Религия в сша


Религия в США

Более 90% населения США объявляют себя верующими людьми. Причем в США широко представлены почти все мировые конфессии и поскольку США старается свято блюсти демократические принципы, то и в отношении вероисповедания, объявлена полная свобода.

Почти невозможно ответить на вопрос: какая религия в США является ведущей, какая конфессия доминирует, поскольку даже в ХХ1 веке появляются все новые и новые течения в уже существующих религиозных направлениях.

После открытия Америки в конце 15 века сюда устремились авантюристы из всех стран Европы в надежде на лучшую жизнь. Почти все они были протестантами или лютеранами, поэтому в Новом Свете господствующей  стала реформаторская церковь.

Канада и северо-восточная часть Северной Америки были заселены британскими переселенцами, которых жестоко притесняла англиканская церковь. Все они исповедовали или баптизм или были пуританами. Это религиозное направление требовало отречения от всяких развлечений, требовало соблюдения строгого поста и скромности в одежде и поведении.

Но в других районах, где заселялись переселенца из Германии, Ирландии, Испании и Португалии, были установлены другие религиозные традиции и устои, поскольку все приехавшие считали своим долгом сохранять что-то в память об оставленной родине и на новой земле устанавливать свои правила.

В Северной Америке до прибытия переселенцев жили индейские племена, исповедующие шаманизм и тотемизм. С приходом европейцев индейцы постепенно удалялись на север в сторону Аляски и Канады.

Религиозные направления в современной Америке

Абсолютное большинство (около 80%) верующих Америки являются христианами, при этом можно встретить все направления христианства: официальные — католицизм и православие и появившиеся позднее – все направления реформаторской церкви.

Православная церковь занимает первое место по количеству прихожан в Америке, после них идут представители реформаторской церкви- протестанты. Представители данной конфессии имеют великое количество направлений, но их всех объединяет то, что они должны строить свою жизнь по правилам раз и навсегда установленным главной книгой всех христиан – Библией.

Службы в протестантской церкви во многом отличаются от привычных нам богослужений в христианских храмах и соборах. На этих встречах или собраниях, как их еще называют, могут проповедовать не только священнослужители, но и желающие прихожане, подается угощение, встречи проводятся в неофициальной обстановке и псалмы мало напоминают нам церковные торжественные песнопения.

Если вспомнить проповеди Мартина Лютера, отца Реформации, то он и призывал к упрощению церковных служб и отказу от пышности и богатств, особенно в периоды всеобщего обнищания.

На вопрос, какая религия является государственной в США, нельзя ответить однозначно.

Особенности религии мормонов

Наверняка, многие слышали об одном из направлений Реформаторской церкви – мормонах или Новой церкви Иисуса Христа. Их учение до сих пор вызывает множество споров, поскольку оно весьма противоречиво и хотя пытается чисто внешне опираться на Библию, но его скорее можно назвать оккультной сектой.

Центром этого учения является южный штат Юта. Управляет каждой общиной мормонов выбранный тайным голосованием Президент и два его помощника, которые выполняют также функции казначеев. Мормоны весьма активно занимаются миссионерской деятельностью и количество их членов медленно, но неуклонно повышается.

У мормонов отсутствуют специальные молитвы и псалмы, их собрания построены на импровизации и проповедях. Они по своему проводят обряды крещения и венчания, при этом это единственная церковь в христианстве, которая признает многоженство.

Выйти из данной секты достаточно трудно и она запрещает бывшим своих членам проводить новое крещение в качестве наказания.

Адвентисты Седьмого дня

Совершенно особое место в религиозных направлениях занимает церковь Адвентистов Седьмого дня, ожидающих скорое пришествие Иисуса Христа на землю. Их нельзя полностью отнести к протестантам и, конечно же, к официальной христианской церкви. Это особое учение стоит того, чтобы о нем упомянуть отдельно.

Библия – священная книга, но наряду с ней изучается «Откровение» Елены Уайт и на основе этих учений и строятся законы поведения адвентистов.

