь реальные шансы выиграть выборы, кандидат как правило должен быть поддержан одной из двух основных партий. Иногда успеха добиваются и независимые кандидаты, но это происходит редко. За поддержку партий, особенно таких влиятельных, как республиканская и демократическая, при выдвижении на выборные посты обычно борются несколько претендентов. Для их демократического выбора были созданы праймериз.

По сравнению с Европой и некоторыми другими странами идеологическая составляющая партий выражена гораздо слабее.

Вместе с тем, для некоторых групп избирателей личная кандидатура кандидата не играет большой роли — в первую очередь важна партия, к которой он принадлежит. В штатах, где традиционно доминирует одна партия, кандидат, победивший на первичных выборах этой партии, практически гарантированно побеждает и на основных выборах, и именно на праймериз в этих штатах развертывается серьёзная борьба между основными кандидатами.

Первым штатом, принявшим закон о праймериз, стал Висконсин (1903). До того, как система праймериз утвердилась в стране, кандидаты отбирались на партийных съездах.

Праймериз, фактически, возникли как реакция избирателей на попытки партийных руководителей вывести процесс выдвижения кандидатов из-под контроля рядовых членов партий.

К 1927 году уже все штаты приняли законы об обязательном проведении таких выборов. Праймериз используются для отбора кандидатов на местных выборах, а также для выдвижения кандидатов в Сенат и Палату представителей Конгресса США и Конгрессов штатов.

Законы штатов определяют, имеют ли право участвовать в праймериз только зарегистрированные члены партии (закрытые праймериз) или все избиратели (открытые праймериз).

Выдвижение кандидатов в президенты проводится на партийных съездах, но с 1968 года съезды не избирают, а фактически лишь утверждают кандидатуру лидера, которого поддержало большинство членов партии на праймериз.

Судебная власть

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд. Теоретически, его компетенция строго ограничена Конституцией США (Статья III, секция 2[1]). Так, в компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе Конституции, законов, принятых Конгрессом Соединённых Штатов и международных договоров. Суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. Дополнительно суд может рассматривать дела, в которых одной из сторон являются Соединённые Штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. Фактически, Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут официально признать недействительными любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. Кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями. Члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и утверждаются сенатом.

Как правило, сенат признаёт право президента номинировать судью тех же взглядов, что и сам президент, даже если сенат контролируется оппозицией. Однако в этом случае кандидат должен придерживаться в основном центристских взглядов, по крайней мере публично. Это право президента является одним из основных аргументов, которые избиратели называют как причину того, что они голосовали за лично неприятного им (но идеологически правильного) кандидата в президенты.

Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.

Штаты

Основная статья: Штаты США

На данный момент в составе США насчитывается 50 штатов, последние два из которых были приняты в состав этой страны в 1959 году (Аляска и Гавайи).

Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора, верховный суд и столицу. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски), и, в большинстве штатов, созданы по образцу Конгресса США. Также по образцу федерального конгресса, нижняя палата обычно называется палатой представителей, а верхняя сенатом. В ряде штатов нижние палаты именуются также генеральными ассамблеями либо палатами делегатов.

Как правило, законодательное собрание штата избирается на двухлетний срок; конкретная его продолжительность и численность палат сильно разнятся от штата к штату.

Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. В 8 штатах верховные судьи назначаются губернатором, в 4 — избираются законодательным собранием штата.

Вместе с тем в 16 штатах верховные судьи не назначаются, а избираются на длительный срок на беспартийных выборах, в 7 — на партийных выборах. Кроме того, 15 штатов следуют «плану Миссури» (en:Missouri Plan), в соответствии с которым кандидатуры верховных судей составляются особой комиссией, и утверждаются губернатором. Эта комиссия состоит частично из профессиональных юристов, членов коллегии адвокатов, частично из граждан, отобранных губернатором. В 3 штатах «план Миссури» модифицирован.

