Расовая дискриминация в сша


Юридическое закрепление расовой дискриминации негров сша в конце XIX - начале XX вв.

После победы Севера над Югом в гражданской войне были приняты три новые поправки к Конституции - 13, 14 и 15 поправки. Они положили конец рабству и устанавливали юридическое равноправие негров с белыми. Однако фактически с конца 1870 - х годов принцип равенства систематически нарушался законами различных штатов, сохранялась расовая дискриминация негров.

В некоторых штатах, особенно южных, где проживало большинство негров, законы предусматривали разделение услуг, учреждений, школ и прочего по расовому признаку, что являлось расовой сегрегáцией - обособлением. Неграм запрещалось селиться в одних домах, кварталах и гостиницах с белыми, ездить вместе с белыми в одних вагонах на поездах и трамваях, обучаться с белыми в одних школах. Законы, предписывавшие сегрегацию, назывались законы Джúма Кроу, по имени комического персонажа Джима Кроу.

Например, в 1890 г. штат Луизиана принял дискриминационный закон, который назывался «Акт о содействии комфорту пассажиров». Согласно этому закону негры и белые обязывались ездить в разных вагонах на железной дороге. Единственное исключение составляли «няни, приставленные к белым». Даже тюрьмы подвергались сегрегации. Например, законы штата Арканзáса требовали отдельных камер для осуждённых белых и негров, а также «отдельных коек, постельных принадлежностей, отдельных обеденных столов и всей остальной мебели». В тридцати штатах из сорока восьми устанавливался законодательный запрет на браки белых с неграми под угрозой сурового наказания - тюремного заключения до 10 лет.

Эти дискриминационные законы о сегрегации получили поддержку Верховного суда США. Конгресс в 1875 г. принял закон о гражданских правах, запретивший дискриминацию «по признаку расы и цвета кожи» в гостиницах, общественных местах отдыха и развлечений. Верховный суд США в 1883 г. признал этот закон неконституционным. Верховный суд постановил, что данный закон не отвечает требованиям поправки XIV к Конституции, поскольку эта поправка декларирует гарантии «равной защиты законов» со стороны органов власти штатов, но не воспрещает дискриминацию со стороны частных лиц. Конгресс, утверждал Суд, перешёл границы XIV поправки. Она запрещала «дискриминационные и несправедливые законы» актами штатов, но не «индивидуальные обиды». Люди могли свободно «проявлять дискриминацию», если они этого желали, в своих домах, в своей общественной жизни, в своём бизнесе. Контроль над этими сферами частной жизни не допустим.

Верховный суд США в 1896 г. признал конституционным с позиции XIV поправки закон штата Луизиана 1890 г., предписывающий сегрегацию негров и белых в поездах и закрепил принцип «раздельные, но равные права». По мнению суда, этот закон не противоречит конституционному принципу равенства всех американских граждан, если только предоставляемые им услуги являются «равными». Пока удобства являлись «равными», не имело значения, что они были «раздельные». Негры имели раздельные, но равные права на проезд в транспорте, проживание в гостинице, на получение образования. Закон мог принять во внимание «установленные привычки, обычаи традиции людей», особенно с целью «сохранения спокойствия и доброго порядка». Эти расовые законы применяются для общественного спокойствия, для сохранения образа жизни белых южан. Действительно, эти дискриминационные законы соответствовали мнению подавляющего большинства белых, которые выступали против расового равенства и никогда не рассматривали негров в качестве равных сограждан.

Законы штатов стали обходить и XV поправку, легально отстранив негров от участия в выборах, лишив их избирательных прав. Законы ввели налог на право участия в выборах, который отстранял от реального участия в выборах именно негров. Дело в том, что негры являлись безземельными арендаторами, вынужденными работать на белых хозяев. Они едва сводили концы с концами и при своей отчаянной бедности не имели возможности уплатить избирательный налог, в отличие от более зажиточных белых избирателей. Законы ввели ценз грамотности, то есть проверку грамотности избирателя. Причём, предъявлялись требования не только уметь читать, но и толковать Конституцию. Например, закон штата Оклахомы требовал от избирателя умения прочитать и написать любую часть конституции Оклахомы. Неграм при этом затруднялся доступ к получению образования. Среди них насчитывалось значительно больше неграмотных лиц, чем среди белых. Законы ввели неопределённые требования о наличии «хороших моральных качеств» для избирателей.

