Резервация индейцев в сша


Индейские резервации - История США

Литвинова Н.

Государственная политика США в отношении индейского населения – одна из самых позорных глав американской истории. Только в Северной Америке и Австралии коренные народы стали чужими в собственной стране после прихода европейских колонизаторов. Они и по сей день составляют 1,6% от общей численности населения некогда принадлежавших им безраздельно земель.

В настоящее время в США насчитывается 550 признанных федеральным правительством  индейских племен. По данным Бюро переписи населения, на 1 июля 2008 года количество индейцев, проживающих на территории Соединенных Штатов, составляло 4,9 млн. человек. И около двух третей из этих почти 5 миллионов индейцев проживает в административно установленных примерно 275 резервациях.

Отношения между индейцами и европейцами начинаются с открытия Америки Колумбом и начала колонизации. Взаимодействие этих двух культур не было однозначным. Известно множество фактов о дружбе и мире между коренными американцами и белыми поселенцами (как, например, в Плимутской колонии), но в целом же тактика освоения североамериканского континента не несла местным народам ничего положительного. Мирные индейские племена вытеснялись на неплодородные земли, где погибали от голода и болезней, завезенных европейцами; более воинственные и непокорные племена истреблялись в боях. Во времена активной колонизации европейцы, соперничавшие между собой за земли Нового Света, часто прибегали к военной силе индейских племен, обещая им мир в будущем.

Коренные американцы изначально расценивались большинством европейцев как низшая раса и помеха осуществлению колонизации. Девизом экспансионистов была фраза: «Хороший индеец – мертвый индеец». Некоторые ученые считают, что впоследствии и теория фронтира, и Manifest Destiny толковались как обоснование геноцида американских индейцев. Так, по мере отодвигания линии фронтира на Запад, новые американцы «очищали» земли от «аборигенов». А по Manifest Destiny европейцам принадлежала миссия по созданию идеального государства в Северной Америке, следовательно, все, кто мешал этому, были неугодны Богу и подлежали уничтожению. Это было естественной жертвой развивающейся цивилизации. Вследствие осуществления этой, подобной нацизму, идеологии численность индейцев сократилась с 3 миллионов до 200 тысяч человек. Убийства коренного населения подчас были крайне жестокими и не имели основания. Крупнейшие акты геноцида – у Вундед-Ни, у Гнаденхюттена, на острове Индиан-Айленд.

Планомерно осуществляемая индейская политика берет свое начало от Войны за независимость. Во время работы Второго Континентального Конгресса был создан Департамент по делам индейцев. После 1778 года Конгресс установил власть индейцев над землей и ресурсами в пределах отведенных им территорий. Правительство обещало племенам защиту в обмен на уступленные земли. После войны 1812-1815 гг. количество конфликтов между коренным населением и потомками европейцев возросло. В 1830 году Конгресс занялся проектом по переселению индейцев. Президент Эндрю Джексон был ярым сторонником проводимой политики, говоря, что если индейцев не переселить сейчас, они просто вымрут. В 1828-1838 гг. более 80 тыс. индейцев были отправлены к Западу от Миссисипи, тем не менее, «чистка» освоенных земель продолжалась до 1877 года. В дороге индейцы несли огромные численные потери, за что их путь был назван «тропой слёз».

Земля, освобожденная для освоения американцами, быстро закончилась, и в 1851 году Министерство Внутренних Дел стало осуществлять резервационную политику по насильственному «сгону» индейских племен на специально отведенные территории (в основном, в штат Оклахома). В 1862 году Авраам Линкольн объявляет о заселении Запада. Белым, готовым содействовать экспансионистской политике государства, выделялось по 160 акров земли, на которой как-раз-таки находились согнанные индейцы. Индейские земли стремительно сокращаются по площади. В последующие несколько десятилетий территории индейцев сократятся еще на 60%.  Ближе к концу века эта политика приобретает направление ассимиляции, т.е. индейцев стремились разделить для того, чтобы якобы открыть путь для эволюции этой отстающей расе. Основным юридическим обоснованием данной политики стал Общий закон о распределении 1887 года. Но с другой стороны, резервации находились на землях, непригодных для сельского хозяйства; в первые десятилетия своего существования резервации были переполнены, а государственных компенсаций не хватало – люди умирали от голода; дополняло картину отсутствие медицинского обслуживания. К тому же американцы при политике расселения в полной мере руководствовались принципом «разделяй и властвуй»: сильные племена и племенные союзы были разведены по разным резервациям (например, племена Лиги ирокезов жили одновременно в 9 резервациях). И, наоборот – в одну резервацию могли «согнать» племена разных языковых групп; для общения им приходилось пользоваться английским языком, что, в конце концов, разрушало их самобытность.

Ситуация с резервационной политикой практически не менялась до 20х годов XX века. Согласно закону 1919 г. все ветераны Первой Мировой войны индейского происхождения получили гражданство США. В 1924 г. гражданство наконец было даровано всем индейцам. В 1930х гг. правительство начало возвращать индейским племенам отнятые ранее земли. При администрациях Рузвельта и Кеннеди было сделано многое для прекращения расизма и дискриминации коренного населения. В 60х гг. были приняты программы, направленные на экономическое и политическое развитие резерваций путем создания собственной инфраструктуры, открытия возможностей для получения образования, обучения для последующего трудоустройства. Также с того времени индейцы стремились получить большую самостоятельность в управлении. В 1975 году Конгресс США принял закон, позволяющий резервациям самостоятельно управлять своими программами в области образования и социального обеспечения.