Единственные из христиан адвентисты считают, что душа человека смертна, но господь, спустившись на землю, может ее воскресить и она пойдет на суд. Они же отрицают наличие ада, поскольку после беседы с господом любая душа раскается в своей неправедности.

В своих «Откровениях» Елена Уайт видела, что из всех дней Бог почитает субботу и именно в этот день должны верующие отдыхать от трудов и посвятить его молитве и духовному размышлению.

Со временем, конечно, данное вероучение подвергается изменениям и становится все больше похожим на любое протестантское учение.

Католицизм в США

Перед Гражданской войной 1861 года Америку стали активно засеять ирландцы – католики, поэтому количество представителей католицизма резко увеличилось.

Как мы знаем из истории Европы, между протестантами и католиками постоянно велась непримиримая вона, но в США этого не наблюдалось, хотя на первых порах, естественно,  было несколько настороженное отношение друг к другу. Но со временем католическая церковь настолько укрепила свои позиции, что стала строить свои школы, госпитали и другие учреждения, основанные на принципах католицизма.

Поскольку со времен Первой Конституции в США церковь отделена от государства, любой гражданин страны имеет право выбирать религию по сердцу и получать образование в любом учебном заведении, как светском, так и религиозном.

Установление какой-то одной конфессии также запрещено государством, поэтому религиозные учебные заведения не слишком приветствуются политикой.

США – воистину удивительная страна, полная противоречий. Ее культура и религиозные воззрения сложились из верований и воззрений представителей самых разных национальностей и религиозных учений.

В последнее время наблюдается увлечение религией именно у молодежи США, многие считают, что таким образом молодое поколение протестует против устоявшихся догм и порядков.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка...

usamagazine.ru

Религии в США: динамика поколений

Исторически Америка тесно связана с протестантизмом. Христофор Колумб открыл «Новый мир» 10 октября 1492 года, что дало начало экспансии европейских государств в Северную Америку. Первым британским поселением считается городок Джеймстаун (Jamestown) в штате Вирджиния (Virginia), которое основано в 1607 г.

В северо-восточной части Соединенных Штатов Америки находился историко - географический регион Новая Англия. В 1620 г. туда прибыли пуритане - британские эмигранты, которые преследовались англиканской церковью потому, что хотели «очистить» ее от остатков католицизма (литургии и теологии). В результате так наочищались, что аж вынуждены были эмигрировать в Америку. В исторической литературе США их называют «паломники». Они ввели на столько жесткие общественные правила, что даже легкие развлечения считались грехом. представители всех протестантских направления, которые прибывали в северную Америку были убеждены, что это ничейная земля, что дает возможность создать новое общество построенное на их ценностях и нравственности.

Увеличение количества эмигрантов из всех уголков Англии привело к учреждению 13 колоний. На севере находились: Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, по середине: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, а на юге: Мэриленд, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия. Вместе с тем, на территории Северной Америки проживали местные племена индейцев, которые в ледниковую эпоху прибыли из Азии продвигаясь через Берингов пролив. В начале они заселили Аляску, а затем и просторы Америки.

В 1790 г. количество население США составляло 4 млн. человек из которых: 700 тысяч - это были чернокожие невольники, а 98% белого населения - протестантами. Что касается Индейцев, то их популяцию вообще не принимали во внимание. Они считались дикими людьми из трущоб, которые препятствовали развитию тогдашнего американского общества.

Южную часть континента взялись колонизировать Испанцы, которые крестили Индейцев и прививали им католическую веру. Вот почему Латинская Америка – это католики, которые эмигрируя в США увеличивают процентное соотношение этого направления христианства.

Протестанты, которые заселили британские колонии славились тем, что имели основательное религиозное знание, были людьми набожными, а их церкви были переполнены верующими. Все открытые заседания у них начинались молитвой, а стиль жизни характеризовался принципом свободы совести, а потому согласно первой поправки к Конституции 1791 года религиозные символы и молитвы отсутствуют в общественном пространстве. Однако согласно действующего закона Рождество – это выходной, а Президент может поздравить американскую нацию словами: «Благослови Господи Америку!» (God bless America).