Избирательные комиссии штатов, состоявшие из белых, применяли эти цензы грамотности, морали не к белым избирателям, а к неграм, чтобы на законных основаниях отстранить их от участия в выборах. Несколько штатов освобождали от ценза грамотности любого, кто обладал правом голоса на 1 января 1866 г. в любом штате, и каждого потомка такого избирателя. В это время это могли быть только белые. Негры не попадали в эту категорию. Эти положения получили название «дедовские пункты».

К началу XXв. девять десятых негров южных штатов законными и незаконными способами отстранялись от участия в выборах до 60-х годовXXвека. Против негров широко использовалось прямое насилие и террор: суды Линча, виселицы Ку - клукс - клана.

С конца XVIII до середины XX веков, до 1968 года среди граждан США широко был распространён обычай самим вершить «суд Линча», который представлял собой незаконную расправу толпы над подозреваемым в совершении преступления, заканчивающейся, как правило, казнью подозреваемого в совершении преступления. Толпа одновременно берёт на себя функции следователя, прокурора, судьи и палача. Чаще всего объекты линчевания обвинялись в «изнасиловании белых», встречались обвинения в «убийстве», «грабеже», «краже лошадей», «плохая репутация». Линчевание - это зверский самосуд со стороны толпы. Линчевание - это «криминальная практика, свойственная прежде всего Соединённым Штатам. Практика, с помощью которой толпа безнаказанно захватывает индивидов, подозреваемых в преступлении, или забирает из рук служителей закона, или осуществляет расправу над ними без всякого судебного разбирательства, или вламывается в тюрьмы и вешает осуждённых, не встречается ни в одной высокоцивилизованной стране мира»1. 1 CutIer J. E. Lynch-Law An Investigation into History of Lynchings in the US. - MontcIair, 1969 (reprint of 1905). P. 1. Цит. по: Саломатин А. Ю. Модернизация государства и права в США (конец XVIII – XIX вв.). Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. Пенза, 2004. С. 344. Официальные власти с линчеванием никак не боролись, у них на это не было сил.

«Суд Линча» возник в колониальный период истории Северной Америки и получил распространение в окраинных слабозаселённых местностях, где не имелось организованной полиции и суда. В течение более двух столетий он продолжал сохраняться в ряде северо-американских штатов, хотя полицейско-судебный аппарат получил там достаточное развитие. Расправы тайного общества Ку - клукс - клан, возникшего после гражданской войны для терроризирования негров, процветали. Средний белый американец относился к негру не только свысока, но и с презрением, как к существу «низшей расы». В школе, в вагоне, в театре и ресторане, в больнице и даже в тюрьме негры имели своё помещение и должны были быть обособлены от белых.

В 1889-1918 гг. «судами Линча» было убито 3. 224 человека, из них 2. 522 негра и 702 белых. Всего с 1882 г. по конец 1931 г. зарегистрировано 4. 823 случая линчевания, из которых 3. 555, или 74 %, падают на негров. Оставшаяся четверть падает на белых, индейцев, китайцев и др. Убийства совершались самыми варварскими способами - путём сожжения заживо, сопровождаемого порой пытками, утопления, разрезания на куски, забивания до смерти.

Нередко убитые сжигались или выставлялись напоказ6. Вот, например, описание зверского линчевания негра тысячной толпой, имевшего место в 1930 г. в южном штате Джорджия: «Подозреваемый негр был повешен на каучуковом дереве за руки на такой высоте, что ноги его почти касались земли. Участники толпы мучили его в течение более часа. В его рот воткнули шест; медленно палец за пальцем отрезали у него на обеих руках и ногах; проволочными петлями у него вырывали зубы. После этих и других невероятных калечений живое ещё тело негра было облито газолином и подожжено. Пока пламя пожирало жертву, в неё было выпущено несколько сот выстрелов. В течение всего дня тысячи людей прибыли из окрестностей за много миль, чтобы полюбоваться на это зрелище. Только с наступлением ночи власти увезли обуглившийся труп и похоронили его». 1 Люблинский П. И. Право Линча в Америке // Право. 1908. № 3, 4. Линчевание происходило публично и привлекало толпы народа. Марк Твен свидетельствует, что «стоит распространиться по округе вести о предстоящем линчевании, как люди запрягают лошадей и с жёнами и детьми и мчатся за несколько миль, чтобы посмотреть на это зрелище».

Лекция № 4. Развитие конституционного права США в конце XIX - начале XX веков

Демократизация избирательного права

Конституция предоставила штатам право регулировать избирательное право. Вследствие этого избирательное право ограничивалось имущественным цензом, то есть только имущие, состоятельные лица могли участвовать в осуществлении государственной власти. При распределении мест в конгрессе исходили из числа свободных людей. К их числу прибавляли три пятых прочих людей, то есть негров. Негры лишались избирательного права. При распределении голосов в палату представителей в рабовладельческих штатах они учитывались в размере три пятых своего числа. В 1870 г. предоставлялось избирательное право неграм. Фактически подавляющее большинство негров отстранялись от участия в выборах.

