Будучи прямым преемником латыни в лингвистическом плане, английский унаследовал ее упорядоченность. Это делает его одним из простейших для освоения иностранцами языком.
Все курсы английского языка начинаются с изучения грамматических особенностей. 99 из 100 фраз в нем строятся по одинаковым схемам, куда нужно просто подставить соответствующее подлежащее, сказуемое или второстепенные члены синтаксической конструкции.
Если в русском обычен произвольный порядок слов и от перестановки слагаемых сумма не изменится, то здесь перестановка переворачивает смысл с ног на голову, ведь этот иностранный язык не имеет падежных окончаний.
Например:
Для языка Шекспира и Байрона характерно использование порядка слов двух типов:
Прямой – для утверждения и отрицания. Например:
Здесь схема проста: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство времени.
Обратный – для вопросов. Например:
На первом месте стоит вопросительное местоимение (если таковое имеется) + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое. Если в вопросе есть придаточное предложение, оно строится так же, как утвердительное.
Например:
Убираем придаточное предложение и получаем уже:
Для создания утвердительных фраз мы пользуемся схемой прямой последовательности слов, не забывая о вспомогательных глаголах и отглагольных окончаниях (-ed), окончаниях глаголов в 3-м лице (-s, -ies) и существительных во множественном числе (-s, -es).
Отрицание в “инглише” отличается от утверждения лишь добавлением частицы “not” в связке со вспомогательным глаголом. К последним относятся различные формы to be, to have, to do, shall (should), will (would). Если в русском мы можем сказать “я не ел сегодня”, прикрепив частицу “не” к основному глаголу “есть”, то в разговоре с англичанином обязательно использовать еще один – “I DID not eat today”.
В славянской языковой группе структура утвердительных и вопросительных фраз может не отличаться – разницу мы подчеркиваем интонационно. Например:
In English вопросительные местоимения (кто, что, где, куда, сколько) ставятся строго в начале предложения, перед вспомогательным глаголом. К примеру: “How are you?” - “Как ты?/Как твои дела?”
Если местоименные слова отсутствуют, вопрос начинается с глаголов, рассмотренных нами ранее. Например:
Чтобы лучше запомнить структуру фраз, почаще отрабатывайте их в контексте. Например, составьте диалог от лица двух собеседников, которые обсуждают простую бытовую ситуацию.
Серьезный подход и ответственное отношение обеспечат непременный успех в овладении средством международной коммуникации, что позволит Вам с легкостью общаться с жителями любой англоговорящей страны, чувствовать себя уверенно на международных форумах, оставаться в курсе новинок в интересующей Вас отрасли.
www.escc.ru
По сравнению с русским языком, допускающим определенную свободу в выборе порядка слов при выражении своих мыслей, английский в этом плане придерживается куда более строгих правил. Для того, чтобы полноценно общаться с англоговорящими собеседниками Вам необходимо знать, как строятся предложения в английском языке, и правильно применять эти знания на практике. В нашем уроке мы попытались подробно разобрать схему построения предложений и использования для этого различных частей речи.
Каждое предложение можно разбить на составляющие части – его члены. В английском языке они подразделяются на основные (главные) и дополнительные (второстепенные). Основную смысловую нагрузку, конечно же, несут первые, без них невозможно составить ни одно полноценное предложение. К главным членам относится подлежащее, которое может обозначать человека, предмет, состояние и т.д. Вторым главным членом выступает сказуемое, задача которого заключается в том, чтобы описать действие, выполняемое подлежащим.
Подлежащее, как правило, выражено существительным или местоимением в начальной форме. Допускается использование как единственного, так и множественного числа. При составлении предложения подлежащее идет на первом месте и может использоваться с определенным артиклем “a”, когда речь идет о конкретно неопределенном объекте, и с “the”, когда оно указывает на определенную вещь или предмет.
Примеры:
A worker – workers | рабочий – рабочие |
A apple – apples | яблоко – яблоки |
The company – companies | компания – компании (когда речь идет о данной конкретной компании) |
Somebody | Кто–нибудь |
Далее нам необходимо показать в какой временной промежуток происходит то, о чем говорится в предложении. Для этого мы используем вспомогательные глаголы, которые вместе с основным глаголом входят в состав сказуемого. Всего в английском языке 5 вспомогательных глаголов, употребляемых в различных словоформах в зависимости от времени. На русский язык они не переводятся, но позволяют понять относятся ли описываемые события к прошлому, будущему или настоящему.
Примеры:
для Future Perfect | will have |
Для Present Continuous | is/are |
Для Past Simple | did |
Не для всех времен и типов предложения требуется использования вспомогательного глагола.
Далее в структуре предложения выделяют основной глагол, на который и ложится вся смысловая нагрузка. Он сообщает слушателю/читателю о действии, которое было совершенно подлежащим.
Примеры:
This сhair is broken. | Этот стул сломан. |
He reads. | Он читает. |
The clock is ticking | Часы тикают. |
Для того чтобы сделать вашу речь более богатой и насыщенной следует, помимо основных, использовать вспомогательные члены предложения. Они также позволяют говорящему сообщить дополнительную информацию, которую невозможно описать с помощью подлежащего и сказуемого.
Наиболее часто из второстепенных членов в предложениях употребляют определение, оно может стоять перед подлежащим или использоваться совместно с другим второстепенным членом. В качестве второстепенных используются прилагательные, причастия, числительные и другие части речи.