Конкретная продолжительность срока и количество верховных судей меняется от штата к штату в соответствии с местной конституцией.

Во главе каждого штата стоит губернатор, избираемый населением штата. В большинстве штатов губернатор может избираться не более чем на два четырёхлетних срока (количество сроков не ограничивается в штатах Коннектикут, Айдахо, Иллинойс, Айова, Массачусетс, Миннесота, Нью-Хемпшир, Нью-Йорк, Северная Дакота, Техас, Юта, Вермонт, Вашингтон и Висконсин). На текущий момент рекордсменом по продолжительности службы можно считать действующего губернатора штата Техас Рика Перри, избранного на этот пост ещё в 2000 году.

Параллельно избирается вице-губернатор (lieutenant governor), который может принадлежать к другой политической партии. В штатах Аризона, Мэйн, Нью-Хемпшир, Орегон, Теннеси, Западная Вирджиния и Вайоминг местные конституции должностей вице-губернатора не предусматривают, и соответствующие функции возлагаются на президента сената штата. Кроме того, в штатах Теннесси и Западная Вирджиния вице-губернаторы выбираются сенатом штата.

Основа построения государственной системы в США заключается в том, что она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

Таким образом, законодательство США имеет два основных уровня: уровень штата и федеральный. Согласно статистике, ежегодно в судах штатов рассматривается до 27.5 млн дел, тогда как в федеральных судах — только 280 тыс. Общее количество уровней судебной власти отличается от штата к штату. В частности, штат Техас насчитывает 5 уровней судов (мировые судьи, муниципальные суды, суды графств, суды округов и апелляционные суды), причём штат имеет одновременно две высшие апелляционные инстанции — верховный суд штата Техас и суд по уголовным апелляциям штата Техас.

В некоторых штатах проводятся референдумы.

В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных штатах английское (Общее право).

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства. В ведении федерального правительства находятся такие области как образование, в том числе финансирование государственных школ и вузов и управлени ими, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата. В большинстве штатов бюджеты обязаны быть сбалансированными, за исключением особых ситуаций, перечисленных в Конституции штата.

Наиболее типичными административными единицами штатов являются округа и города. Эти районы также имеют свои уставы, законодательные, судебные и исполнительные органы власти, которые формируются через выборы. Хотя каждый из органов самоуправления относительно невелик по размеру, их суммарное количество таково, что из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8,500 относятся к федеральному и региональному уровню. Остальные работают в местных органах самоуправления. Во многих округах шериф, прокурор, судья, мировой судья, судебно-медицинский эксперт, глава налоговой службы и ревизор являются выборными должностями. В городах избираются муниципальные советы и мэры. В некоторых округах и городах высшие полномочия исполнительной власти сосредоточены в руках профессионального управляющего, которого назначают (то есть, нанимают) представительные органы самоуправления.

Наряду с округами и городами существуют специальные территориально-административные единицы штатов, которые отвечают за водообеспечение, экономию воды и природных ресурсов, пожарную безопасность, помощь при чрезвычайных ситуациях, транспорт и которые финансируются за счёт отдельных налогов. Их руководство в одних случаях избирается, в других назначается властями штата. Управление государственными школами осуществляют советы по образованию соответствующего школьного округа, которые состоят либо из выборных лиц, либо из опекунов.

В 33 из 50 штатов столица находится не в самом населённом городе. Так, столица штата Калифорния находится не в Лос-Анжелесе, а в Сакраменто, а столица штата Нью-Йорк — в городе Олбани.

Партии

Основная статья: Политические партии США

Политика США представляет собой яркий пример двухпартийной системы с середины XIX века. В политической жизни США участвуют Республиканская партия США, Демократическая партия США, а также различные менее влиятельные федеральные и региональные партии.