В XIX в. постепенно к 1870 г. в связи с 15-й поправкой, признававшей избирательные права негров, вводится всеобщее избирательное право для мужчин без имущественного ценза с возрастным цензом - достижение совершеннолетия - 21 год и цензом осéдлости - проживания. В 1872 г. вводится тайная подача голосов на федеральных выборах. В 1913 г. была принята семнадцатая (XVII) поправка. Она отменила выборы сенаторов законодательными собраниями штатов и ввела прямые выборы сенаторов непосредственно избирателями штатов.

studfiles.net

Расовая дискриминация в США: миф или реальность?

Соединенные Штаты, будучи одним из самых развитых государств мира, традиционно считаются страной свободной, с безграничными равными возможностями для каждого её гражданина в независимости от цвета кожи, расовой принадлежности, религиозных воззрений или образа жизни. Такое мнение бытует, пожалуй, в любом уголке земного шара, но только не в самой Америке. На деле ситуация выглядит немного иначе.

США продолжают оставаться довольно сложным образованием, состоящим из множества составных элементов, которые вряд ли смогут сделать страну единой монолитной структурой. Конечно, можно вспомнить расхожую идею об «американской мечте», но сплачивающим звеном она быть уже не в состоянии. Америку раздирают внутренние общественные конфликты и противоречия. И наиболее ярким из них стала расовая дискриминация.

Обыватель заметит, что президент – символ всей нации, является чернокожим. Даже при поверхностном поиске можно без труда выяснить, что генеральный прокурор, множество губернаторов и сенаторов также черные. А как же многочисленные спортсмены, спортивные функционеры, медиа персоны, артисты и бизнесмены? Среди них немало успешных, влиятельных афроамериканцев.

Однако как представляется, проблема намного шире и сложнее, поскольку не укладывается в привычную плоскость, разделяющую общество на белых и черных. Хотя именно она является основной. Но далеко не единственной. Сформировавшееся из переселенцев, иммигрантов и колонизаторов, американское общество вмещает представителей всех рас и очень большого числа национальных групп (латиноамериканцы, азиаты). И современное его расслоение вряд ли может оправдать характерный слоган «единство в многообразии» (Unity in Diversity).

Афроамериканцы: США «откатились» на 50 лет назад

На протяжении всей второй половины 20 в. американское общество предприняло немало усилий, чтобы уравнять чернокожих в правах с белыми. А ведь не так давно афроамериканцы были на особом положении чуть ли не рабов. Попытки отхода от многолетней политики сегрегации оказались для Белого Дома весьма трудными и ресурсозатратными. Одно дело законодательно отменить расово дискриминирующие акты и совершенно другое искоренить их в умах граждан (например, законы Джима Кроу Сегрегация (от лат. - разделение) Особый вид дискриминации и политика принудительного отделения представителей одной расы или этнической группы от другой. Ограничение мест и территорий для поселений, строго раздельное обучение, воспитание или армейская служба, создание преград для социального общения, разграничение посадочных мест в общественном транспорте – подобные меры были узаконены в США вплоть до середины 1960-х годов. В общем виде весь перечень законодательных актов о расовой сегрегации (особенно в южных штатах) получил широко распространенное, но неофициальное наименование Законов Джима Кроу (Jim Crow laws). ).

И даже сегодня, в пору президенства чернокожего Барака Обамы, волнения, массовые акции протестов и беспорядки на фоне расовой дискриминации остаются нормой для США. Хорошо известные печальные события в Цинциннати (2001 г.), Фергюсоне (2014 г.) или Балтиморе (2015 г.) показали, что Америка далека от расового равенства. Если ты черный и вызываешь малейшие подозрения у представителей правопорядка, на тебя можно вполне безнаказанно открыть огонь на поражение. Излишняя жестокость и безнаказанность полицейских вызывает широкую волну негодования среди цветного населения. И стереотипы, а также пресловутая расовая почва играют здесь далеко не последнюю роль.

Показательным в этом плане является доклад одного из гарвардских руководителей Проекта по защите гражданских прав профессора Гэри Орфилда. Еще в 2006 г. исследователь отмечал, что по уровню сегрегации страна буквально вернулась в 1960-е годы. Сегодня это очень наглядно представлено в американских школах. Чернокожие и цветные посещают школы, в которых белые учащиеся составляют менее 10%. Причем школы с высокими долями национальных меньшинств относятся к учебным заведениям с очень высоким уровнем бедности. И за прошедшее десятилетие ситуация практически не изменилась.

