Отмена крепостного права в сша


Хронология отмены рабства в странах мира

В 2013 году ленты новостных агентств передали фантастический, на первый взгляд, факт: в штате Миссисипи (США) формально рабство было узаконено вплоть до 7 февраля. Из-за бюрократической ошибки 13-я поправка к Конституции, положившая конец рабству и ратифицированная Конгрессом США еще в 1865 г., формально не имела юридической силы на территории этого штата. В 1995 г. власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не направили копию документа, подтверждающего отмену рабства, в Федеральный реестр США.

Проследим, как складывались судьбы этого постыдного изобретения человечества на протяжении истории. Отметим для себя, что еще 50-60 лет тому назад рабство существовало в некоторых государствах Востока и Африки. А последней официально запретила рабство Мавритания; это произошло всего 32 года тому назад.

*     *     *

Венеция — 960 г.

Лондон — 1102 г.: запрещены работорговля, рабы и крепостное право. Любопытно, что в Англии в целом рабство просуществовало еще целое столетие.

Исландия — 1117 г.

Город Корчула (территория современной Хорватии) — 1214 г.

Англия, 2-й этап — 1215 г. «Великая хартия вольностей» в 30-м параграфе, больше известном как Habeas Corpus, содержит закон, запрещающий рабство в английском законодательстве.

Болонья — 1256 г. В сборнике Liber Paradisus провозглашался запрет рабства и работорговли, крепостного права в Болонье, все рабы на её территории освобождались.

Норвегия — 1274 г. Норму о запрете рабства содержал Закон о земле (Landslova).

Франция, территориальная материковая часть — 1315 г.

Швеция — 1335 г.

Дубровницкая республика (территория современной Хорватии) — 1416 г.

Испания — 20 ноября 1542 г. Король Испании Карлос I утвердил закон против порабощения американских индейцев.

Речь Посполитая — 1588 г. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия, 1-й этап — 1595 г. Была законодательно запрещена торговля китайскими рабами.

Япония — 1500-е года. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия, 2-й этап — 19 февраля 1624 г. Король Португалии запретил содержать китайцев и рабов на всей территории королевства.

Чили — 1683 г. Королевский закон Испании прекращает рабство в колонии. На практике рабство в Чили сохранялось еще почти полтора столетия, вплоть до 1823 г.

Род-Айленд — 18 мая 1652 г. Бывшая английская колония первой в Северной Америке запретила рабство.

Англия, 3-й этап — 1701 г. Высший суд Англии освободил всех рабов, которые прибывали в страну.

Российская империя — 1723 г. Указ Петра Первого запретил работорговлю, но не запретил крепостничество (отменено в 1861 г.).

Португалия, 3-й этап — 1761 г. Рабство было запрещено как на материковой части, так и в индийских колониях.

Остров Мадейра — 1777 г.

Штат Вермонт (с 1777 по 1791 гг. — независимая Республика Вермонт) — 1777 г.

Шотландия — 1778 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1780 г. Закон против рабства освободил детей-рабов. Закон стал примером для других северных штатов. Последний раб освобождён в 1847 г.

Штат Массачусетс — 1783 г.

Крымское ханство — 1783 г. Указ Екатерины II отменил рабство.

Буковина (в составе Австро-Венгрии) — 1783 г. Указ о запрете рабства подписал 19 июня 1783 г. император Священной Римской империи Иосиф II.

Сьерра-Леоне — 1787 г. В Западную Африку из Великобритании переселяются освободившиеся рабы (351 африканца).

Верхняя Канада (британская колония в Северной Америке) — 1793 г.

Франция, Первая республика — 1794 г. В 1802 г. Наполеон I восстановит рабство во французских колониях.

Штат Нью-Йорк (США) — 1799 г. Дети-рабы и все обычные рабы были окончательно освобождены в течение почти 30 лет. Последний раб освобождён 4 июля 1827 года.

Объявление о продаже рабов. США, XIX в.

Шотландия, 2-й этап — 1799 г. Запрещен труд рабов на всех угольных рудниках.

Нижняя Канада (провинция Британской империи в Северной Америке) — 1803 г.

Штат Нью-Джерси (США) —1804 г. Закон запрещает рабство и освобождает детей-рабов.

Гаити — 1804 г. Рабство отменено с провозглашением независимости.

США — 1807 г. 2 марта 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 г.

Великобритания — 1807 г. Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами (Abolition of the Slave Trade Act), ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 г.

Пруссия — 1807 г. Отменено крепостное право.

Великобритания — 1807 г. Королевский флот начинает операцию против работорговли на побережье Западной Африки и освобождает к 1865 г. около 150 тыс. рабов.

Мексика — 1810 г. Последний раб освобожден в 1829 г.

Испанские колонии — 1811 г. Испания отменило рабство в своих колониях, за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго.

Нидерланды — 1814 г.

Уругвай — 1814 г.

Португальские колонии к северу от экватора — 1815 г. За запрет рабства в колониях Португалии Великобритания заплатила ей 750 тыс. фунтов. Окончательно рабство было запрещено в португальских колониях в 1869 г.

Эстляндия — 1816 г. Отменено крепостное право.