 

Резервация индейцев Навахо в Аризоне, 2007 г.

Сейчас индейские резервации скорее служат во благо, потому что они являются центрами сохранения исконно американской культуры. Конечно, в резервациях существует масса проблем, как например, нищета, алкоголизм, низкий уровень грамотности, безработица. Также не искоренились проблемы в сфере медицины – средняя продолжительность жизни по данным Бюро переписи США составляет 29,7 лет. Еще по данным Бюро: лишь 55% индейцев владеют собственными домами; 76% коренных американцев старше 25 лет имеют полное среднее образование. В настоящее время американское правительство предоставляет индейцам множество свобод, о каких белое население не может и мечтать. Вероятно, подобное отношение обусловлено чувством вины за неконтролируемое истребление предков современных индейцев. Индейцы не платят земельный налог, также налогом не облагается бизнес и сделки, заключенные на территории резерваций.

Правительство «отдало» индейцам игорный бизнес, весь доход с которого идет в резервации. По закону США, индейцев не призывают в армию; они пользуются правом экстерриториальности. Резервации напоминают государство в государстве – там свои суды, законы, полиция, - они не подчиняются законам штатов, только федеральным. Жить в резервации или не жить – индивидуальная прерогатива, но из экономических и социальных соображений это гораздо удобнее, т.к. все программы и льготы распространяются только лишь на жителей резерваций. За проблемами в отдаленных индейских сообществах следят добровольцы из Совета Индейских Наций (CIN). Существует в США и масса благотворительных организаций, деятельность которых направлена на помощь индейцам в преодолении различных трудностей - как психологическая, так и материальная. Организации помогают малоимущим семьям, сиротам, инвалидам, оказывая помощь и предоставляя необходимые услуги, снабжают продуктами и нужными вещами и предметами быта. Одной из наиболее известных таких организаций является система Национальных вспомогательных благотворительных учреждений (National Relief Charities). Подобный коренной пересмотр государственной политики – от геноцида до предоставления широких льгот и поощрения сохранения культурных традиций и обычаев, всесторонней помощи – дает надежду на то, что образ коренных жителей Северной Америки не станет призраком книг и вестернов, и что новые и новые поколения потомков белых переселенцев смогут воочию увидеть народы, населявшие территорию Соединенных Штатов Америки задолго до пришествия европейцев.

По материалам:

ushistory.ru

Индейцы США — что посмотреть в резервациях индейцев

Индейцы США — это коренное население североамериканского континента. Сейчас индейцы живут в основном на территориях резерваций в разных штатах, как на западе, так и на востоке США. Ход истории не всегда был справедлив и рассуждать на эту тему в рамках данной статьи я не стану. Отмечу лишь факт, важный для путешественника: очень многие уникальные и красивейшие места Америки, такие как Каньон Антилопы, Долина Монументов или водопады Хавасу, территориально расположены в резервациях индейцев. И предприимчивые индейцы решили не терять зря время, а показывать туристам красоты природы за деньги. Сейчас я расскажу о том, что это за достопримечательности, которые обязательно стоит посетить во время путешествия по США на машине, какие правила действуют на территории резервации, а также в целом немного о том, где в Штатах можно познакомиться с историей индейцев. 

Индейцы США

Резерваций индейцев в США очень много — 326 по всей стране, на территории 50-ти штатов, а всего индейских племен насчитывается 565. Самые известные резервации — это Navajo Nation (навахо) в Аризоне и Cherokee Nation (чероки) в Оклахоме.

По своей сути, резервации индейцев — это как бы отдельные небольшие государства внутри США или же еще одни штаты, полностью самоуправляемые. Однако, как и каждый штат в отдельности, они не могут решать дела внешней политики и экономики страны.

Больше всего индейцев в США проживает на территории штатов Калифорния, Оклахома и Аризона. Кстати, сами индейцы очень не любят, когда их называют племенем, они считают себя отдельной нацией. Некоторые резервации, например, нация навахо, настолько огромные по территории, что вместили бы в себя небольшие европейские страны. А если подойти к делу мерками Америки, то территория резервации индейцев навахо равна территории штата Западная Вирджиния.

Кстати, именно индейцы навахо, как самая многочисленная нация, сослужила службу американцам во время Второй Мировой войны. Так как язык навахо — довольно сложный и его не знает никто, кроме самих навахо, то военные взяли представителей этого племени на службу в армию радистами. Так индейцы передавали все сообщения на своем родном языке, не боясь утечки информации, так как ее никто другой все равно не мог понять. Также язык навахо использовали для шифровок.

Древние знаки на камнях — национальный памятник Эль Морро

А внуки военных навахо удачно продают туры в Каньон Антилопы

Некоторые индейцы считают своим девизом Любовь, надежду и силу. Камень в резервации индейцев мака в городке Ниа-Бей, штат Вашингтон

Такими индейцев показывают в музеях национальных парков США

Индейцы хоть и живут по своим законам, но являются гражданами США (с 1924 года). Поэтому на федеральных территориях подчиняются американским законам. Но у себя дома в резервациях у них действуют свои собственнык законы и правила под названием Tribe law, а вот законы США там не действуют.

Интересно, что только индейцам по законам США можно исповедовать свою собственную религию и проводить обряды, хотя в целом подобные исключения запрещены, несмотря на заявленную свободу исповедовать любую религию на территории страны. Все в США хитро! Так что можно колдовать в Штатах, только если ты индеец.