Две основные партии контролируют как Конгресс Соединённых Штатов, так и Законодательные собрания всех штатов. Также демократы и республиканцы выигрывают президентские выборы и в большинстве случаев выборы губернаторов штатов и мэров городов. Третьи партии лишь время от времени добиваются небольшого представительства на уровне федерации и штатов, чаще всего не имея возможности реально влиять на политику даже на местном уровне.

Только в некоторых штатах существуют партии, пользующиеся реальным влиянием на региональную политику (например, Вермонтская прогрессивная партия), а также имеют некоторые шансы на региональном и федеральном уровнях независимые кандидаты. В нынешнем 110 Конгрессе заседают два независимых сенатора, независимых членов Палаты Представителей нет.

Третьи партии, а также независимые кандидаты, были и остаются повторяющейся характерной, но в основном маловлиятельной силой в американской выборной жизни. Практически все третьи силы федерального уровня имели тенденцию преуспевать в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет или быть поглощенными одной из основных партий.

На президентских выборах с начала XX века маловлиятельные и в основном недолгоживущие «третьи» партии и силы лишь эпизодически добивались хотя бы относительно значительных результатов: второе место, 27 % и 88 выборщиков в 1912 (Прогрессивная партия), 19 % и 0 выборщиков в 1992 (независимый Росс Перо), 17 % и 23 выборщиков в 1924 (Прогрессивная партия), 14 % и 46 выборщиков в 1968 (Независимая партия).

Однако есть свидетельства того, что эти партии могут оказывать серьёзное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная партия) в период раскола в Республиканской партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу Вудро Вильсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. А на выборах 1992 года так же не набравший большинства голосов демократ Билл Клинтон опередил республиканского конкурента во многом благодарю наличию сильного третьего независимого кандидата Росса Перо.

1910-е годы были временами конца т.н. «Четвёртой партийной системы» и «Прогрессивной эры» (англ. Progressive Era) и отличались высокой социальной активностью[2], а также их можно назвать кризисом двухпартийной системы США. «Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай». Но уже очень скоро оказавшаяся на выборах 1912 года второй (27 % против 42 % и 23 %) Прогрессивная партия вновь вошла в состав Республиканской.

Также начало ХХ века дало шанс стать реальной третьей силой в партийной системе США социалистической партии. На тех же выборах 1912 года, а также на выборах 1920 годах Социалистическая партия добилась своего крупнейшего успеха, когда за неё голосовало около 1 млн избирателей, включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований». Но раскололась во время Первой мировой войны.

Начиная с 90-ых годов XX века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии, но не какой-либо одной из существующих третьих партий. На президентских выборах 1992 года олицетворявший идею третьей силы, независимый кандидат Росс Перо получил наивысший после 1912 года результат (около 19 % голосов). В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Несмотря на различные проявления потенциальной поддержки третьей партии, есть серьёзные препятствия на пути избрания президентом кандидата от третьей партии. Помимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому голосованию, меняя свое первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда понимают, что у кандидата от третьей партии нет шансов на победу. Существует и такое явление, как голосование за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись бы потом с обескураживающей их проблемой. Ею, конечно, является проблема управления – кадрового обеспечения администрации, а затем работы с Конгрессом, где господствующее положение занимают республиканцы и демократы, у которых были бы лишь ограниченные стимулы сотрудничать с президентом, представляющим не основную партию.

См. также

  • Разделение властей
  • Уотергейтский скандал

Ссылки

  • Конституция США (англ.)
  • Политическая система США
  • Законодательная власть США

Примечания

dic.academic.ru

Политическая система США

В соответствии с принятой в 1787 году конституцией, большая часть полномочий в сфере государственного управления передана федеральном правительству Соединенных Штатов. При этом существенная доля государственных полномочий находится в ведении каждого отдельного штата.

Согласно конституции Соединенных Штатов Америки, определяющим в стране является принцип разделения властей. В соответствии с ним федеральное правительство делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых действует независимо друг от друга.