Курляндия (Курземе, территория современной Латвии) — 1817 г. Отменено крепостное право.

Куба, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго — 1817 г. За прекращение работорговли Испания заплатила Великобритании около 400 тыс. фунтов. На Кубе окончательно рабство отменено лишь в 1886 г.

Ливония — 1819 г. Отменено крепостное право.

Греция — 1822 г.

Центрально-Американская республика — 1824 г.

Уругвай — 1830 г.

Боливия — 1831 г.

Британские колонии Вест-Индия, Маврикий и Южная Африка — 1833-1834 гг. Британский закон, запрещающий рабство в колониях, освободил около 760 тыс. рабов.

Техас (мексиканская провинция) — 1835 г. Президент Анастасио Бустаманте провозгласил отмену рабства в Техасе. Столкновения американских переселенцев с мексиканскими войсками привели к поражению Мексики и провозглашению независимости Техаса, в котором рабство сохранялось до 1865 г.

Тунис — 1846 г. Бей (правитель) Туниса прекращает рабство под давлением Британии.

Африканские владения Османской империи — 1847 г.

Остров Сен-Бартелеми (бывшее французское владение, перешедшее к Швеции) — 1847 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1847 г.

Колонии Вест-Индии (владения Дании) — 1848 г.

Все колонии Франции и Дании — 1848 г.

Новая Гранада (испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора) — 1851 г.

Королевство Гавайи — 1852 г. Отменено земельное рабство (крепостное право).

Аргентина — 1853 г.

Перу — 1854 г.

Венесуэла — 1854 г.

Молдавия — 1855 г. Частично отменено крепостное право.

Валахия — 1856 г. Частично отменено крепостное право.

Голландские колонии — 1863 г.

Южные штаты США — 1865 г. В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны.

Аляска — 1870 г. США отменили рабство на Аляске после покупки территории у России.

Пуэрто-Рико — 1873 г.

Золотой берег (британская колония в Гвинейском заливе в Западной Африке) — 1874 г.

Болгария — 1879 г.

Османская империя — 1882 г.

Бразилия — 1888 г.

Конго, Османская империя и побережье Восточной Африки — 1890 г. Официальный запрет рабства и работорговли на суше и на море был принят на Конференции в Брюсселе.

Корея — 1894 г.

Мадагаскар — 1896 г. Рабство в своем протекторате отменила Франция.

Занзибар — 1897 г.

Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в.

Сиам — 1897 г. Окончательно рабство запрещено в 1912 г.

Эфиопия — 1902 г. Окончательно рабство запрещено в 1942 г.

Китай — 1906 г.

Непал — 1921 г.

Марокко — 1922 г.

Афганистан — 1923 г.

Ирак — 1924 г.

Иран — 1928 г.

Абиссиния — 1935 г. Отмену рабства провозгласил Верховный комиссар Итальянской Восточной Африки генерал Эмилио Де Боно.

Северная Нигерия — 1936 г. Великобритания официально отменила рабство в своем протекторате.

Эфиопия — 1942 г.

Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека (пункт 4) — 1948 г.

Катар — 1952 г.

Тибет — 1959 г. Китай отменил рабство в Тибетском автономном районе.

Нигерия — 1960 г.

Саудовская Аравия — 1962 г.

Йемен — 1962 г.

Объединённые Арабские Эмираты — 1963 г.

Оман — 1970 г.

Мавритания — 1981 г.

Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue

*     *     *

После того, как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара. 

Впервые опубликовано 19 февраля 2013 года

www.taday.ru

Болховитинов Н. Н. Отклики в США на отмену крепостного права в России

Проблема рабства в США и крепостничества в России издавна занимала центральное место в истории обеих стран. Знаменательно в этой связи одно совпадение. В 1852 г., когда в США отдельным изданием вышла «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, в России появились «Записки охотника» И. С. Тургенева, до этого печатавшиеся в журнале «Современник» (1847—1851 гг.). Книга Тургенева была сразу же с восторгом встречена не только в России, но и на Западе — в Германии, Франции и Англии1. А как к ней отнеслись в США? А. И. Герцен упоминал в письме к М. К. Рейхель от 23 сентября 1853 г., что «в Америке в Revue немецком переведены Тургенева рассказы охотника» и что его самого там «тоже с симпатией читают», но проверить это свидетельство пока не удалось. Более того, утверждалось, что до 1867 г. имя Тургенева в американской периодике встречалось лишь однажды — «в статье Е. [правильно Т.— Н. Б.] Робинсон «Рабство в России», напечатанной в апрельской книжке журнала «The North American Review» за 1856 г. 2

Между тем, осенью 1854 г. по крайней мере в двух американских журналах появились отрывки из «Хоря и Калиныча», «Двух помещиков», «Бурмистера» и некоторых других рассказов Тургенева вместе с обстоятельной статьей «Фотографии русской жизни», заимствованной из «Fraser’s Magazine» (Лондон)3. Таким образом, почти одновременно с европейскими читателями американцы получили возможность познакомиться с замечательными рассказами Тургенева. Во вступительной статье отмечалось, что в русском оригинале «Записки охотника» вышли в Москве два года назад, а в 1854 г. были опубликованы в переводе Э. Шаррьера4. Любопытно, что рассказы Тургенева оценивались как «Русская «Хижина дяди Тома», но без ее крови и пороха»5.