Но интерес к обрядам и культам индейцев очень велик. Например, индейцы хопи сохранили свои верования от предков, и некоторые слова из их языка проникли через барьеры резерваций. Качина — это звездные предки, которые когда-то дали законы жизни, а затем исчезли. Сейчас хопи делают кукол на память о предках и тоже называют их качина.

Руины индейцев рядом с пиками Сан-Франциско в Аризоне, где когда-то жили Качина. Национальный памятник Вупатки

Керамика индейцев

Индейцы неохотно пускают людей к себе. Некоторые даже прямо пишут на въезде, что любой входящий сюда рискует жизнью. То есть попасть внутрь резервации индейцев можно только по приглашению.

Приглашением может быть:

  • купленный тур на достопримечательность;
  • специально выделенный участок для торговли, куда индейцы приглашают всех желающих;
  • кемпинг или отель, который организовали индейцы для любителей пожить на природе рядом с какой-нибудь достопримечательностью (мы вот жили у индейцев мака в штате Вашингтон);
  • а также желание белого человека сыграть в рулетку.

Дело в том, что казино в США запрещены везде, кроме Лас-Вегаса и резерваций индейцев. Так что на въезде на их территорию почти всегда стоит казино, где вполне легально можно испытать свою удачу.

Памятник индейцам племени чумаш в Калифорнии

Когда индейцы жили среди природы, у них не было многих современных проблем. Национальный памятник Сансет Кратер, дом для индейцев синагуа и хопи

И это не единственный случай, когда бич современного мира пускает свои корни в быт индейцев. Если кто-либо читал книгу Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», наверняка помнит, как красочно главный рассказчик индеец Вождь описывал своего отца, который стал алкоголиком. Он говорил, что не он пил из бутылки, а бутылка высасывала из него жизнь.

Это не частный случай с конкретным человеком: алкоголь очень плохо действует на индейцев, быстро превращая их зависимость в неизлечимую. Так что иногда можно понять, почему все же некоторые страны, как Мальдивы, запрещают в своей стране алкоголь.

Но давайте вернемся к красивым местам Америки, которые расположены на территориях резервации индейцев, и я расскажу вам о своем опыте посещения этих мест.

Уолнат Каньон, место жительства индейцев синагуа

Достопримечательности в резервациях индейцев

Федеральное правительство отдало индейцам не самые хорошие места для жизни. По большей части это жаркие пустыни без плодородного слоя земли. Однако же оказалось, что именно там запрятаны многие уникальные места, которые сейчас стали просто культовыми. Наверняка, федералы кусают локти, так как сами не смогли организовать там национальный парк. И не только потому, что сами не взимают деньги, но и потому, что рейнджеры в парках всегда следят за объектами природы.

В наш материальный век индейцы тоже стали материальными и, обнаружив на своей территории красивый каньон, не стесняются зарабатывать на нем деньги, охотно пуская к себе туристов, как американских, так и приехавших из других стран. Особенно повезло с достопримечательностями тем же навахо.

Самые популярные достопримечательности под контролем индейцев — это каньоны Антилопы, Верхний и Нижний, а также Долина Монументов и западный рим Гранд Каньона. Без посещения этих интересных мест в Штатах не обходится ни одно путешествие по юго-западу Америки.

Так что если перед вами стоит вопрос планирования поездки по США, советую прочитать мою статью до конца и решить, какие из легендарных и менее знаковых туристических мест, расположенных на территориях резерваций индейцев, вы хотите включить в свой маршрут.

В каньоне Антилопы

Как я говорила, резервация индейцев — это территория, где не действуют законы США, а власти индейцев руководствуются законами своего племени, о которых мы мало что знаем. Но известны те, что касаются туристов:

  • Оплата права нахождения на территории резервации
  • Оплата тура на объект, а иногда и дополнительная оплата фотосъемки (туры для фотографов дороже)
  • Оплата проживания, если туристический объект находится далеко от отелей или же есть желание встретить рассвет непосредственно в резервации

При этом индейцы могут назначать любую сумму, могут менять ее, как вздумается. Оплата принимается только наличными деньгами, а налоги с доходов они не платят. Мне не жалко, но разница в том, что когда мы даже как туристы платим за визит в национальные парки (включая и местные налоги), то эти деньги идут на инфраструктуру парка. И нам удобно ими пользоваться. А индейцы не могут даже нормальные дороги построить до своих самых известных достопримечательностей, и это очень неудобно для туристов. Разве кому-то нравится дышать красной пылью?

Долина Монументов — самая раскрученная достопримечательность на территории резервации Навахо

Самые знаменитые туристические достопримечательности на территории различных резерваций индейцев в США:

  • Долина Монументов в Аризоне на территории индейцев Навахо
  • Смотровая площадка Skywalk рядом с западным римом Гранд Каньона в Аризоне на территории индейцев Хуалапай
  • Тур в Каньон Антилопы в Аризоне на территории индейцев Навахо
  • Водопады Хавасу в Аризоне на территории индейцев Хавасупай
  • Каньон Подкова в Аризоне на территории индейцев Навахо

Хорсшу Бенд, изящный поворот реки Колорадо под названием Подкова

Верхний каньон Антилопы

Какие недостатки могут поджидать туриста, если он едет на территорию резервации индейцев:

  • Отсутствие инфраструктуры. В резервациях обычно не построены асфальтированные дороги и их строительство в будущем не планируется. Таким образом туристы понимают, что им действительно нужны большие полноприводные машины, которые предоставляют индейцы. И платят за полный тур. А не только за право нахождения на территории. Но большая часть туристов приезжают к индейцам на авто. Мы вот взяли машину в аренду в аэропорту Лос-Анджелеса для поездки по США. И платить за транспорт еще раз — перебор. Ехать самому — рисковать машиной. К тому же такая ситуация невольно заставляет брать более дорогую машину с внедорожными характеристиками, чтобы только один раз поехать к индейцам, а на все остальное путешествие хватит и обычного седана. Как вы знаете, класс машины влияет на ее стоимость, да и бензина внедорожнику требуется значительно больше.
  • Индейцы довольно ленивы, и их поощрение ради жажды приключений способствует их невыходу из зоны комфорта. Конечно, у Гранд Каньона построили эффектную смотровую площадку Скайвок (подозреваю, что не без помощи федералов). А дорогу к ней — нет. В итоге люди едут по грунтовке, ругаются и платят не $30 за весь Гранд Каньон, а $80 за один вьюпойнт. Индейцы с легкостью пользуются тем, что отдыхающие в Лас-Вегасе не хотят ехать далеко к Южному риму Гранд Каньона, самому посещаемому и классическому виду на Великий Каньон, а тем более к Северному риму, моему любимому месту для любования Гранд Каньоном.
  • Высокие цены за не очень хороший сервис. У водопадов Хавасу не построены рядом отели, а дорога плохая. Таким образом времени не хватает, чтобы посмотреть водопады за один день. И туристы вынуждены ночевать в резервации в скромном лодже за довольно большую сумму (минимум $145). И даже если с собой есть палатку, то надо заплатить за право нахождения на территории $50 с человека, за право поставить палатку $25 и налог за экологию $10 с человека. Как видите, это отнюдь не $10-25 долларов за отлично организованный кемпинг с чистыми туалетами, столиками и местом для костра, как в национальных парках США, например в парке Секвойя. В итоге визит на двоих в резервацию индейцев обходится в круглую сумму — от $145 до $265 и на него требуется минимум два полных дня из маршрута.

Что делать? Принимать все, как есть. Индейцы думают, что им все должны из-за кровавой истории покорения Америки. Это их выбор. Наш выбор — захотеть смотреть природные красоты и заплатить за это приличную сумму или нет.

А вот этот молодой индеец Кордел заслуживает только похвалы, так как он очень грамотно водит тур по каньону Антилопы. Что даже я, кто ненавидит групповые туры, признала, что было неплохо, учитывая невозможность пойти в каньон в одиночку

Вот посмотрите видео, как мы ехали на траках индейцев к каньону Антилопы:

Мои советы при посещений резерваций индейцев США:

  • С индейцами лучше не спорить и не выказывать неудовольствие.
  • Машину лучше запирать, ценные вещи в машине не оставлять, или прятать их так, чтобы не было видно за стеклом.
  • А по возвращению тщательно проверить машину на повреждения: целы ли покрышки, например.
  • Если есть возможность, то лучше взять подходящую машину на пару дней и съездить самому. Это может быть актуально для отдыхающих в Лас-Вегасе: аренда полноприводного авто для поездки к смотровой площадке Скайвок на день и поездка на пару дней в Долину Смерти с обязательным посещением Рейстрека (одна из немногих дорог в Долине, где требуется машины с полным приводом) обойдется долларов в 300-400. А все остальное путешествие по США продолжать на седане.

Смотрите актуальные цены на аренду авто в Лас-Вегасе по ссылке →

Торговля в резервациях индейцев США чем-то напоминает 90-е годы, правда?

Ещё индейцы всегда торгуют своими поделками рядом с достопримечательностями. Мы встречали их у Подковы (Horseshoe bend) рядом с городом Пейдж в Аризоне, у Мраморного каньона, у ущелья реки Литтл Колорадо и у вьюпойнта на Седону.

К ущелью реки Литтл Колорадо мы приехали ранним утром и магазины индейцев ещё не открылись. Зато касса была открыта. Но мы сказали, что раз магазины не могут предоставить услуги, мы расстроены и не будем платить. Также мы уточнили, что мы не американцы. И тетушка нас пропустила бесплатно.

Ущелье Маленькой реки Колорадо тоже находится на территории индейцев

А вот у вьюпойнта на подъезде к Седоне индейцы были весьма милы. У них были приличные лотки и даже крытые киоски с картами местности (некоторые даже бесплатные!), книгами и поделками. Все улыбались. Странно, но это были живущие в обычных американских городах индейцы племен явапай и апачи.

Также мы постоянно проезжали по территории резервации индейцев Чероки в штате Северная Каролина, которая непосредственно граничит с национальным парком Грейт Смоки Маунтинс, и я заметила только то, что чероки свой город построили так, чтобы сделать удобно туристам — отели, кафе, кемпинги и так далее — и самим извлекать выгоду от соседства с парком.

Тот, кто не живёт прошлым и не обвиняет других в своих проблемах — даже если те в самом деле виноваты — обычно живут гармоничной жизнью.

Мыс Флэттери на территории индейцев мака рядом с парком Олимпик

Разве может быть что-то таким прекрасным, как творения природы?

Советую ли я посетить эти места?

Да, каньоны Антилопы — обязательно! Долину Монументов тоже. А водопад Хавасу мы сами планируем все же как-нибудь увидеть. Более мелкие достопримечательности, такие как Мраморный каньон в Аризоне, ущелье Литтл Колорадо, мыс Флэттери в штате Вашингтон или холм рядом с Морро Рок в Калифорнии не обязательно, если не по пути.