Хотя сообщения об успехах по преодолению расовой дискриминации в американском обществе делаются с завидной регулярностью, к реальному положению вещей они имеют мало отношения. Сфера высокой политики, качественного образования, открывающего солидные перспективы, все еще закрыты для широких слоев афроамериканцев. А «вкрапления» чернокожих в политическую или бизнес элиту являются не более чем ширмой или прикрытием перед сохраняющимся доминирующим положением белых и их «россказнями» о демократии.

В последнее время тематика дискриминации и ущемления прав на почве расы все чаще находит отражение в американском киноискусстве. Нашумевший фильм 2004 года «Столкновение» (Crash) наглядно обрисовал существование непримиримых конфликтов и расизма в обществе. Другой знаковой кинопремьерой 2016 г. стал 1-й сезон сериала «Американская история преступлений» под названием «Народ против О. Джея Симпсона». Здесь в полной мере отразились все спекуляции общественным мнением, связанные с цветом кожи. К другим характерным кинолентам последних лет можно отнести «Прислугу» (The Help) и «12 лет рабства» (12 Years a Slave).

Вместе с, казалось бы, пристальным вниманием к проблеме в американском обществе, местная киноиндустрия сама чуть не оказалась втянутой в довольно громкий скандал. Так, по итогам 2015 года среди номинантов на главную Премию Американской академии кинематографических искусств и наук (Оскар) не оказалось ни одного чернокожего. После чего ее руководство обвинили в скрытом расизме, а часть гостей даже отказались от посещения мероприятия. Напомним, что за все время существования кинопремии (с 1929 года) только 15 афроамериканцев удостоились высших наград.

Латиноамериканцы и азиаты: новые вызовы американского общества

Соединенные Штаты, тем не менее, нельзя разделять только на белых и черных. Черный расизм является уже далеко не единственной проблемой, преследовавшей Америку на всех этапах ее становления и развития. За последние десятилетия в страну переехали на постоянное место жительства огромное число представителей других национальных групп, которые также отчасти стали новой «головной болью» как для местных, так и федеральных властей.

Меньшинства селятся компактными группами, которые довольно медленно и крайне неохотно интегрируются в общество. Языковые и тем более культурные барьеры так просто не стираются. Характерным явлением особенно для крупных городов стали внушительные латиноамериканские или азиатские кварталы или даже целые районы. А в отдельных частях страны они уже стали доминирующей этноязыковой группой (южные и приграничные с Мексикой штаты). Но о плюрализме культур речь по сути даже не ведется.

По разным оценкам латиноамериканское население США составляет почти 50 млн. человек, что приравнивается к 16% всех жителей.

Политики активно спекулируют этой частью населения, преследуя не более чем свои меркантильные цели, завоевывая лишь новые голоса в свою пользу. А по факту положение национального меньшинства остается прежним. Сохраняется сегрегация, имеют место случаи бытовой дискриминации и бытового расизма, а также незаконных арестов, депортаций и многих других злоупотреблений на почве расы.

Определенное внимание заслуживает и ситуация с выходцами из стран Азии. Характерный цвет кожи и разрез глаз сделали свое дело. Азиаты, к которым без особого разбора относят и китайцев, и японцев и корейцев и т.д., также сталкиваются с расовой дискриминацией на бытовом уровне. И хотя эта часть населения самая безобидная, война во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.) или в Корее (1950 – 1953 гг.), в которые ввязалась Америка, сделали свое дело. Зачем искать какие-то особенности или различия, когда можно просто обвинить человека в том, что его потомки убили его деда или отца?

«Белый» расизм существует?

В последнее время появилось такое понятие как расовая дискриминация белой части американского населения, доля которого продолжает снижаться. Новое исследование, проведенное институтом Public Religion Research, показало, что белый расизм такая же крупная проблема, как и расовая дискриминация чернокожих. Существование предубеждения перед былыми подтвердили 45% всех опрошенных респондентов. Такого же мнения придерживаются 50% белых, 29% латиноамериканцев и 25% черных.

Действительно отрицать существование обратного расизма довольно сложно. Если чернокожий переедет в район с преимущественно былым населением он автоматически столкнется с предвзятым отношением и косыми взглядами. Но разве ждет что-то другое белого человека, если он окажется среди чернокожих, или в окружении представителей любого другого национального меньшинства? Предрассудки и сложившиеся стереотипы по-прежнему господствуют даже в самом прогрессивном обществе. Цвет кожи, вероисповедание, образ жизни не могут не влиять на суждения окружающих.