Не менее любопытно, что первым, кто предсказал неизбежный в будущем распад федерального Союза, оказался русский литератор и путешественник Иван Головин, посетивший США в 1855—1856 гг. и издавший в Нью-Йорке книгу своих впечатлений в виде писем различным лицам —- Виктору Гюго, Алексису де Токвилю, Адаму Туровскому и др. В письме к популярному в то время американскому литератору Ф. Б. Гудричу Головин высказал убеждение, что судьба предназначила Соединенным Штатам не завоевание Кубы или Мексики, как это обычно считалось, а распад (disunion). «Союз не просуществует и восьми лет,— писал Головин в 1856 г.,— всякий компромисс невозможен, и нарыв должен прорваться. Но даже это несчастье, возможно, принесет большее добро. Южные штаты, предоставленные самим себе, поймут невозможность идти вперед в промышленности и торговле вместе с рабством, тогда как сейчас они невосприимчивы к учению своих северных братьев»6.

Можно только позавидовать точности предсказания малоизвестного в США русского. Ровно через шесть лет произошел раскол Союза и началась Гражданская на.

Не меньший интерес представляет также проведенное Головиным сравнение американского рабства с русским крепостничеством. Обращая внимание на сходство этих двух систем принудительного труда, русский радикал, который ненавидел крепостничество, стремился доказать, что оно было даже хуже американского рабства. «Крепостной становился солдатом, а негр — нет. Это должно было бы считаться преимуществом первого, но это не так: я никогда не видел, чтобы крепостной был бы рад стать рекрутом». (Аргументация Головина, вообще говоря, довольно уязвима. Его утверждение скорее, может быть истолковано в пользу крепостного, поскольку служба в армии оказывалась тяжелее, чем доля крепостного крестьянина).

Или другой пример: «Русские крестьяне часто восстают против своих хозяев, и нередко их убивают. Подобное совершенно неслыхано на плантациях». Поскольку Головин, конечно, не был защитником рабства в Америке, как иностранец, он был несколько снисходителен к «особому институту». Впрочем, это ему не помогло. После того, как его «впечатления» появились на страницах нью-йоркской «Tribune», раздраженные защитники рабства обиделись уже самим фактом сравнения «русского рабства» с американским7.

Надо полагать, однако, что реакция другой части американского общества на замечания Головина оказалась совсем иной. Во всяком случае в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»? Д. С. Лопухов-Бюмонт, рассказывая о своей жизни в Соединенных Штатах, сообщал: «Я написал несколько статей в «Tribune» о влиянии крепостного права на все общественное устройство России. Это был недурной новый аргумент аболиционистам против невольничества в южных штатах, и я сделался гражданином Массачусетса…»8.

Какие же статьи о России и крепостном праве печатались в этой газете? В августе-декабре 1858 г. на ее страницах систематически помещались обширные и занимательные путевые очерки американского литератора Б. Тейлора, путешествовавшего по европейской части России. В отдельных случаях Тейлор затрагивал вопрос о крепостном праве и уже в первой статье подчеркивал, что Россия очень нуждается в «классе предприимчивых земледельцев»9.

В целом, однако, очерки американского путешественника касались главным образом внешней стороны русской жизни: Тейлор подробно описывал Москву, Петербург, Пулково, Николаевскую железную дорогу, посещение Царского Села, Павловска, поездку в балтийские провинции и его статьи явно нельзя отнести к тем, которые упоминались Чернышевским в романе «Что делать?», что, конечно, не умаляет их значения в истории русско-американских культурных связей. Показательно, что статьи Тейлора были с интересом встречены многочисленными читателями «Tribune» и уже в 1859 г. опубликованы в США отдельным изданием10.

Кроме серии статей Тейлора, «Tribune» систематически печатала на своих страницах в конце 1850-х годов и другие заметки о России и крепостном праве, которые имели по преимуществу информационный и фактологический характер, заимствовались из различных, в том числе и русских изданий. Особый интерес представляла редакционная статья, посвященная сравнительному анализу крепостничества в России и рабства в Соединенных Штатах. В статье, в частности, говорилось, что подавляющее большинство американских рабовладельцев (309863 человека) владело менее чем 20 рабами. В России помещики владели обычно гораздо большим числом крепостных. Кроме того, в России имелся класс особо крупных собственников (1447 человек), каждый из которых имел 2000 и более крепостных (в целом они владели более 6 567 066 душами). Один только граф Шереметев имел более 300 тыс. крепостных11.

Но если говорить о наиболее вероятном варианте, то Чернышевский читал, или во всяком случае знал о двух статьях «Об освобождении крестьян в России», опубликованных в «Tribune» 17 января 1859 г. и принадлежавших перу К. Маркса12.