И напоследок напомню, что я очень люблю бывать в местах, где можно познакомиться с бытом или с мудростью индейцев и их предков. Например, горы Сан-Франциско в Аризоне, святые пики для всех коренных американцев, это одно из моих любимых мест в Штатах.

А еще в Лиме, столице Перу, мы встретили индейца Антонио из города Альбукерке в штате Нью-Мексико, который не живет в резервации, зато любит путешествовать по миру (и даже был в России!). Он нам рассказал, как планирует трекинг по Перу, к горе Салкантай. Антонио — очень образованный человек и нам понравилось с ним общаться, и мы продолжаем дружить до сих пор. Так что, как видите, история не стоит на месте, и у каждого есть выбор.

Тем, кто путешествует далеко аж до национального памятника Йеллоустоун, советую посетить Башню Дьявола в том же штате Вайоминг, место силы индейцев сиу, а ныне национальный памятник

Горы Сан-Франциско

В национальном парке Меса-Верде

А вот список национальных парков и памятников США, где можно подробнее узнать о быте и жизни индейцев Северной Америки:

Приходить в Горящему дому нужно в определенный момент времени, чтобы увидеть его в огне!

Древние петроглифы в одноименном национальном памятнике

Карта достопримечательностей в резервациях индейцев в США

Условные обозначения:

  • Бордовые точки на карте — достопримечательности на территории резерваций индейцев США;
  • Голубые точки — федеральные национальные парки и памятники, рассказывающие о прошлом индейцев США.
Что еще стоит знать о путешествии в США

paikea.ru

Страна оскорбленных: как живет резервация индейцев навахо

Владимир Бровин | 27.11.2018

«Нация навахо» — самая большая резервация индейцев в США. По площади она сравнима с Грузией и Ирландией, хотя живет здесь едва ли 200 тысяч человек. У навахо есть собственное самоуправление и свои племенные суды и законы, они освобождены от многих налогов. Их резервация обладает подчас большей независимостью, чем отдельные штаты. Но эти вольготные земли расположены в глухой печальной пустыне, где единственный стабильный заработок — это скотоводство или работа на урановых и угольных шахтах. Обида на белых здесь сильна как нигде.

Неудивительно, что навахо пытаются пользоваться своей свободой по полной. Они сами разбираются со своими внутренними конфликтами, у них собственная полиция и законы. На территории резервации запрещен алкоголь, но, судя по всему, сквозь пальцы смотрят на употребление галлюциногена пейота, который используется в религиозных церемониях. Комик Дэйв Шапелл как-то рассказывал о том, что здесь, задолго до легализации каннабиса в США, никто не преследовал индейцев за торговлю травой.

В общем, это настоящее государство в государстве, с собственным языком и синкретической религией (навахо верят и в Иисуса, и в Великую Бирюзовую Женщину, и в говорящего бога Haashchʼééłtiʼí, и в дух Койота).

Навахо — народ очень странной судьбы. Еще тысячу лет назад они жили на территории нынешней Аляски и Канады, были настоящими северянами и воинами тайги. Примерно в XII веке они по какой-то причине мигрировали на юг, дойдя до жаркой, но плодородной Аризоны. Здесь они обучились у местного древнего народа пуэбло земледелию, а когда пришли испанцы — еще и скотоводству. В 1868 году белые окончательно вытеснили индейцев в резервацию в Нью-Мексико.

Характер у навахо своенравный и даже тяжелый, так что белые не только отдали им довольно большие территории, но и со временем увеличили их в несколько раз и дали почти полное самоуправление. Видимо, решили, что так будет меньше проблем для всех.

Фотографии сделаны в 1972 году молодым фотографом по имени Терри Айлер, который гостил в резервации и попутно проводил исследования для Агентства по охране окружающей среды США. Как минимум на одном из фото можно увидеть его самого — с девушкой у водопада.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

disgustingmen.com

"Страна внутри страны". Как живет по своим законам индейская резервация в США

Вместе с нашим проводником из племени пуэбло Джейком Оеджипином — «Ледяной горой» по-местному — мы едем по улицам индейского городка Похоаке. По правой стороне одно за другим стоят казино невзрачного светло-коричневого цвета с огромными вычурными вывесками. «Казино Джейка», — гласит одна из них. Мы едем дальше. За азартным кварталом натыкаемся на магазин спиртного, который также назван в честь Джейка и прачечную «Грязные майки Джейка». Джейк — это не какой-то индейский магнат, который владеет игорным бизнесом, сетью прачечных и магазинов. Джейк — это бывший губернатор племени пуэбло, Джейкоб Виариал, который умер в 2004 году. Остановите любого индейца — и он непременно вспомнит одну-две истории о «добром дяде Джейке». О том, как он посадил местных детишек в свой автомобиль и увез в Диснейленд, как разнимал на улице повздоривших мотоциклиста и водителя, как помогал старикам и молодым. Однако нерукотворный памятник он себе воздвиг не этим, а тем, что добился разрешения открыть казино на племенных территориях. После этого у нищих индейцев пуэбло Похоаке появились деньги и работа.

Мы продолжаем рассказывать о нашем большом путешествии по США на автомобиле в совместном с «Корона Техно» проекте.