Сегодня США испытывают трудности и обратного порядка. Белые граждане устали чувствовать вину или оправдываться только за то, что родились белыми. Вся система, построенная для преодоления сегрегации и дискриминации в отношении цветных, совершенно не учитывает интересы белого населения. Хотя именно англосаксы все еще составляют доминирующую часть американского общества (около 60%).

Против расовых преференций выступает все больше американцев.

Верховный суд оказался буквально завален исками от белых студентов, которые не смогли попасть в ВУЗы только из-за существования расовых квот, которые были поставлены вне закона еще в 1978 г., но до сих пор являются устоявшейся нормой. Этническое происхождение или цвет кожи учитываются приемной комиссией наравне с такими показателями как результаты экзаменов или внеучебная деятельность. Так, в 2013 году Абигейл Фишер подала иск против Техасского университета, который, по ее словам, отказался принять ее из-за белого цвета кожи.

В сфере трудовых отношений проблема с цветом кожи также существует. По данным Комиссии по равенству возможностей при устройстве на работу, за период с 2002 по 2011 год количество исков, поданных белыми на почве расовой нетерпимости, возросло с 9,7% до 13%. Соответственно увеличилось количество судебных разбирательств, связанных с обратной дискриминацией. Так, в 2011 году суд признал правоту почти 50 блюстителей правопорядка из Мичигана, которые заявили, что не могут продвинуться по карьерной лестнице опять же из-за белого цвета кожи.

Как видно, расовые противоречия и трения в США сегодня действительно продолжают существовать, становясь заметной проблемой для полиэтнического и мультикультурного американского общества. Свои сложности наблюдаются и у черных, и у латиноамериканцев, и у выходцев из Азии, и даже у белого большинства. Как неправильно определять каждого мусульманина в качестве террориста или любого чернокожего как преступника и наркоторговца, так и в корне неверно считать, что белый цвет кожи делает человека априори лучше других или его проблемы первостепенными. Для настоящего искоренения расизма активисты призывают прекратить использование этнической и расовой принадлежности людей в качестве любого предлога, преимущества или оправдания.

oxpaha.ru

Расовая дискриминация в США: миф или реальность?

nykaСоединенные Штаты, будучи одним из самых развитых государств мира, традиционно считаются страной свободной, с безграничными равными возможностями для каждого её гражданина в независимости от цвета кожи, расовой принадлежности, религиозных воззрений или образа жизни. Такое мнение бытует, пожалуй, в любом уголке земного шара, но только не в самой Америке. На деле ситуация выглядит немного иначе.США продолжают оставаться довольно сложным образованием, состоящим из множества составных элементов, которые вряд ли смогут сделать страну единой монолитной структурой. Конечно, можно вспомнить расхожую идею об «американской мечте», но сплачивающим звеном она быть уже не в состоянии. Америку раздирают внутренние общественные конфликты и противоречия. И наиболее ярким из них стала расовая дискриминация.

Обыватель заметит, что президент – символ всей нации, является чернокожим. Даже при поверхностном поиске можно без труда выяснить, что генеральный прокурор, множество губернаторов и сенаторов также черные. А как же многочисленные спортсмены, спортивные функционеры, медиа персоны, артисты и бизнесмены? Среди них немало успешных, влиятельных афроамериканцев.

Однако как представляется, проблема намного шире и сложнее, поскольку не укладывается в привычную плоскость, разделяющую общество на белых и черных. Хотя именно она является основной. Но далеко не единственной. Сформировавшееся из переселенцев, иммигрантов и колонизаторов, американское общество вмещает представителей всех рас и очень большого числа национальных групп (латиноамериканцы, азиаты). И современное его расслоение вряд ли может оправдать характерный слоган «единство в многообразии» (Unity in Diversity).

Афроамериканцы: США «откатились» на 50 лет назад

На протяжении всей второй половины 20 в. американское общество предприняло немало усилий, чтобы уравнять чернокожих в правах с белыми. А ведь не так давно афроамериканцы были на особом положении чуть ли не рабов. Попытки отхода от многолетней политики сегрегации оказались для Белого Дома весьма трудными и ресурсозатратными. Одно дело законодательно отменить расово дискриминирующие акты и совершенно другое искоренить их в умах граждан (например, законы Джима Кроу).