У нас теперь не любят ссылаться на К. Маркса и Ф. Энгельса. Между тем, во многих случаях из работы сохраняют значение исторического источника. Маркс и Энгельс были современниками событий, они печатали свои статьи в газете, имевшей огромный тираж и оказывавшей серьезное влияние на общественность Соединенных Штатов. Они не во всем были правы, но это уже другой вопрос. Что же касается статей о крепостном праве, то эти статьи принадлежали к числу лучших материалов, напечатанных в «Tribune» по этому вопросу.

Именно Марксу принадлежит подробный анализ основ, на которых предполагалось произвести освобождение крепостных крестьян в соответствии с докладом Главного комитета по крестьянскому делу от 13 ноября 1858 года. И именно Маркс отметил многие положительные моменты царской реформы, в соответствии с которой «земля действительно должна принадлежать крестьянам, которые становятся ее держателями» и «получают право полностью выкупать свои усадьбы и чьи повинности, хотя и установленные в очень большом размере, однако же должны быть твердо определены законом… Даже дворовые, то есть домашние слуги помещичьего дома, должны получать жалованье и, если желают, могут выкупиться на свободу»13.

Весьма обстоятельно Маркс проанализировал данные переписи 1857 г. Общее число крепостных в России (не считая государственных крестьян) составляло 23 750 тыс. «Около 1300000 крепостных принадлежат помещикам, владеющим менее чем 1000 крепостных каждый, в то время как остальные 10 750 000 крепостных принадлежат собственникам, имеющим более 1000 душ каждый». Число таких собственников не превышало 4015. Но Маркс не был бы Марксом, если бы не исходил в первую очередь из интересов будущей революции. Именно с такой меркой он подходил и к вопросу об освобождении крестьян в России, заканчивая свою статью в «Tribune» словами:

«Император, разрываясь между государственной необходимостью и практической целесообразностью, между страхом перед дворянством и страхом перед разъяренными крестьянами, наверное будет колебаться; и крепостные, возбужденные до крайности большими ожиданиями и считающие, что царь на их стороне, но что дворяне связывают ему руки, теперь неизбежно начнут восстание. А если это произойдет, то настанет русский 1793 год; господство террора этих полуазиатских крепостных будет невиданным в истории, но оно явится вторым поворотным пунктом в истории России, и в конце концов на место мнимой цивилизации, введенной Петром Великим, поставит подлинную и всеобщую цивилизацию» 14.

Мечтая о победоносной революции и «терроре этих полуазиатских крепостных», Маркс сравнивал революционную ситуацию, сложившуюся накануне 1860-х годов в России и США: «По моему мнению, величайшие события в мире в настоящее время — это, с одной стороны, американское движение рабов, начавшееся со смерти Брауна, и, с другой стороны,— движение рабов в России»15.

Пророчеству Маркса в отношении русского 1793 г. не суждено было осуществиться и вскоре Маркс утратил интерес к событиям в России. Во всяком случае на страницах «Tribune» уже не появлялись его статьи о положении в России даже тогда, когда весной 1861 г. во всем мире живо обсуждалась отмена крепостного права в России. Все внимание Маркса переключилось на Соединенные Штаты, где на протяжении четырех лет полыхала кровавая Гражданская на.

Информация о положении в России и ходе подготовки отмены крепостного права поступала в США не только из газетных статей, но и по дипломатическим каналам. Регулярно информировал вашингтонское правительство о предстоящей реформе американский консул в Москве Ф. С. Клакстон, приступивший к работе в апреле 1857 года16. Уже в январе 1858 г. он обратил внимание на существенные различия во мнениях относительно отмены крепостного права: меньшинство полагает, что для страны это будет благом и дворянские состояния не будут затронуты; в то же время большинство опасается, что результатом будет замешательство и анархия, что крестьянство следует предварительно «обучить и подготовить к изменению в их политическом и социальном положении»17.

По справедливому замечанию Клакстона, эмансипация затрагивала интересы всех классов русского общества18. Однако, движущей силой в борьбе за реформы, по его мнению, стала либеральная партия, отражавшая интересы «торгового класса», образованных людей и т. д. «Дворяне и собственники, которые выступают против этой меры, шумно выражают свое осуждение, в то время как торговый класс и литераторы — защитники крестьянства, которых можно назвать либеральной партией следуют английскому и американскому обычаю выступать на общественных обедах, но эти «реформаторские обеды» по распоряжению императора приостановлены и главный начальник полиции предупредил наиболее видных либералов, что подобный способ выражения их патриотизма неприемлем». Показательно, что американский консул проводил прямую аналогию между «ходом событий» в России и развитием ситуации во Франции в 1848 году19.

Начав свою миссию в Москве с внимательного ознакомления с состоянием общественно-политической жизни русского общества, Клакстон с начала 1860-х годов почти полностью переключился на выполнение обычных консульских функций. В результате отмена крепостного права в России осталась незатронутой в его донесениях, которые приобрели формальный характер. К счастью, его старший коллега в России американский посланник в Санкт-Петербурге Дж. Эпплтон оказался на высоте и посвятил реформе целую серию подробных и интересных донесений. В результате еще до официальной публикации манифеста Александра II от 19 февраля (ст. ст.) 1861 г. в США уже начали поступать сообщения о предстоящем событии.