Индейцы живее всех живых

«Ледяная гора» на своем стареньком Ford с разрисованными окнами возит нас по улицам одного из кварталов города Похоаке. Вокруг пустыня, посреди которой то здесь, то там стоят аккуратные глинобитные домики с торчащими из-под крыш потолочными балками. Маленькие аккуратные строения песочного цвета сливаются с окружением, будто вырастая из земли. Посмотри на них с высоты птичьего полета и заметишь только прямые асфальтовые линии, которые половинят и четвертуют голую пустыню.

Во время путешествия по Америке Ильфа и Петрова в 1936 году мистер Чапман, вице-директор института антропологии, со скорбью сообщил классикам, что «индейцам суждено исчезнуть».

— Мы прекрасно их изучаем, но очень мало делаем для того, чтобы они сохранились как народ.

Мистера Чапмана уже давно нет, а индейцы живее всех живых. Как оказалось, все, что нужно было сделать для их сохранения, — разрешить строительство казино на их землях.

— До легализации азартных игр в Похоаке уровень безработицы достигал 85%. Сейчас он у нас не превышает 5%. Это как раз те, кто работать сами не хотят, — объяснил наш проводник Джейк.

«Казино построили за 60 дней в здании бывшей школы»

Игорный бизнес у индейцев пуэбло появился благодаря бывшему губернатору племени Джейкобу Виариалу.

— Двадцать лет он был губернатором Похоаке, — объяснил наш проводник Джейк. — Он пришел к власти в 1979-м. В то время вопрос легализации азартных игр на территории резерваций был наиболее актуальным. Со временем их разрешили в штатах Миннесота, Калифорния, Нью-Мексико было следующим на очереди.

Фото Джейкоба в местном музее

Губернатор и лидер одного из племен апачи в Нью-Мексико были инициаторами кампании за легализацию. Они договорились с Гэри Джонсоном, местным республиканцем, который участвовал в выборах губернатора штата Нью-Мексико. Джейкоб сказал ему, что соберет всех своих соплеменников для того, чтобы работать в штабе кандидата: собирать подписи, звонить, агитировать по домам, — если он, заняв желаемый пост, легализует на индейской территории штата азартные игры.

— Они заключили сделку, и кандидат выиграл выборы, — рассказывает Джейк. Сразу же после этого мы начали строительство первого в штате Нью-Мексико казино третьего класса, в котором разрешены слот-машины, рулетки и другие азартные игры. То есть казино, в котором крутятся деньги. Казино построили за 60 дней в здании бывшей школы.

Джейк — наш гид по миру индейцев

Часть вырученных от казино средств индейцы пуэбло Похоаке направили на нужды племени.

— Это пошло нам на пользу. Раньше мы были очень бедными, а после легализации пошли деньги. Губернатор вместе с советом племени на эти деньги основали социальные программы, которые были направлены на поддержку пенсионеров, стипендии для студентов на получение образования всех уровней, бесплатные детские сады, — рассказал собеседник.

Однако вскоре Верховный суд США признал, что игорные соглашения, которые племена заключили с губернатором, являются незаконными.

Так выглядели когда-то поселения индейцев Пуэбло.

— К нам пришли представители законодательных органов, которые сказали, что им без разницы решение губернатора о легализации, и попытались обложить казино налогами, которые бы не позволили нам содержать социальные программы, которые уже были созданы. Они предложили нам заключить соглашение, но мы отказались. Мы пытались договориться о справедливой сумме налога, чтобы мы могли сохранить свои программы и в то же время выплачивать оговоренную сумму. Однако законодатели стояли на своем.

Игорный бизнес — единственная возможность вырваться из нищеты

Тогда Джейкоб придумал, как сделать так, чтобы все было, как раньше:

— Туризм — большая статья доходов в Нью-Мексико. Наша главная трасса 84−285 — единственная дорога, по которой можно проехать с севера на юг, не потратив несколько часов на объезд. По этой дороге ездят туристы, она ведет к Лос-Аламосской национальной лаборатории (лаборатория ведет исследования в сфере ядерных технологий. — TUT.BY). При этом участок трассы проходит по нашей территории.

Джейкоб с единомышленниками вышли на наш участок и сузили его до одной полосы в каждом направлении.

— Водителям проезжающих автомобилей он выдавал листовки, в которых говорилось, что индейский участок, через который идет дорога, станет платным и мы построим будки, в которых все проезжающие водители будут оплачивать проезд. И он предложил всем остальным племенам последовать его примеру. История попала в новости, и вскоре власти штата пошли на попятную и заключили с нами договор, в котором сумма налога была справедливой (на тот момент — 8%. — TUT.BY), — сообщил «Ледяная гора».

Джейк подчеркивает, что, несмотря на все противоречия игорного бизнеса, для племени это была единственная возможность вырваться из нищеты и получить надежный источник пополнения бюджета.

— Конечно, строительство казино на территории племени вызывает неоднозначную реакцию у американцев. Некоторые из них думают, что мы строим казино, сразу становимся богатыми, но продолжаем просить бюджетные деньги на свои нужды. Они просто не понимают, что не все индейские племена строят казино. Это решение принимается советом племени и направлено на то, чтобы поддержать членов общины. До того как у нас появились казино, мы жили в бедности. Мы пошли на этот шаг потому, что нам ничего другого не оставалось.

В 2004 году представители племени пуэбло из Похоаке заключили сделку с Hilton о строительстве гостиничного комплекса с казино Buffalo Thunder стоимостью 250 миллионов долларов. Через четыре года его открыли.