Не смотря на это, религия занимала важное место в жизни Американцев. Доказательством этого были полосы газет, где первые страницы были посвящены проповедям выдающихся священнослужителей, большой популярностью издавались религиозные журналы, а также публичные дебаты на теологические темы, которые спонтанно устраивались на улицах и площадях. Все это продолжалось до XIX века и вошло в историю, как «золотой век» проповедничества. На банкнотах и монетах не трудно было найти надпись: «Мы верим в Бога» (In God we trust).

Больше всего последователей до XIX века имели баптисты и методисты. Несмотря на то, что первые из них выводятся из кальвинистского течения, они пришли к выводу, что учения про назначение (предестинацию) противоречит индивидуальным успехам и вере.

Напомним, что кальвинизм – одно из протестантских течений, что выводится из Франции. В доктрине говорится о том, что избранные к вечной жизни уже есть, а их назначение подтверждается финансовыми и материальными успехами. Этим всем достигнутым нельзя пользоваться для удовлетворения личных потребностей, потому что оно приобретается для того, чтобы показать Богу, что порученные богатства умножаются (как в притче о талантах – Мф 25, 14-30). Соответственно те, кто их достигает уже спасен при жизни, а те, кому не удается этого сделать – осужден на вечные страдания в аду. Однако, доктрина Кальвина является результатом неправильного, субъективной трактовки учения Иисуса Христа в Евангелии. Между прочим Апокалипсиса Святого Иоанна (7,4-8), когда речь идет о количестве избранных к жизни вечной. Однако цифры в Библии имеют символическое значение, а потому учение Кальвина субъективное. Считается, что оно породило капитализм.

Баптисты происходят из Англии. После эмиграции в Америку они очень распространились и набрали популярность в большей части страны. Их главными идеями воплощенными в обиход стало крещение взрослых, отрицание учения Католической церкви о чистилище и внедрение широкомасштабной миссии среди чернокожих рабов на юге США под лозунгом: «Пробудитесь». Стоит сказать, что в современных реалиях они имеют очень много приверженцев среди чернокожего населения.

В 1830 году Джозеф Смит-младший публикует свою Книгу Мормона, которая породила новое религиозное течение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которое основывалось на учении Иисуса коренным народам Доколумбовой Америки.

Другим популярным протестантским течением методизма считается евангелистско-методистская церковь (Evangelicalist Metodic Church), которая тоже выводится из Англии. Одним из самых известных ее представителей является Френсис Скотт Кей (Francis Scott Key), который наблюдая атаку британцев на форт Мак-Генри в 1814 году, написал поэму «Оборона форта Мак-Генри» (Defence of Fort M'Henry). Отрывок под названием «Знамя, усыпанное звездами» (The Star-Spangled Banner) стал Национальным гимном США. Таким образом, это стало окончанием первой фазы строительства американской нации.

В ХХ веке Европа начала лаицизмироваться, то есть религия в США начала постепенно устраняться из общественного пространства. В Германии в 1881-1882 годах дошло даже до того, что Фридрих Ницше начал проповедовать воинствующий атеизм и так далеко зашел в своей фальшивости обучения, что провозгласил «смерть Бога». Такая философия вдохновила Адольфа Гитлера в преступлениях против человечества, включая массовое уничтожение евреев. Однако оказалось, что Бог «умер» для них обоих, в результате чего, они потеряли свою нравственность и достоинство, а Гитлер для многих превратился в символ чистого зла.

События второй Мировой Войны заставили американцев задуматься и понять, что лаицкая идеология, очень опасна. Большинство американского общества убедилась, что только Бог может спасти США перед наступлением врагов.

В период II Мировой войны Соединенными Штатами Америки руководили политические элиты, которые выводились из либеральных протестантских течений. Самыми известными их представителями были: Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt), Гарри Трумэн (Harry S. Truman) и другие. Их видение социально-политической ситуации способствовало постепенному сближению протестантов, католиков и евреев.