В донесении от 4/16 февраля 1861 г. Эпплтон, извещая госсекретаря о предстоящей публикации царского манифеста, сообщал: «Эмансипация изменит положение одной трети населения империи и затронет благосостояние и доходы почти каждого русского дворянина. Возможно, это станет также началом перемены во всей структуре власти. Вы можете представить поэтому, что в это время, когда гак много предстоит сделать дома, Россия не стремится к новым затруднениям за рубежом и употребит все свое влияние, чтобы сохранить мир в Европе»20.

8 марта на страницах «The New York Times» было опубликовано письмо из Санкт-Петербурга от 10 февраля (ст. ст.), в котором указывалось, что приближается время, когда освобождение крепостных станет фактом. Манифест будет опубликован 3 марта в годовщину вступления на трон Александра II, «царствование которого навсегда будет отмечено этим актом социальной справедливости»21. Некоторое время спустя в той же газете появилось сообщение о выступлении Александра II и князя Гагарина на заседании в Государственном совете. Значительным большинством совет одобрил решение об освобождении крепостных, писала газета, и царский манифест был направлен в типографию22.

Весьма обстоятельно освобождение крестьян Эпплтон прокомментировал в специальном донесении в Вашингтон в начале марта 1861 года. Посланник отмечал, что в своей нынешней форме крепостное право существует в России около трехсот лет. Крепостные (около 22 мл.) составляют примерно треть населения, другую треть составляют государственные крестьяне. Что касается позиции помещиков, то крупные землевладельцы, как правило, занимали более или менее нейтральную позицию. «Реальную оппозицию» составляли мелкие землевладельцы, для которых освобождение крепостных является «вопросом пропитания».

Расширяя свободу находившихся внизу, писал посланник, государство, по мнению дворян, должно одновременно подумать и о расширении «свободы» верхних классов». Отсюда требование конституции. «Возможно — сообщал Эпплтон,— что в дальнейшем конституция будет предоставлена и император может пожелать разделить свою ответственность. В этом состоит веление времени».

В результате реформы, считал Эпплон, положение крепостных приблизится к положению государственных крестьян, «но пройдет еще много времени, прежде чем русский крестьянин будет пользоваться свободой и независимостью американского фермера»23. Посланник вряд ли думал, что и на пороге третьего тысячелетия русский крестьянин может только мечтать о том, что в 1860-е годы для американского фермера уже стало реальностью.

Наконец, после того, как 5(17) марта царский манифест и подробные «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», утвержденные Александром II 19 февраля (3 марта), были опубликованы, американский посланник вновь обратился к детальному анализу крестьянского вопроса в России. «В стране, где воля одного человека является законом и где нет ни конституции, ни парламента, нет свободы ни для кого»,— писал Эпплтон, начатые реформы приобретают огромное значение. «Таким образом, император декларировал свободу двадцати трех миллионов человек (22,5 млн. человек в европейской части страны и 0,5 млн. человек на Кавказе и в Сибири), или примерно одной трети всего населения своей империи. Это начало одного из величайших и самых благотворных изменений в этом столетии»24.

Эпплтон приводил и данные о классовом составе населения России. Всего 111 896 человек владели 10 717 738 крепостными мужского пола. Это означало, что на каждого владельца в среднем приходилось примерно 96 крепостных. Далее Эпплтон сообщал о 1457 владельцах, которые имели 3 265 842 крепостных, то есть в среднем по 2242 человека. Посланник отмечал, что распределение владельцев и крепостных напоминало соотношение между плантаторами и рабами в США. Между тем, дело обстояло несколько иначе. Число рабовладельцев в США (385 тыс.) в 3,4 раза превышало число владельцев крепостных в России. Только 0,5% американских плантаторов имели 100 и более рабов, тогда как в России каждый помещик в среднем имел 96 крепостных крестьян! Для организации даже небольшой плантации в США требовалось не менее 20 рабов и поэтому подавляющее большинство американских рабовладельцев (89%) даже не могли считаться плантаторами. Тем не менее, учитывая высокую стоимость раба (около 1 тыс. дол.), все они были крайне заинтересованы в сохранении своей «живой собственности».

Позднее, пересылая в Вашингтон дополнительные материалы об освобождении крепостных, Эпплтон справедливо указывал, что при старой системе, без конституции, парламента, без надлежащего суда и при сосредоточении абсолютной власти в руках одного человека, «Россия едва ли могла далее сохранить свое место в Европе среди цивилизованных стран». Теперь же, по мнению посланника, сделан первый шаг для улучшения положения в стране и последовательного завершения реформы25.

Официальные документы об освобождении крепостных в России стали известны в США лишь в первой половине апреля 1861 г. то есть почти одновременно с началом Гражданской ны. 3 апреля 1861 г. «The New York Times» поместила редакционную статью «Эмансипация в России», в которой был дан общий анализ причин и значения проведенной реформы. «Давно было очевидным,— писала газета,— что освобождение стало неизбежным… Правительство в действительности движимо не столько филантропией, сколько политической экономией. Если к этому мы добавим, что страстное желание свободы на протяжении длительного времени получило распространение среди крестьянства, становится очевидным, что по существу выбор заключается между уничтожением крепостного права и революцией, которая до основания потрясет структуру общества».