И даже сегодня, в пору президенства чернокожего Барака Обамы, волнения, массовые акции протестов и беспорядки на фоне расовой дискриминации остаются нормой для США. Хорошо известные печальные события в Цинциннати (2001 г.), Фергюсоне (2014 г.) или Балтиморе (2015 г.) показали, что Америка далека от расового равенства. Если ты черный и вызываешь малейшие подозрения у представителей правопорядка, на тебя можно вполне безнаказанно открыть огонь на поражение. Излишняя жестокость и безнаказанность полицейских вызывает широкую волну негодования среди цветного населения. И стереотипы, а также пресловутая расовая почва играют здесь далеко не последнюю роль.Показательным в этом плане является доклад одного из гарвардских руководителей Проекта по защите гражданских прав профессора Гэри Орфилда. Еще в 2006 г. исследователь отмечал, что по уровню сегрегации страна буквально вернулась в 1960-е годы. Сегодня это очень наглядно представлено в американских школах. Чернокожие и цветные посещают школы, в которых белые учащиеся составляют менее 10%. Причем школы с высокими долями национальных меньшинств относятся к учебным заведениям с очень высоким уровнем бедности. И за прошедшее десятилетие ситуация практически не изменилась.Хотя сообщения об успехах по преодолению расовой дискриминации в американском обществе делаются с завидной регулярностью, к реальному положению вещей они имеют мало отношения. Сфера высокой политики, качественного образования, открывающего солидные перспективы, все еще закрыты для широких слоев афроамериканцев. А «вкрапления» чернокожих в политическую или бизнес элиту являются не более чем ширмой или прикрытием перед сохраняющимся доминирующим положением белых и их «россказнями» о демократии.В последнее время тематика дискриминации и ущемления прав на почве расы все чаще находит отражение в американском киноискусстве. Нашумевший фильм 2004 года «Столкновение» (Crash) наглядно обрисовал существование непримиримых конфликтов и расизма в обществе. Другой знаковой кинопремьерой 2016 г. стал 1-й сезон сериала «Американская история преступлений» под названием «Народ против О. Джея Симпсона». Здесь в полной мере отразились все спекуляции общественным мнением, связанные с цветом кожи. К другим характерным кинолентам последних лет можно отнести «Прислугу» (The Help) и «12 лет рабства» (12 Years a Slave).Вместе с, казалось бы, пристальным вниманием к проблеме в американском обществе, местная киноиндустрия сама чуть не оказалась втянутой в довольно громкий скандал. Так, по итогам 2015 года среди номинантов на главную Премию Американской академии кинематографических искусств и наук (Оскар) не оказалось ни одного чернокожего. После чего ее руководство обвинили в скрытом расизме, а часть гостей даже отказались от посещения мероприятия. Напомним, что за все время существования кинопремии (с 1929 года) только 15 афроамериканцев удостоились высших наград.

Латиноамериканцы и азиаты: новые вызовы американского общества

Соединенные Штаты, тем не менее, нельзя разделять только на белых и черных. Черный расизм является уже далеко не единственной проблемой, преследовавшей Америку на всех этапах ее становления и развития. За последние десятилетия в страну переехали на постоянное место жительства огромное число представителей других национальных групп, которые также отчасти стали новой «головной болью» как для местных, так и федеральных властей.Меньшинства селятся компактными группами, которые довольно медленно и крайне неохотно интегрируются в общество. Языковые и тем более культурные барьеры так просто не стираются. Характерным явлением особенно для крупных городов стали внушительные латиноамериканские или азиатские кварталы или даже целые районы. А в отдельных частях страны они уже стали доминирующей этноязыковой группой (южные и приграничные с Мексикой штаты). Но о плюрализме культур речь по сути даже не ведется.

По разным оценкам латиноамериканское население США составляет почти 50 млн. человек, что приравнивается к 16% всех жителей.

Политики активно спекулируют этой частью населения, преследуя не более чем свои меркантильные цели, завоевывая лишь новые голоса в свою пользу. А по факту положение национального меньшинства остается прежним. Сохраняется сегрегация, имеют место случаи бытовой дискриминации и бытового расизма, а также незаконных арестов, депортаций и многих других злоупотреблений на почве расы.Определенное внимание заслуживает и ситуация с выходцами из стран Азии. Характерный цвет кожи и разрез глаз сделали свое дело. Азиаты, к которым без особого разбора относят и китайцев, и японцев и корейцев и т.д., также сталкиваются с расовой дискриминацией на бытовом уровне. И хотя эта часть населения самая безобидная, война во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.) или в Корее (1950 – 1953 гг.), в которые ввязалась Америка, сделали свое дело. Зачем искать какие-то особенности или различия, когда можно просто обвинить человека в том, что его потомки убили его деда или отца?