Однако никто не мог предсказать, что в 60-х годах ХХ века молодежь «захватит» волна рок'н'рола, они восстанут против обычаев своих родителей, материализма тому подобное. Моральные ценности американского общества в том числе религиозные сильно зашатались. Массовые скопления молодежи на концертах, стремительное распространение наркотиков, развитие сексуальной раскрепощенности и свобода сексуальных взглядов – вызвало всеобщую мобилизацию консервативных протестантских движений на фоне моральной деградации общества в США.

В 1970 году проповедник из Северной Каролины Холл Линдси издал книгу «Покойная великая планета Земля» (The late great planet earth), которая стала неофициальным учебником американских протестантов-фундаменталистов. Она была посвящена вопросам, которые человечество задавало протяжении веков – когда будет конец света и как его распознать?

Одних из протестантских фундаменталистов Пэт Робертсон (Pat Robertson) отмечал, что христианской Америке грозит «гуманизм и социализм», а национальные трагедии такие, как убийство Дж.Ф. Кеннеди (J. F. Kennedy), повышение цен на нефть и др. – это кара Божья за то, что Верховный суд США запретил молитвы в публичных школах. Впоследствии, христианская рука стала опорой для Республиканской Партии, как когда-то в свое время были профсоюзы для демократов.

Католическая церковь учит, что никто не знает, когда будет конец света, чего нельзя сказать про протестантские круги в США, которые постоянно спекулируют на эту тему. Они считают, что доказательством правильности их рассуждений являются различные отрывки из Библии, которые они по-своему интерпретируют.

Социальные исследования показывают, что около 40% Американцев верят, что конец света наступит в результате битвы добра и зла. А потому не удивительно, что книги с апокалиптическим содержанием становятся бестселлерами. Одной из них может быть книга «Оставленные» (Left behind) протестантского пастора Тима Лахайе (Tim LaHaye). В ней речь идет о людях, которые остались после Вознесения. Над миром воцарился антихрист (далее собраны самые страшные кошмары американцев) – он был румыном, его звали Николае Карпати, он занимал пост генерального секретаря ООН и находился в Багдаде (Ирак). Его противовесом был никто иной, как Президент США. Таким образом не только играл национальными чувствами американцев, но и заработал много денег.

Если речь идет о религиозных убеждениях, то Соединенные Штаты Америки несмотря на большое количество аморальных медиа материалов (особенно фильмов), которые от туда поступают, далее остаются одним из самых религиозных государств (на уровне с Ирландией и Польшей).

Церкви в Соединенных Штатах Америки, всегда пользовались большой популярностью среди населения независимо от того, протестантские, католические или другие (потому что очень много религиозных групп претендует на этот статус, в то время, когда де факто они остаются сектами). На протяжении веков количество формально верующих прихожан постоянно увеличивалось: в 1776 году их было 17%; в 1982 – 62%. За последние 30 лет около 35-40% населения регулярно приходило в церковь на мессу. Некоторые ученые считают, что выносливость религиозных убеждений в Америке и увеличения участия в мессах связаны с тем, что религия в этой стране плюралистическое (everything goes) и постоянно развивается (Putnam 2008). Это означает, что нет одной четкой доктрины, что помогает отличить истинные ценности от манипуляций. Этим пользуются аферисты, которые под словами «церковь», «религия», «сообщество» скрывают свои цели – легкой наживы на тех, кто ищет пути истинного.

Американцы развивают межличностные отношения посредством участия в различных обществах (associations). Они также ходят в разные протестантские, католические и другие церкви и религиозные сообщества не только потому, что хотят помолиться, а и потому, что таким образом они развивают общественные отношения: общаются, обсуждают разные темы, знакомятся с интересными людьми, углубляют свою веру. В зданиях протестантских церквей, проходят различные тренинги, семинары на общественные темы (как на пример СПИД, анонимные алкоголики и др.). Религиозные сообщества так же создаются при католических приходах.

Не редко можно увидеть, что вокруг протестантских церквей есть центры отдыха, тренажерные залы, джакузи. Хорошим примером является Crystal Cathedral в Garden Grove с центром Family Life Center. В период 1981-2010 гг он принадлежал протестантам, однако обанкротился, после чего 7 июня 2010 года его выкупила католическая диецезия Orange (Калифорния).