В политической системе США высшим органом законодательной власти является Конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя – Палата представителей, верхняя – Сенат Соединенных Штатов.

Высшим органом исполнительной власти в стране является президент США. Он не только глава государства, но и главнокомандующий ее вооруженными силами. Имеется также пост вице-президента, который является вторым лицом в стране после президента. Раньше президентом и вице-президентом в США становились представители конкурирующих партий, что позволяло примирить амбиции противоборствующих сторон. Сегодня оба высших чиновника в Соединенных Штатах избираются из одной и той же партии.

Высшим органом судебной власти в США является Верховный суд. В его состав входит 9 судей, одного из них выбирают председателем. Обычно Верховный суд США действует как апелляционный, но в некоторых случаях (например, при рассмотрении дел, касающихся дипломатов), он осуществляет функции суда первой инстанции.

В политической системе США существуют две основные партии: демократическая и республиканская. Они ведут политическую борьбу между собой более 150 лет. Демократическая партия США создана в 1828 году, она является старейшей партией в мире. Ее неофициальным символом стал осел, что говорит об упрямом преодолении любых трудностей. Республиканская партия США действует с 1854 года, ее неофициальный символ – слон, что показывает мощь. Кроме этого, в США действуют и другие более мелкие партии, но на политической арене их голоса незаметны.

amerikos.com

Система государственного управления в США

Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством; состоящим из 50 штатов и федерального округа Колумбия. По форме правления США - президентская республика, где президент возглавляет исполнительную власть, конгресс - законодательную, а Верховный суд -судебную. Каждый штат имеет свою Конституцию, свои законодательные органы - легислатуры и свою исполнительную власть, представляемую губернатором. Селезнев В.И. Политическая система США. СПб.: Укт, 1995

Высший орган государственной власти, конгресс, состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей - это нижняя палата парламента, которая формируется на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Входящие в состав палаты 435 членов избираются на два года, представляя интересы штатов, от которых они избраны. Возглавляет палату представителей спикер, избираемый из числа ее депутатов. Сенат - верхняя палата американского парламента - представляет прежде всего интересы штатов и избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. Председательствует на заседаниях сената - вице-президент США Ресурсы Интернета «Электронная энциклопедия Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%A8%D0%90 .

Президент США является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков. Все принятые конгрессом законопроекты (билли) должны быть утверждены главой государства. При отказе президента от утверждения документа конгресс имеет право преодолеть президентское вето в каждой палате квалифицированным большинством голосов. Значительное число законопроектов президент США издает от своего имени, и все они по статусу не ниже законов, принятых конгрессом. Кабинет совета министров формируется самим президентом, хотя и «по совету и с согласия» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.

Судебная система США построена иерархическим способом с четким разделением функций между судебными уровнями. В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Основной функцией Верховного суда является рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный вопрос». Это могут быть вопросы по спорам между двумя и более штатами, по международным искам и т. п. Апелляционные суды, созданные в 1891 г., являются судами промежуточной юрисдикции, служат своеобразным мостиком между Верховным судом и окружными судами. Окружные суды являются основным звеном федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на 5 округов с учетом границ между штатами. Окружные суды в первой инстанции рассматривают гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, дела по банкротству, а также жалобы на действия административных органов. К перечню специализированных федеральных судов следует отнести претензионный суд, суд по внешней торговле, налоговый суд и др Уилсон Джеймс. Амереканское правительство. М.: прогресс, 2005.

Структура органов местного самоуправления включает в себя раззличные уровни. Всего, по данным 1997 г., в США насчитывалось 84995 органов местного управления, в т. ч. 3043 графств, 19 279 муниципалитетов, 16656 таунов и тауншипов, 14422 школьных округов и 31 555 специальных округов Ресурсы Интернета Конституции зарубежных государств. М.: Юрид.лит, 2009 .