Редакции «The New York Times» нельзя отказать в правильном понимании существа дела. Отсталый крепостной строй явно изжил себя и отмена крепостного права стала экономически необходимой. (Наоборот, в США плантационное рабство продолжало приносить плантаторам огромную выгоду и поэтому для его отмены потребовалась жестокая Гражданская война)26. Россия, действительно, стояла перед выбором: революция или реформа. Правительство разумно склонилось в пользу реформы. «The New York Times» писала 3 апреля 1861 г., что «социальная революция» в России превратила «двадцать миллионов крепостных в свободных людей». Крепостничество в России лежало в основе «всей административной системы». Уничтожить его, по мнению газеты, означало «вступить в новую социальную систему».

В статье, опубликованной в начале апреля в журнале «The Living Age» (Бостон) выражалась уверенность, что освобождение крепостных станет «первым шагом в нововведениях, которые глубоко затронут Восточную Европу… Религия, политика, обычаи и мораль России — все должно после уничтожения крепостничества пройти через последующую трансформацию, и как глубоко и широко эта трансформация затронет остальной мир, никто из людей, живущих сейчас, не может никак представить»27.

Лишь 9 апреля газеты сообщили о получении текста манифеста Александра II от 19 февраля (3 марта) 1861 г. 10 апреля «The New York Times» поместила текст этого документа из «Journal de Saint Petersbourg» от 7 марта. В целом же информация о крестьянской реформе в американской печати оказалась достаточно скромной. Основное внимание газет было приковано к событиям внутри США и, в первую очередь, к сецессии южных штатов и началу Гражданской войны.

Одной из немногих, действительно серьезных аналитических работ об освобождении крепостных в России, была обширная статья во влиятельном бостонском журнале «Atlantic Monthly» за июль 1861 года28. Излагая в сравнительном плане историю крепостничества в России и рабства в США, журнал приходил к выводу, что «разница между рабом и крепостным почти столь же велика, как между крепостным и свободным гражданином»29. Главной причиной освобождения крепостных автор статьи считал необходимость создания современной армии. События 1855 г. показали, что Россия не может угнаться за передовыми странами Западной Европы.

«Российский самодержец стремился создать страну свободных людей на месте страны крепостных», в первую очередь потому, что свободные люди становятся «лучшими подданными и лучшими солдатами». Желая иметь «лучших солдат», по сравнению с теми, которые служили его отцу, Александр II и поспешил с осуществлением своих проектов эмансипации. «Свобода индивидуумов могла бы стать средством поставки солдат, которые оказались бы равными фанатикам, которые сопровождали Суворова, или патриотам, которые следовали Кутузову, или мстителям, которые следовали за Александром I в Париж».

Проведя весьма обстоятельный анализ содержания манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 г. и других постановлений правительства, автор статьи отмечал, что он не нашел ничего, что бы свидетельствовало о том, что царь стремился предоставить народу политическую свободу. Между тем, для ны нужны не только люди, «но и деньги, притом в большом количестве». Прочным же основанием богатства может стать только промышленность. «Россия — это страна, которая обладает скорее избытком средств к богатству, чем богатством как таковым». Александр II понял, что если каждый человек получит что-то для себя, он добавит что-то и для всей империи. «Многие должны стать богатыми для того, чтобы один, глава всех, мог стать сильным».

Особое внимание в статье обращалось на наличие в России серьезной оппозиции правительству Александра II. Примерно половина дворянства выступала против планов правительства. «В России имеются сецессионисты, и на протяжении следующих двух лет они постараются сделать много, чтобы предотвратить завершение работы, начатой Александром II». Но главную опасность для успешного проведения реформ внутри России автор видел в возможности «вмешательства в дела других стран». Нельзя проводить реформы в России и «одновременно сокрушать реформаторов в других местах». Выражая надежду на успешное завершение реформ в России, автор одновременно отмечал, что делает это не без боязни и страха30.

Своеобразной итоговой оценкой прогресса, достигнутого Россией, явилась статья «обозревателя ветерана» в газете «The New York Times» в декабре 1861 года. В самом начале статьи автор напоминал замечание лондонского «Quarterly Review» о том, что «в мире существуют только две великие развивающиеся страны: Соединенные Штаты и Россия». Поскольку большая часть территории России находится в Азии, сравнивать прогресс России надо не с Европой, а с Азией. В этом случае прогресс Англии по сравнению с европейскими стандартами будет явно уступать прогрессу России. «Взгляните на огромное улучшение в обществе, поощрение искусств и наук, постепенное освобождение крепостных и быстрый прогресс в подготовке народа к свободным институтам»,— призывал автор статьи и приходил далее к выводу, что Россия развивается «в параллельном направлении с Американской республикой» и, что «придет время, когда флоты США и России будут диктовать свои условия во всей Азии» 31.