Социализацию американцев можно увидеть возле храмов и в кругах верующих. Она проявляется в том, что люди встречаются после воскресных месс, пьют чай, кофе, едят пирожные и разговаривают между собой. Иногда круг храмов устраиваются благотворительные акции, а собранные деньги перечисляются на конкретный цель. На практике это выглядит так, что прихожане прихода готовят различные пирожные, печенье и т.д. и после мессы (обычно в воскресенье) продают все это за символическую цену.

Некоторые протестантские инициативы пошли еще дальше: в церквях проводятся различные семинары, на которых желающие учатся говорить речи, организовывать встречи, решать спорные вопросы и др..Согласно результатам опросов, принадлежность к религиозным организациям связана с активной общественной деятельностью и гражданской позицией, которая проявляется в участии в выборах, исполнении обязанностей присяжных в судах,добрососедских отношениях и др..

Позитивное восприятие религии в США часто бывает связано с активной общественной деятельностью, которая проявляется через добрые отношения с соседями и большое количество знакомых. Активное участие в религиозных практиках (в протестантской или католической церквях) увеличивает количество межличностных контактов. Это положительно влияет на формирование и развитие гражданской позиции, которая является важным элементом проживания в американском обществе. Социологические исследования показывают , что лица, которые регулярно ходят в храм имеют на 40% процентов больше встреч вне дома. Кроме того, активное религиозное участие должно существенно влияет на желание помогать и поддерживать других. Среди общего количества верующих в США 75-80% процентов дают деньги на благотворительность, волонтерской деятельностью занимаются 55-60% лиц, по сравнению 30-35% не религиозных лиц.

Ежегодно американские религиозные сообщества жертвуют 15-20 миллионов долларов на так называемые общественные услуги, которые включают помощь бедным, поддержку людей после природных катаклизмов и т.д.. В 1998 году почти 60% религиозных общин заявило о том, что они занимались поддержкой общественных услуг, развитием локальных сообществ и кооперационных проектов. По данным «Партнеров святых мест» (Partners for Sacred Places) около 93% протестантских общин финансировали пищевые банки, группы психологической поддержки, программы отдыха и т.д., а всем этим воспользовалось 80% лиц из-вне сообщества.

В афроамериканских кругах , протестантская церковь занимает особое значение, ведь в прошлом именно здесь находились очаги борьбы за их гражданские права. Кроме того, чернокожие американцы считаются одним из наиболее религиозных представителей сегодняшней Америки. Исторически сложилось, что принадлежность к протестантской церкви, а особенно сочетание в нем общественных и религиозных дел было «колыбелью» общественного сознания афроамериканцев и местом развития сознания их гражданских прав.

Исследования, которые проведены во ІІ половине ХХ века показывают, что активное участие в религиозных практиках принимало только 40-45% американцев. Что касается остального американского общества, то религиозное сознание американцев в течение последних 50 лет было стабильным. Большинство заявляет, что верует в Бога, а 4 человека из 3 – в жизнь вечную. Однако в период с 60-х до 90-х количество лиц, которые открыто говорили о своей религиозной принадлежности сократилось на 10%, а тех кто считает себя не религиозными заметно увеличилось - в 1967 году их количество выросло на 2%, в 90-х – на 11%.

Ранее считалось, что пожилые люди более религиозны, чем молодежь, однако оказалось, что 70-90-х годах участие лиц пожилого возраста (за 60 лет) в практиках религиозных уменьшилась на 10-20%. Молодые люди не только реже приходят в церковь в широком смысле этого слова, но в сравнении до своих ровесников прошлых десятилетий их участие в религиозных практиках заметно сократилось. Другая тенденция, которую заметили ученые, свидетельствует о том, что поколение бэйби-бумов (все те, кто родился в период между 1946 и 1964 гг.) было негативно настроено к религиозным институтам, чего нельзя сказать об их родителях, которые были более религиозными.