«Белый» расизм существует?

В последнее время появилось такое понятие как расовая дискриминация белой части американского населения, доля которого продолжает снижаться. Новое исследование, проведенное институтом Public Religion Research, показало, что белый расизм такая же крупная проблема, как и расовая дискриминация чернокожих. Существование предубеждения перед былыми подтвердили 45% всех опрошенных респондентов. Такого же мнения придерживаются 50% белых, 29% латиноамериканцев и 25% черных.Действительно отрицать существование обратного расизма довольно сложно. Если чернокожий переедет в район с преимущественно былым населением он автоматически столкнется с предвзятым отношением и косыми взглядами. Но разве ждет что-то другое белого человека, если он окажется среди чернокожих, или в окружении представителей любого другого национального меньшинства? Предрассудки и сложившиеся стереотипы по-прежнему господствуют даже в самом прогрессивном обществе. Цвет кожи, вероисповедание, образ жизни не могут не влиять на суждения окружающих.Сегодня США испытывают трудности и обратного порядка. Белые граждане устали чувствовать вину или оправдываться только за то, что родились белыми. Вся система, построенная для преодоления сегрегации и дискриминации в отношении цветных, совершенно не учитывает интересы белого населения. Хотя именно англосаксы все еще составляют доминирующую часть американского общества (около 60%).

Против расовых преференций выступает все больше американцев.

Верховный суд оказался буквально завален исками от белых студентов, которые не смогли попасть в ВУЗы только из-за существования расовых квот, которые были поставлены вне закона еще в 1978 г., но до сих пор являются устоявшейся нормой. Этническое происхождение или цвет кожи учитываются приемной комиссией наравне с такими показателями как результаты экзаменов или внеучебная деятельность. Так, в 2013 году Абигейл Фишер подала иск против Техасского университета, который, по ее словам, отказался принять ее из-за белого цвета кожи.В сфере трудовых отношений проблема с цветом кожи также существует. По данным Комиссии по равенству возможностей при устройстве на работу, за период с 2002 по 2011 год количество исков, поданных белыми на почве расовой нетерпимости, возросло с 9,7% до 13%. Соответственно увеличилось количество судебных разбирательств, связанных с обратной дискриминацией. Так, в 2011 году суд признал правоту почти 50 блюстителей правопорядка из Мичигана, которые заявили, что не могут продвинуться по карьерной лестнице опять же из-за белого цвета кожи.Как видно, расовые противоречия и трения в США сегодня действительно продолжают существовать, становясь заметной проблемой для полиэтнического и мультикультурного американского общества. Свои сложности наблюдаются и у черных, и у латиноамериканцев, и у выходцев из Азии, и даже у белого большинства. Как неправильно определять каждого мусульманина в качестве террориста или любого чернокожего как преступника и наркоторговца, так и в корне неверно считать, что белый цвет кожи делает человека априори лучше других или его проблемы первостепенными. Для настоящего искоренения расизма активисты призывают прекратить использование этнической и расовой принадлежности людей в качестве любого предлога, преимущества или оправдания.

Павел Попов

via

Page 2

nyka.livejournal.com

Расизм в США

Расизм в США характеризуется тем, что существует практически с самого основания государства. Дело в том, что общество США были основаны белыми людьми, а именно европейцами, которые сделали из Соединенных Штатов свою колонию. При этом они отличались:

  • жестоким отношением к другим группам;
  • ненавистью ко всем расам, кроме своей собственной.

В качестве основных жертв расизма выступили коренные жители, которые были не белыми: индейцы и рабы негры, то есть афроамериканцы.

Все законы и все права и свободы распространялись только на европейцев, к остальным они не относились. Кроме того, на территории США имело место отрицательное отношение к непротестантского белому населению, а именно к итальянцам, французам, испанцам, грекам, некоторым немцам, голландцам, ирландцам, полякам, а также евреям.

Первоначально рабство в США не основывалось на цвете кожи. Имелись как белые, так и африканские рабы, которые совместно обслуживали европейские колонии. Нередко афроамериканцы, отработав определенный срок, могли получить свободу и земельные наделы, и становились землевладельцами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако после 1676 года всё изменилось. Именно в этот год произошло восстание против богатых землевладельцев, возглавляемое Натаниэлем Бэконом. Но после его смерти правительство США пришло к выводу, что теперь рабами будут только чернокожие люди. Белым же были обещаны различные выгоды, во многом они освобождались от рабства. Этот период именовался периодом «черного рабства», когда афроамериканцев использовали для проведения сельскохозяйственных работ, работ в полях лапка, добычи табака и так далее.