Наиболее крупными органами местного самоуправления в США являются графства и муниципалитеты. Если графства главным образом функционируют в сельской местности, где большая территория и невысокая плотность расселения, то муниципалитеты группируются вокруг урбанизированных поселений, характерной чертой которых является высокая степень внутренней интегрированности их хозяйственных функций.

С точки зрения совокупных расходов, ведущими среди органов местной власти являются муниципалитеты (33 % совокупных расходов) и школьные округа (30 %). Остальные 37 % соответственно распределены между таунами (тауншипами) - 3 %, графствами - 23 % и специальными округами - 11 %. Ресурсы Интернета «Система США» http://www.xserver.ru/user/spss/4.shtml

Графства существуют в 48 штатах (отсутствуют в штатах Коннектикут и Род-Айленд). При этом заслуживает внимание неравномерное их распределение по территориям и по численности. Так, если в штате Техас расположены 264 графства, то в штатах Делавер и Гавайи - всего по три. Роль графств стала стремительно расти в период с 1972 по 1977 г.: за это время федеральная помощь графствам возросла более чем в восемь раз (муниципалитетам - только в 2,5 раза)!

Структура доходов графств на одну треть формируется от межправительственных поступлений, в том числе от правительств штатов, другую треть составляют налоги, главным образом налог на собственность, и оставшаяся часть пополняется за счет различных платежей и добровольных пожертвований. Что касается расходной части бюджета графств, то почти половину всех возможных расходов составляют отчисления на здравоохранение, социальное обеспечение и образование.

Отличительная характеристика муниципалитетов заключена в наделении их юридическими правами муниципальных корпораций. Соответствующий их статус определяется некоторой замкнутостью и автономностью экономической базы муниципалитета, представляющего города и крупные населенные пункты. Будучи самостоятельным экономическим агентом, муниципалитет является самостоятельным рыночным субъектом, определяющим собственную стратегическую политику. Графства, в отличие от муниципалитетов, не наделены правом издания собственных законодательных актов: они призваны обеспечивать реализацию на местах законодательства штатов. Среди основных функций муниципалитетов следует выделить владение собственностью; участие в покупке и продаже крупных партий товаров; преследование в судебном порядке лиц, нарушающих законность; займ денежных средств и предоставление займов; заключение контрактов и пр. На территории США муниципалитеты распространены крайне неравномерно, и, если в штате Иллинойс их количество превышает тысячу единиц, то в штате Гавайи имеется только один муниципалитет.

Границы муниципалитета задаются хартией, издаваемой властями штата. В формировании доходной части муниципального бюджета значительная доля приходится на доходы от коммунальных предприятий и продажи спиртных напитков, являющихся специфическим источником формирования местных бюджетов. Вместе с тем сохраняется финансирование как от правительств штатов, так при помощи определенных категорий местного налога: на собственность, прибыль, выдачу лицензий и т. д. В структуре расходов бюджетные средства пропорционально распределены между функциями социальной сферы (коммунальные услуги, здравоохранение, социальная помощь и образование) и безопасности (полиции).

Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим количеством (до 25 тыс. человек) населения. Права на самоуправление таунов и тауншипов законодательно существенно ограничены. Тауншипы представлены только в двадцати из пятидесяти американских штатов Мишин А.А. Василевич В.А. Конституция США. Политико-правовой

комментарий. М., 1995

.

Бюджет местных органов власти в США складывается из четырех основных источников: местных налогов (главным образом, налогов на собственность), платежей за муниципальные услуги, межправительственных поступлений, а также муниципальных займов Хиви Д. Финансы местных органов власти в США. // Финансы, 2005. № 10.

.

Низший уровень системы местного управления составляют школьные и специализированные округа. Большое значение, уделяемое государством вопросам развития школьного образования, базу которого обеспечивает самоуправляемый статус этих институтов, подтверждает тот факт, что на поддержку начального и среднего образования в США из федерального бюджета исправлено 62,3 % всех выделяемых на региональный уровень финансовых средств.