— Это самый крупный гостиничный комплекс в штате. В нем работает 70% населения из близлежащих городов и деревень, — пояснил Джейк.

Еще одно казино индейцев пуэбло

«У членов племени есть право забрать у тебя камеру и разбить ее»

Мы сворачиваем с трассы на проселочную дорогу и заезжаем в один из районов Похоаке Каямунг. Это как раз в нескольких минутах езды от Buffalo Thunder. Здесь те же глинобитные домики уже соседствуют с белыми одноэтажными коттеджами, обитыми вагонкой.

Джейк просит не называть деревни индейцев пуэбло резервациями.

— У потомков кочевых племен индейцев не было земли, на которой постоянно жили их предки. Поэтому за ними «зарезервировали» кусок земли, где они расселились. Так появились резервации. Наше племя не было кочевым, поэтому мы живем на своей земле, — объяснил собеседник.

В центре Санта-Фе.

Наш проводник сразу предупреждает, что на индейской территории фотографировать что-либо запрещено без специального разрешения. Нарушителей этого правила в лучшем случае сопроводит до границы резервации сотрудник полиции племени, в худшем — еще и технику разобьют.

На индейской территории действуют только федеральные законы, а правовые акты штата Нью-Мексико не имеют силы. На территории штата проживают 23 индейских племени. Каждое — это маленькое государство внутри государства со своим правительством.

— Мы разделяем светскую жизнь и традиционную. У нас есть губернатор, а есть и совет племени. Губернатор отвечает за связи общины с внешним миром, совет — за сохранение традиций и проведение ритуалов. При этом они не вмешиваются в дела друг друга. Мы попадаем под федеральную юрисдикцию, поэтому на территории наших поселений действуют федеральные законы. Законы штатов — нет. При этом племена могут издавать свои законы, которые действуют на территории поселений, — рассказал Джейк.

Знак предупреждает о запрете фото- и видеосъемки на территории резервации

Законодательным органом на территории поселений индейцев пуэбло является совет племени.

— Например, может разниться ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Закон штата предусматривает одну ответственность, законы племени — другую, и на территории поселения будет действовать именно ответственность, предписанная советом. Но есть еще и неписаные законы, которые обязаны соблюдать все. Допустим, ты присутствуешь во время исполнения традиционного танца. Ты не можешь фотографировать ритуал без разрешения, в противном случае у членов племени есть право забрать у тебя камеру и разбить ее. Или, к примеру, во время ритуала начался дождь. Человек, который не знаком с нашими обычаями, естественно достанет зонтик. Этого тоже нельзя делать, так как считается неуважением. Ведь многие наши ритуалы направлены на то, чтобы вызвать дождь. В некоторых племенах на церемониях присутствуют люди с плетками, которые за такое имеют права отстегать человека на месте, — рассказал «Ледяная гора».

—  Если во время ритуала мне разобьют камеру, я могу обратиться в полицию?

—  Нет, — улыбается Джейк.

—  Полиция даже не сможет заехать на вашу территорию?

—  Не сможет.

На территории резерваций Федеральное бюро расследований имеет исключительную юрисдикцию в отношении тяжких и особо тяжких преступлений: убийство, изнасилование, грабеж. Если такое преступление будет совершено, его расследованием будут заниматься федеральные агенты.

Остальные преступления, совершенные представителем коренного населения на территории резервации, будут расследоваться полицией племени, дело рассматриваться в племенном суде, а наказание он будет отбывать в племенной тюрьме.

В одном из двориков Санта-Фе. Фото сделано на Samsung Galaxy S8

«Сейчас многие учебные заведения учитывают интересы коренных народов»

Помимо безработицы, главной проблемой коренного населения был также низкий уровень образования.

— Раньше базовые школы в племенах строились властями и были направлены на то, чтобы ассимилировать наших детей. Они не могли изучать там культуру племени и обязаны были носить униформу. В старших классах их отправляли в школы-интернаты в городах. Там они также не могли разговаривать на своем языке, изучать культуру, традиции. Сейчас многие учебные заведения учитывают интересы коренных народов. Представители племен участвуют в составлении учебного плана и могут включать предметы, которые способствуют изучению наших традиций и культуры, — пояснил Джейк.

За медицинской помощью коренные американцы племени пуэбло Похоаке обращаются в учреждения здравоохранения, которые находятся за границами их территорий.

«Мы несем ответственность не только за племя, но и за все человечество»

Сам Джейк в казино не работает. Он научный сотрудник культурного центра в Похоаке. Это одна из главных туристических дестинаций для всех желающих подробнее изучить быт и историю индейцев пуэбло. Джейк проводит нас по залам, которые рассказывают о культуре, традициях и быте его предков, показывает образцы гончарного мастерства.

Собеседник поясняет, что индейцы пуэбло издревле делятся на два клана: людей зимы и людей лета.

— Это историческое деление. Столетия назад каждый клан заботился о пропитаниии племени по полгода. В теплые месяцы, когда можно было заниматься сбором ягод, трав, грибов и фруктов, главными были люди лета, в холодные на первое место выступали люди зимы — охотники. Сейчас это деление сохранилось, но носит исключительно культурный характер.

У кланов были не только разные обязанности, но и церемонии, обычаи и традиции. Со временем сезонная забота о благосостоянии соплеменников отошла на второй план.

— Каждый из нас живет две жизни. Одну я называю — публичной. Это жизнь, которая у меня есть во внешнем мире, вне племени. Здесь я совершенно другой человек. У меня другие цели, другая иерархия, другая функция. В племени, когда мы собираемся на какие-то традиционные праздники, я становлюсь человеком зимы.