Примечания

1 ТУРГЕНЕВ И. С. Полное собрание сочинений и писем. В 30-ти т. Т. 3. М. 1978, с. 420-433. 2 МИЛОСЛАВСКАЯ С. К. И. С. Тургенев в оценке своих американских современников. В кн. Литература США. М. 1973, с. 11. 3 The Eclectic Magazine of Foreign Literature, Science and Art. Vol. 33 (Oct. 1854), p. 231—244; Graham’s American Monthly Magazine of Literature and Art. Vol. 45 (Now. 1854), p. 451—461. 4 Memoires d’un seigneur russe. P. 1854. 5 The Eclectic Magazine. Oct. 1854, p. 232. 6 GOLOVIN I. Stars and Stripes, or American Impressions. N. Y. 1856, p. 274—275. 7 Ibid., p. 97, 99, 101. 8 ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н. Г. Полн. собр. соч. В 16-ти томах. Т. И. М. 1939—1953, с. 325. 9 The New York Daily Tribune. 24.VIII.1858, p. 3. 10 TAYLOR B. Travels in Greece and Russia, with an Excursion to Crete. N. Y. 1859. 11 The New York Daily Tribune, 11 .XI. 1858, p. 4. 12 The New York Daily Tribune. 17.1.1859, p. 5; МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. Т. 12, с. 692—701. Вопрос об отмене крепостного права в России рассматривался еще в одной статье Маркса, а также в обзоре Энгельса «Европа в 1858 году». Их не следует включать, как это делает И. А. Попов, в эту группу: «Tribune» публиковала их без какого-либо заголовка. The New York Daily Tribune. 19.X, 29.XII.1858; МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. Т. 12, с. 605—608; 671—675. Ср. ПОПОВ И. А. Из американской жизни Дмитрия Сергеевича Лопухова.— Иностранная литература, 1981, № 2, с. 255—256. 13 МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. Т. 12, с. 695—696. 14 Там же, с. 701. 15 Там же, т. 30, с. 4. 16 Ф. Клакстон — Л. Кассу. 2 октября 1857 г. National Archives and Record Service /NARS/, Record Group (RG) 59. Dispatches from the United States Consuls in Moscow (CD Moscow). Vol. 1 (r. 1). 17 Клакстон — Кассу. 1 января 1858 г. // Ibid. 18 Клакстон — Кассу. 1 октября 1858 г., 12 февраля 1859 г. и др. // Ibid. 19 Клакстон — Кассу. 12 февраля 1859 г. // Ibid. 20 NARS. RG 59. Dispatches from the United States Ministers to Russia (DD. Russia). Vol. 18 (r. 18), № 13. 21 The New York Times, 8.III.1861, p. 5. 22 Emancipation of Russian Serfs.— The New York Times. 26.111.1861, p. 5. 23 Эпплтон — госсекретарю. 22 февраля/6 марта 1861 г. № 14. NARS. RG 59. DD. Rissia. Vol. 18 (r. 18). 24 Эпплтон — госсекретарю, 8(20) марта 1861 г. № 15. NARS. RG 59. DD. Russia. Vol. 18 (r. 18). В качестве приложения к донесению № 15 Эпплтон переслал в Вашингтон французский текст манифеста Александра II. 25 Эпплтон — Стюарду, 22 мая/6 июня 1861 г. № 18 // NARS. RG 59. DD. Russia. Vol. 18 (r. 18); Foreign Relations of the United States, 1861, p. 285. (В опубликованном варианте цитируемая часть донесения опущена). 26 Подробнее см. История США. Т. 1 (1607—1877). М. 1983, с. 229—234; WOODMAN Н. D. The Profitability of Slavery: A Historical Perennial.— Journal of Southern History. Vol. 29 (Aug. 1963); Did Slavery Pay? Boston. 197J; FOGEL R. W. and ENGERMAN S. L. Time on the Cross. Boston. 1974. 27 Emancipation of Serfs in Russia — The Living Age. Vol. 69, № 874 (6.IV.1861), p. 49—60 (from The Saturday Review, 23.11.1861). 28 Emancipation in Russia.— Atlantic Monthly. Vol. 8 (July 1861). Автором статьи скорее всего был профессор истории Мичиганского университета Э. Д. Уайт, который в 1854—1855 гг. служил секретарем американского посольства в Санкт-Петербурге. Перу Уайта принадлежала и другая обстоятельная статья о развитии и падении крепостнической системы в России, опубликованная в том же журнале в ноябре 1862 г. См. /WHITE A. D./ The Development and Overthrow of the Russian Serf System.— Atlantic Monthly. Vol. 10. (November 1862). 29 Atlantic Monthly. Vol. 8. (July 1861),p. 41. 30 Ibid., 53—55. 31 The War from a Remote Point of View. United States and Russia — Their Relations and Progress with Regard to the Future.— The New York Times, 3.XII.1961, p. 2.