Это дает основание социологам утверждать, что со сменой поколений, уходом старших лиц, уровень участия в религиозных практиках будет уменьшаться. Как и большинство социологических процессов, секуляризация американского общества не очень заметна в реальной жизни и почти не заметна в сравнении с Европы. Старый континент (особенно Западная Европа) с большим темпом отказывается от христианских ценностей, на которых построено ее культурологические фундаменты.

Американское поколение Х – лица, которые родились в 1963-1975 годах, тоже не характеризуется особой религиозностью. В 1966 году проведено исследование в ходе которого респондентов спрашивали о религиозном признании. Часть из них – 7% ответила, что не признает никакой религии. Когда опрос повторился в 1997 году, их стало уже 14%. Это свидетельствует о том, что религиозность американской молодежи постепенно уменьшается со сменой поколений.

Общество в США постепенно разделяется на тех, кто активно практикует религиозные практики и тех, которые не связаны ни с одним вероисповеданием. Особенно активный процесс отхода от религии происходит в северо-восточной части США, в то время когда в южной части (которую называют «Библейский пояс» (Bible Belt) – это явление почти не заметно.

К вышесказанному стоит также добавить, что в Соединенных Штатах Америки существует конкуренция между церквями, которые пытаются переманить и собрать как можно больше верующих. Такие «решения» - это обычное дело в США. По словам американских историков религии Роджера Финке (Roger Finke) и Родни Старк (Rodney Stark) раньше бывало так, что «бунтовщики», более дисциплинированные и подобные сектантские религиозные движения, которые меньше подверглись секуляризация перетягивали верующих других «престижных» верований.

Теперь религия в жизни современных американцев является источником социальной жизни, главное место в которой занимает общество (круг – ближайших знакомых, анг. community). Религиозные организации занимаются благотворительностью и существенно влияют на общественную жизнь американцев. Однако в наше время в религиозной сфере наблюдаются изменения, тесно связанные со сменой поколений, их убеждениями и ценностями. В ХХІ веке американцы реже ходят в церкви (протестантские, католические или другие), чем это было 30-40 лет назад. Кроме того, по мнению Роберта Патнама – ныне религиозные сообщества меньше прикладывают усилий к развитию американского общества, чем это было прежде.

Итак, сегодня Америка другая чем была век назад. Общество существенно изменилось во всех смыслах, а это задело и религиозную сферу. Взгляды американцев изменились. Молодая генерация утратила задор и желание поддерживать ценности предыдущих поколений относительно религии. Не смотря на это, на фоне общей секуляризации (атеистического отворачивания от религии), охвативший Западную Европу (где христианские ценности и нравственность пытаются отбросить, как немодные, а безнравственные поступки прикрывают «свободой выбора»), американский подход к вере и религии почти не изменился.

Американское понимание религии в протестантских и других кругах бывает очень своеобразное и субъективное. Этот факт не мешает открытости на религию. Будучи в США можно открыто заявить, что «Я верю в Бога!» и о своей религиозной принадлежности. В подавляющем большинстве окружающие на это нормально реагируют, ведь они сами не стесняются об этом открыто сказать.

Для Американцев церковь (преимущественно протестантская, хотя в последнее время растет доля католической церкви и других) – это больше чем культовое сооружение, ведь это место встречи с Богом, и создание религиозной общины. Именно там формировалась американское самосознание, которое позже сформировало нацию. Храм продолжает быть местом создания общин и общественных отношений. Афроамериканцы имеют особый сентимент к протестантской церкви в Америке, ведь это место где создавалось и отшлифовывалось их гражданское сознание.

От самого начала существования Соединенных Штатов Америки, нация имеет убеждение, что Бог их всегда поддерживал и поддерживает. Ярким доказательством этого является надпись на денежных банкнотах: «Мы веруем в Бога»!

state-usa.ru

Роль религии в США (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет иностранных языков

Реферат

на тему:

Р оль р елиги и в США

Архангельск

2009

Введение

Религия в той или иной степени связана с духовной жизнью общества в целом: с конечным смыслом бытия, вопросами жизни и смерти и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению владеть собой, твердо верить в истину и моральные ценности.

Религия в США традиционно играет большую роль. Во все времена Америка являлась девственной землей для многих религий, а также в силу невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект.