В одном из залов музея

К своим корням «Ледяная гора» относится серьезно:

— Быть индейцем нелегко. Это не просто слова. У каждого из нас есть большая ответственность перед племенем. На каждый наш обряд, в котором я должен участвовать, я беру отгулы. Даже если церемония выпадает на день рождения моего сына, я должен быть с племенем. Племя всегда идет впереди.

— Но почему?

— Другим это сложно понять. Понимаешь, мы считаем, что когда мы проводим свои церемонии, исполняем традиционные танцы, мы «молимся» не просто за свою общину, мы сохраняем целостность вселенной. То есть мы несем ответственность не только за племя, но и за все человечество.

«Есть люди, которые работают и зарабатывают деньги, а есть те, кто сидит с протянутой рукой»

Штат Нью-Мексико буквально пропитан индейско-мексиканско-испанской культурой. Местные шутят, что, несмотря на название, их штат совсем не Мексика и совсем не «нью». Его административный центр, город Санта-Фе — старейшая столица на территории современных США.

С самого утра на торговую площадь Санта-Фе, которая находится в историческом центре города, собираются коренные американцы.

Представители разных племен со всех концов штата приезжают в город с сумками, чтобы продать туристам свои изделия ручной работы. Воинственные апачи, гордые навахо и трудолюбивые пуэбло, которые каким-то чудом не устроились работать в казино, расстилают под крышей веранды Дворца губернаторов свои цветастые покрывала и выкладывают на них ювелирные украшения, картины, национальные костюмы, глиняные горшки, чашки. Как пояснили местные, здесь коренные американцы могут продавать свои товары ручной работы без налогов. На другой стороне улицы — нет.

Представитель апачи Римарто торгует серебрянными брошками, серьгами, браслетами и подвесками.

— Желающих тут торговать много, — объясняет Римарто. — Мы приезжаем утром и проводим между собой лотерею. Каждый тянет бумажку с номером, на котором указано торговое место. Какой номер вытащил, там и сел.

Римарто, очевидно, в день нашей беседы не повезло — он сидел ближе к середине, куда туристы могут и не дойти. На обратной стороне каждого его украшения выгравированы две буквы «R.C.» — инициалы Римарто и стрела — символ его племени. Цены на товары ручной работы представителей коренного населения высокие. Серебянный кулон стоит в пределах 50 долларов, кольца — от 150 долларов и выше, браслеты — в районе 200 долларов.

Римарто живет на территории резервации недалеко от Санта-Фе.

— Там совершенно другая жизнь. Мы живем по своим правилам и законам. У каждого племени они свои. Свои товары я делаю сам. Этому меня научил мой отец, которого научил дед, а сейчас ремесло постигают и мои дети. Этим живу. Много заработать на этом не получается, но на жизнь хватает. Особенно зимой, когда в Санта-Фе приезжает много туристов.

Недалеко от Римарто серебряными украшениями торгует пожилая женщина Элисон Бигейл. Она — из племени Навахо. Живет на территории резервации в нескольких километрах к северу от города, но в будущем планирует переехать на «землю бледнолицых» — в Санта-Фе.

— Жить в резервации намного сложнее, чем в городе. Там нет работы, мало удобств, да и постоянно приходится ездить сюда. Мои дети и внуки не живут в резервации. Они получили хорошее образование и разъехались по городам. Я отношусь к этому спокойно — это их жизнь. Однако таких, как я, в нашем племени мало. Вот моя знакомая, например, запретила своей внучке, которая хорошо училась, поступать в колледж. Без образования девочка осталась жить в племени, — объяснила женщина.

По словам Элисон, главные проблемы жителей ее племени — бедность, безработица и пьянство.

— У нас есть люди, которые работают и зарабатывают деньги, а есть те, кто сидит с протянутой рукой и ждет подачки в виде пособия по безработице от государства. Оно совсем небольшое, но на алкоголь хватает. Вот и спиваются. Конечно, отсутствие хорошего образования сильно ограничивает возможности трудоустройства, но при желании работу всегда можно найти, — заключает собеседница.

Индейцы на площади в Санта-Фе не приносят племени прибылей казино, не пополняют бюджет города налогами и привлекают в разы меньше туристов. Их роль другая. Своими изделиями ручной работы и присутствием на площади они продвигают культуру коренных народов, рассказывают всем желающим о своих обычаях и традициях. Они сидят на своих ковриках под стенами Дворца губернаторов, чтобы не дать своему народу исчезнуть. Вопреки предсказанию вице-директора института антропологии, мистера Чапмана.

Все материалы Большого путешествия TUT.BY смотрите на специальной странице проекта.

Читайте также

7 пистолетов и 10 винтовок дома — это нормально. Как белорус открыл в Техасе оружейный магазин Здесь не принято звонить 911. Как живут настоящие техасские ковбои и каугерлы

Samsung Galaxy S8 | S8+ переворачивают представление о классическом дизайне смартфона. Безграничный изогнутый с двух сторон экран подчеркивает гармонию стиля и инноваций.

«Корона Техно» — это сотни витрин, прилавков и стеллажей, на которых собрана техника и электроника ведущих мировых брендов. Здесь вы найдете множество современных гаджетов, незаменимых как в повседневной жизни, так и в путешествиях.

Открывайте новое вместе с «Корона Техно»!

42.tut.by


Смотрите также