Текст: ©1995 Н.Н. Болховитинов Опубликовано: Вопросы истории. 1995. №8. С. 126-132. OCR: 2017 Северная Америка. Век девятнадцатый. Заметили опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

america-xix.org.ru

Реформа 1861 года была де-факто ограблением крестьян. Сравнение с отменой рабства в США

Дмитрий Анатольевич Медведев на праздновании 150- летия Крестьянской реформы заявил следующее: «Александр II как великий реформатор знал, что Россия должна встать в один ряд с другими европейскими государствами. Он понимал, что свобода ей нужна, что свобода России кровно необходима… И крепостное рабство в нашей стране было ликвидировано — кстати, раньше, чем во многих других странах, включая те же самые Соединённые Штаты Америки».Независимый аналитик, экономист, публицист Александр Айвазов сравнил эти два феномена – отмену крепостничества в России и рабства в США. Итак,

КОГДА И ПОЧЕМУ РОССИЯ ОТСТАЛА ОТ АМЕРИКИ?

И действительно, формально крепостное рабство в России было отменено на 4 года раньше, чем рабовладение в США. 30 декабря 1862 года президент США Авраам Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую негров, проживающих на территориях, находящихся в состоянии мятежа против США, «отныне и навечно» свободными. Этот документ дал толчок к принятию в 1865 году XIII поправки Конституции США, которая полностью отменила рабство в Соединённых Штатах.До начала Гражданской войны в США Авраам Линкольн выступал за постепенное освобождение негров на компенсационной основе, но неудачи в войне и её затягивание постепенно меняли отношение Линкольна к вопросу о рабовладении. Становилось ясно, что главная цель войны — восстановление Союза, становилась недостижимой без отмены рабства. Прокламация об освобождении рабов коренным образом изменила характер Гражданской войны, превратив её в войну за уничтожение рабства. Более того, она вынудила иностранные государства, в том числе и Великобританию, не поддерживать Конфедерацию южных штатов, а британский премьер-министр Пальмерстон не смог организовать интервенции из-за сопротивления либеральной общественности: и «либерализм» на что-нибудь сгодился. Освобождение рабов позволило осуществлять набор чернокожих американцев в армию, и к концу войны в федеральных войсках числилось уже 180 тысяч негров.

И хотя отмена рабства была очень важной, однако, не главной составляющей изменений в аграрном строе США. Главным был акт о Гомстеде, принятый по инициативе Линкольна 20 мая 1862 года. Согласно этому Акту, любой гражданин Соединенных Штатов, достигший 21 года и не воевавший на стороне Конфедерации южных штатов, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 га) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретён в собственность и досрочно, при уплате 1,25 доллара за акр.

Ограничение в 160 акров было введено для того, чтобы избежать земельной спекуляции, т. к. 160 акров (65 га) — это тот участок, который могла возделывать одна семья с помощью лошадиной тягловой силы. Сравните с 3, 6 га душевого надела в России по реформе Александра II, да еще не одним куском земли, как у американского фермера, а несколькими участками, расположенными на значительном расстоянии друг от друга. Все это, плюс «отрезки», делали крестьянское производство абсолютно невыгодным с точки зрения товарного производства. А тот факт, что по истечении 5 лет гомстед переходил в полную собственность фермера абсолютно бесплатно, если он начинал обрабатывать эту землю и строить на нем своё жилье и хозяйственные постройки, делал производство американского фермера высокодоходным, а следовательно, товарным.По Гомстед-акту в США было роздано около 2 миллионов гомстедов, общей площадью около 285 миллионов акров (115 миллионов гектаров или 30 млн. российских душевых наделов). Этот закон радикальным образом решил аграрную проблему, направив развитие сельского хозяйства по фермерскому пути, и привёл к заселению пустынных территорий. Более того, американские фермеры изначально вели высокодоходное товарное производство, которое позволяло США не только удовлетворять потребности внутреннего рынка в производстве продуктов питания, но и осуществлять экспорт сельскохозяйственной продукции в Европу. С другой стороны, фермеры выступали покупателями продукции развивающейся американской промышленности, чем способствовали бурному росту внутреннего рынка США.А вот в России Крестьянская реформа 1861 года дала абсолютно противоположный результат. Основная масса бывшего крепостного крестьянства работала в очень тяжелых условиях земельного голода, чересполосицы, отрезков и т. д. Поэтому сельское хозяйство крестьян было не товарным, а потребительским — они потребляли внутри своих хозяйств все, что производили. Поэтому крестьяне, а это более 85% населения России, практически, не предъявляли спроса на промышленную продукцию, ведя натуральное хозяйство. И каким образом Крестьянская реформа Александра II, по мнению президента Медведева, «открыла путь России к экономическому прогрессу,.. к развитию внутреннего рынка, к развитию промышленности», остается только догадываться. В действительности она затормозила развитие России.#КрестьянскаяРеформа #Реформа1861 #Медведев #АлександрII

Предыдущие материалы: 1. Реформа 1861 года была де-факто ограблением крестьян 2. Продолжение

aloban75.livejournal.com

Лукавый дар Линкольна. Почему отмена рабства в США не принесла счастья?

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.

Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861-1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары — промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием — он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера — Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд — эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых — в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом.

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

Фото: Shutterstock.com

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры — подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.

Американская плантация 1784 года. Фото: www.globallookpress.com

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Ку-клукс-клан в штате Нью-Йорк, 1924 год. Фото: Shutterstock.com

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» — убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX — первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» — обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон. 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна, изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение еще надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

www.aif.ru


Смотрите также