В конце 1920-х - начале 1930-х п. США переживали Великую депрессию. Президент Г.К Гувер, исповедуя принцип о невмешательстве государства в экономику, никаких мер не предпринимал. В результате объем производства снизился на 56%, национальный доход сократился на 48%, численность безработных достигла 17 млн чел. Президент Г. К. Рузвельт, пришедший к власти в 1933 г., для выхода из кризиса объявил о реализации программы «Новый КУРС», имевшей всеобъемлющий характер: стабилизация денежно-кредитной системы, поддержка производства, снижение безработицы и т.д. Был принят кодекс честной конкуренции (включая квоты по выпуску, распределение рынков сбыта, регулирование заработной платы, кредита, цен, рентабельности). В сельском хозяйстве проведено сокращение посевов, поголовья животных, повышены цены на продукцию. Чтобы снизить безработицу, люди, не имеющие работы, направлялись в специальные трудовые лагеря для строительства дорог, мостов и других объектов. Легализовалась деятельность профсоюзов, предпринимателей обязали заключать с ними коллективные договоры и запретили принимать на работу нечленов профсоюзов. Происходило укрупнение банков, доллар девальвировался, введен запрет на вывоз золота за рубеж. Были также установлены минимальная заработная плата, максимальная продолжительность рабочего дня; создан пенсионный фонд (за счет налога на предпринимателей в размере 1% к фонду оплаты труда и на доходы работников в размере 1%), а также ряд органов государственного регулирования:

* Национальная администрация восстановления промышленности;

* Администрация регулирования сельского хозяйства;

* Администрация развития общественных работ.

«Новый курс» Рузвельта увенчался полным успехом. Предпринятые Рузвельтом меры имели много общего с опытом первых пятилеток СССР, и современники рассматривали их как социалистические.

Американский либерализм в своих истоках восходит к «новому курсу» президента США Ф. Д. Рузвельта, благодаря которому страна преодолела Великую депрессию и сыграла важную роль в победе антифашистских сил во Второй мировой войне. В области экономики американские либералы выступают за усиление роли государства в перераспределении доходов для сглаживания социального неравенства и увеличения покупательной способности населения, а в сферах политики и общественной жизни - за расширение гражданских свобод и прав человека.

Современная консервативная идеология ориентирована на уменьшение вмешательства государства в социально-экономические процессы, на возвращение американского капитализма на позиции, существовавшие до «нового курса» Рузвельта. По мнению одного из консервативных идеологов, необходим возврат к капитализму, не затронутому антитрестовской политикой Т. Рузвельта, президента США от Республиканской партии в 1901-1909 гг. Тогда, по словам Г. Норквиста (советника президента США ДЖ. Буша-мл. в 2001-2009 гг. по налоговой политике), одержали верх социалисты. В сфере гражданских отношений консерваторы хотят сохранить дискриминацию; в области политики они выступают за усиление президентской власти как проводника воли богатейшей верхушки американского общества Клинов В. Проблемы регулирования экономики США в исследованиях Пола Кругмана. // Вопросы экономики. № 8. 2009. стр. 28-35. С. 29.

В длительной перспективе наблюдается тенденция опережающего роста трудовых доходов по сравнению с доходами от капитала. В таблице представлена динамика доли трудовых и капиталистических доходов в ВВП США за ряд лет.

Таблица 1. Распределение ВВП США на трудовые доходы и доходы от капитала (% ВВП)

Доля доходов в ВВП

1929

1940

1950

1960

1970

1974

1980

1990

1995

2001

2007

Труда

49,7

52,0

53,1

56,2

59,8

59,8

60,1

58,2

57,5

58,2

56,3

Капитала

34,5

29,5

29,2

24,8

21,4

21,2

20,6

22,9

23,1

22,7

24,4

Соотношение

1,44

1,76

1,82

2,27

2,79

2,82

2,92

2,54

2,49

2,56

2,31

studbooks.net


Смотрите также