Тема религии в США является и будет являться актуальной, так как религиозные организации активно участвуют в решении социальных и общественных проблем, кроме этого религия оказывает огромное влияние на политическую жизнь страны.

Яркой особенностью религиозной культуры США является разнообразие религий, что тесным образом связано с историей страны.

1. Из истории американской церкви

Многообразие религий в США тесным образом связано с религиозной жизнью коренных жителей Америки, колониальным прошлым и потоком переселенцев.

Основная масса индейцев Северной Америки ко времени колонизации достигли сравнительно высокого уровня культурного развития. Сведения о религиозных обрядах североамериканских индейцев очень обширны: от сообщений ранних путешественников и миссионеров- иезуитов 17-18 вв. до систематических исследований этнографов.

Говоря о родовых формах культа у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти не у одного племени не был культом предков. С элементами родового культа тесно связаны пережитки тотемизма. В Америке мы уже не находим тотемизма в его классической форме.

Господствующей формой культа у индейцев Америки был не родовой, а племенной культ. Содержанием этого племенного культа было по преимуществу почитание сил и стихий природы. В числе сил природы на первом месте стояло солнце, так например, существовал праздник посвященный солнцу, который торжественно и пышно отмечался и назывался «пляской солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы. Кроме того, по этому моменту велось летоисчисление.

Настоящих жертвоприношений в собственном смысле слова индейцы почти не знали. Некоторые исследователи прямо указывали, что индейцы слишком бедны, чтобы приносить ценные жертвы. Зато жертвы заменялись широкораспространненым обычаем самоистязаний, которые и рассматривались, как жертвы божеству. Наиболее изуверские самоистязания применялись иногда в качестве угодных духам обрядов. Сравнительно редко, но все же бывали случаи, когда североамериканские индейцы приносили в жертву стихиям и явлениям природы не только свои вещи, но и людей.

Формы погребения в Америки весьма разнообразны. С ними связаны тоже довольно разнообразные представления о загробной жизни. Местами отмечена вера в перерождение. Но преобладающей была вера в то, что люди в загробном мире будут продолжать ту же жизнь, которую они вели до смерти. Эти идеи о загробной жизни, хотя они и довольно определены, не играли первостепенной роли. Религиозные верования ориентировались не на будущую, а на эту жизнь. Вся цель культовой практики – обеспечить успех в земной жизни.

Резюмирую обзор религии большинства американских индейских племен, можно сказать, что характерная ее черта – идея сверхъестественного, которое близко каждому человеку, но уже довольно резко отделено от материального мира. Не было святилищ, храмов, особенно постоянных. Для периодически совершавшихся празднеств служили временные культовые хижины и шалаши. Не было оформленного жречества, роль его выполняли шаманы и знахари; принятие этой профессии было делом нерегламентированным, а добровольным. Совершенно не было культа вождей, в этом сказался особый демократизм всего уклада жизни индейцев.

Жестокости, которые совершались американскими колонизаторами, выливались в своеобразные формы религиозно-реформатских движений. Суть этих религий состояла в стремление возродить старые обряды индейцев, дополнив их некоторыми идеями, заимствованными из христианства или других религий. Центральное место в проповеди этих пророков занимала идея мессии, избавителя индейских племен от чужеземного ига. Во многих случаях эта идея дополнялась учением о воскресении, воспринятым из христианства. Разумеется, эти попытки религиозно-обновленческого движения, имевшие политическую подкладку, были совершенно безнадежны. Но они чрезвычайно интересны как явление, характерное не только для Америки. Стихийный протест против колониального угнетения на первых порах принимает форму религиознообновленческого движения.

Большинство колонистов были протестантами, именно их традиции и оказали существенное влияние на американское общество. Хотя возникало немало конфликтов между религиозными организациями, так например, население Верджинии включало в себя членов англиканской церкви. Англиканская церковь упрекала икономыслящих, живших в колонии.

Другая крупная группа, прибывшая в 1630, были пуританами, которые хотели очистить церковь. Они были более толерантны и верили, что вера в Бога – это путь к спасению души.