На севере США рабство было распространено не так сильно, как на юге. На севере оно встречалась чаще всего в оказании каких-либо домашних услуг, например, уборки дома и двора и так далее.

Рабство в США – XIX-XX вв.

В 1808 году конгрессом США было запрещено привозить рабов из Африки, однако еще полвека это традиция существовала и успешно реализовывалась. В ответ на возражение против рабства и работорговли некоторые представителей конгресса говорили о различиях между расами, и что именно афроамериканцы созданы для рабства, в то время как белые предназначены для управления отношениями.

Коренной перелом наступил в 1865 году, когда Авраам Линкольн отменил рабство, а в 1865 году также была принята 13-я поправка Конституции США. Несмотря на такую законодательную отмену, некоторые расовые ограничения всё-таки ещё существовали. Например, существовали места обучения только для белых, законы Джима Кроу, которые серьёзно ограничили в правах чернокожие меньшинства, а также индейцев. В основном, данные законы действовали в юго-восточных штатах.

В этот период процветала явления сегрегации, которое близко по своим свойствам расовой дискриминации. В частности, она имела место на железной дороге. Кроме того некоторые законы ограничивали доступ не белых граждан к учебным заведением, магазинах, отелях, больницам, транспорту и туалетам. Во всех судах было по две Библии, одна из которых предназначалась для того, чтобы чернокожие граждане могли принести свою присягу. Кроме того, афроамериканцы ограничивались в избирательных правах, и не всех из них допускали до голосования. Подобный недопуск обосновался тем, что данные жители является неграмотными, в связи с чем не могли участвовать в голосовании. В то же время белым неграмотным такой допуск создавался.

Замечание 1

Подобная тенденция прекратила иметь место к середине XX века, так как Верховный суд США признал все указанные нормы неконституционными. В 1964 году после рассмотрения определённой категории дел все законы, которые создавали дискриминацию для каких-либо категорий граждан, были отменены.

Кроме того, получили распространение идеи социализма, дарвинизма. Многие считали, что некоторые расы и нации не способны культурно расти и развиваться, Что также нередко отражалось в американской литературе. В некоторых Штатах запрещались межрасовые браки. Кроме того, весьма специфический настрой носила дискриминация лиц в сфере получения американского гражданства. В частности, она предоставлялось только свободным представителям белой расы.

В 1870 года отдельные граждане, выходцы из Африки, также могли получать гражданство. Однако лицам, которые принадлежали к монголоидной расе, также всем индейцам законодательно было запрещено предоставлять гражданство Соединенных Штатов. Кроме того, в 20 годы XX века Верховным судом США было запрещено японцам и индийцам вступать в гражданство США . При этом под белыми людьми поднимались люди, которые являлись белыми в общепринятом смысле, а не в научном. После 1917 года азиатской зоне был полностью закрыт доступ гражданства США.

Процесс преодоления расизма

Со временем прогресс преодоление расизма в США наладился, после 1960 годов наметились значительные успехи граждан в борьбе за свои гражданские права. США стало своеобразным многонациональным государством, под эгидой которого объединились самые разные народы. Был принят ряд экономических, социальных и политических мер, которые были направлены на преодоление пропасти между народами и национальностями, расами.

Конституция США содержит следующие положения: народ именуется народом Соединенных Штатов; именно народом сформирован Союз, который стремится к совершенству; цель его – общее благосостояние.

На сегодняшний день Соединенные штаты, выступая в качестве одного из самых развитых государств, считаются свободной страной, где нет никакой дискриминации, и отсутствуют основания для неё. Здесь принимаются любые граждане, независимо от цвета кожи, расы, религии или образа жизни, который ведет человек.

Однако эта пропасть, которая назревала веками, преодолена не до конца. В связи с чем расовая дискриминация пока есть, хоть и не в полном объёме. На сегодняшний день можно говорить лишь об «американской мечте» сплотить все звенья в единое целое, то есть сплотить все народы под эгидой единственного государства.

Замечание 2

В то же время США является одной из стран, где афроамериканцы занимают очень высокое положение в обществе. Они могут быть бизнесменами, медиаперсонами, журналистами, артистами, спортсменами, а также занимать руководящие должности, быть губернаторами и сенаторами. Что говорить, если даже президент США был чернокожим. Однако те проблемы, которые называли в обществе длительное время, пока что не укладываются в плоскость дружелюбия, и общество всё ещё разделено на черных и на белых. США пока предстоит преодолеть эту проблему.

spravochnick.ru


Смотрите также