Первые католики прибыли в Америку в 16 веке, это были миссионеры из Испании, Португалии и Франции. Они основали церкви на юге и западе страны. В 18 веке происходит смена акцента, что было связано с новой волной эмигрантов. Именно в это время большинство американцев стали активно посещать церковь.

Религиозное множество возросло в США в конце 19 и 20 века за счет эмигрантов, прибывших из Европы, Латинской Америки и Азии. Появились такие религии как индуизм и ислам. Западная православная церковь была основана эмигрантами из России, Греции и Армении. Но их строгие правила были не приняты американцами, что привело к неприязни к новоприбывшим.

2. Религиозные течения

Большинство верующих в США — христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.

«Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев – преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы » (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения — баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.

МОРМОНЫ , общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.

Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин — проповедник.

Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах — самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода — президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем — и «колов».

mirznanii.com

Религия в США

В США соблюдается традиция религиозной терпимости, каждый житель имеет полную свободу вероисповедания без давления со стороны государства или общества. Это закреплено в первой поправке к конституции США. 

Во второй половине 20-го века в большинстве западных стран влияние религии снизились, но США остается религиозной страной до сих пор. Это одна из наиболее глубоко религиозных стран мира. Национальный девиз «In God We Trust» написан даже на американских деньгах. Религия в США является частью повседневной жизни.

Более 90 процентов американцев утверждают, что верят в Бога, две трети являются членами местной церкви, около 45 процентов посещают религиозные службы, по крайней мере, раз в неделю. Около 60 процентов американцев протестанты, 25 процентов католики, 2 процента иудеи, 1 процент православные и 4 процента исповедуют другие религии, буддизм, индуизм и ислам. Оставшиеся 8 процентов — атеисты.

Не удивительно, что большинство американцев верит в рай (около 80 процентов), в ад (65 процентов), и 70 процентов верят в жизнь после смерти.

Церковь и телевидение

Самые известные религиозные деятели ведут свои проповеди по радио и телевидению. Телевизионные религиозные передачи могут выглядеть как игровые шоу, отчасти это правда, ведь религия в США —  серьезный многомиллионный бизнес. Главной целью телевизионных проповедников является поощрение зрителей пожертвовать деньги, и тем самым заплатить за свое спасение. Для предприимчивых читателей следует отметить, что один из самых быстрых способов стать богатым в США — основать религиозную организацию, которая по законодательству обладает безналоговым статусом.

Многие религиозные организации имеют значительное влияние в американском обществе и политике. Религия проникает в политическую жизнь и спортивную жизнь. Часто видные политики призывают верить в Бога и делятся своими религиозными убеждениями с миллионами телезрителей.  Спортсмены часто говорят, что они выиграли с Божьей помощью, хотя проигравшие обычно не виноваты в божественном безразличии.

Нишевые организации

США, в частности Калифорния, является родиной самых странных религиозных организаций, в том числе течений кришнаитов, мунитов, саентологов и трансцендентальной медитации. Такие секты навязывают полное объединение членов и их активное участие в жизни сообщества. Это обычно означает их обязанность жертвовать секте большой процент от своих доходов. Некоторые подобные организации имеют фундаменталистское мировоззрение, в то время как другие основаны на восточных религиях и философиях. Многие американцы считают такие секты опасными.

Церкви и религиозные места встреч разнообразных конфессий можно найти в каждом городе. В последние годы наблюдается появление мега-церквей с вместимостью до 6000 молящихся.

Воскресные школы и другие программы

Во многих городах практически каждый житель посещает церковь или воскресную школу. Библия остается самой продаваемой книгой в стране. В большинстве книжных магазинов есть раздел для религиозных книг. В небольших городах и поселках церкви часто являются основными центрами социальной и общественной жизни.

Воскресные школы также работают в детских садах. Большинство колледжей и университетов имеют кампус по сотрудничеству с церквями. Многие крупнейшие благотворительные организации США находятся в ведении религиозных групп. Купить со скидкой

russia-in-us.com


Смотрите также