Примеры:
inverted | перевернутый |
painted | окрашенный |
Еще один важный член предложение – дополнение. В его роли могут выступать либо существительные, либо местоимения. Если дополнение отвечает на вопросы винительного падежа (Кого? Что?) оно называется прямым, если нет, то косвенным.
Примеры:
She takes the book. | Она взяла книгу. |
He was hit with a stick. | Его ударили палкой. |
She drove the car. | Она вела машину. |
И последний второстепенный член, указывающий на место, время или тип действия, а также на причину его совершения – обстоятельство. Выражено оно наречием или существительным с предлогом и, чаще всего, ставится в конце предложения.
Примеры:
We lived in Berlin. | Мы жили в Берлине. |
They are talking loudly. | Они громко разговаривают. |
We sneaked to the exit quietly. | Мы осторожно пробирались к выходу. |
Поскольку в английском языке существует несколько типов предложений – утвердительное, отрицательное и вопросительное, то для каждого из них требуется соблюдать определенные правила. О каждом из них в отдельности и пойдет речь ниже.
Предложения, повествующие о каком–либо событии или констатирующие определенный факт, называются утвердительными. Для их конструкции характерен прямой порядок слов подлежащее, сказуемое, и при необходимости также определение дополнение и обстоятельство.
Примеры:
Структура отрицательного предложения изменяется по сравнению с утвердительным лишь в том, что в его составе обязательно присутствует вспомогательный глагол с частицей not, выражающей отрицание.
Примеры:
Если Вам необходимо задать вопрос, то порядок слов в тексте следует немного изменить. На первое место в таком предложении ставится вопросительное слово (например, When, What), а при его отсутствии вспомогательный глагол. Это называется обратный порядок слов, поэтому для составления вопросительного предложения достаточно взять повествовательное и поменять в нем главные члены местами, добавив вопросительное слово, если этого требует смысл.
Примеры:
Существует также определенная группа вопросительных предложений, которые используются в сочетании с утвердительным, для того чтобы удостовериться в правильности предоставленной информации. Их еще называют “вопрос с хвостиком”.
Примеры:
Вот и подошел к концу наш ликбез. Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то сможете без труда общаться как с носителями языка, так и другими англоговорящими собеседниками. Главное не забывайте использовать правильный порядок слов и вас будет легко понять в любой стране мира.
dialog-success.ru
Главная › Грамматика и правила › Составление предложений › Вопросительные предложения в английском языке или как научиться спрашивать
Вопросы в нашей речи занимают не меньшее место, чем утверждения. Знать построение таких конструкций в иностранном языке особенно необходимо, ведь они позволяют уточнять важные моменты, устранять недопонимание, а также просто заводить новые знакомства или узнавать, как пройти к какой-либо достопримечательности. На сегодня наши задачи – разобраться в том, какие бывают вопросительные предложения в английском языке, и научиться составлять их самостоятельно.
Для начинающих может показаться сложным, что английский язык содержит сразу несколько видов вопросительных конструкций и имеет особые правила построения каждой из них. Да, здесь нельзя обыграть утверждение другой интонацией, и получить готовый вопрос. Да, придется заучивать наизусть определенные комбинации и разбираться в случаях их употребления. Но на самом деле, вся эта грамматика едва ли не самое простое, что есть в правилах по английскому языку. Разберем каждый подтип вопросов отдельно, а позднее сведем их к общей основе.
Самой простой и часто используемый в речи вид конструкций, который примечателен тем, что не требует для себя развернутого ответа. Утверждение на такие вопросы выглядит так: «Да, делал/делаю/буду делать» или «Нет, не делал/делаю/буду делать».
Составление общей вопросительной конструкции зависит от того, какое сказуемое используется в исходном предложении. Если, высказывание содержит глагол to be в любой форме, то необходимо просто изменить порядок слов в английском предложении, вынеся на первое место само сказуемое. При этом, в зависимости от того, какому лицу задается вопрос изменяется форма местоимения. Сказуемым ответа является to be.
You are wrong. | Is he wrong? | Yes, he is. No, he isn’t. |
Ты не прав. | Не прав он? | Да, он не прав. Нет, он прав. |
I am standing on the corner. | Are you standing on the corner? | Yes, I am. No, I am not. |
Я стою на углу. | Ты стоишь на углу? | Да, стою. Не, не стою. |
В более распространенных случаях, когда сказуемое выражено любым другим глаголом, для превращения высказывания в вопросительное предложение достаточно воспользоваться глаголом-помощником do. Это словечко ставят первым, а дальше просто пересказывают изначальное выражение, не изменяя исходного порядка слов! Обратите внимание, вспомогательное слово фигурирует в ответе в качестве сказуемого.
We write a letter. | Do you write a letter? | Yes, we do. No, we don’t. |
Мы пишем письмо. | Вы пишете письмо? | Да, пишем. Нет, не пишем. |
The fox sits by the tree. | Does the fox sit by the tree? | Yes, it does. No, it doesn’t. |
Лиса сидит у дерева. | Сидит лиса у дерева? | Да, сидит. Нет, не сидит. |
Грамматические замечания: согласно общепринятым правилам, в английском языке животных относят к неодушевленным предметам, поэтому необходимо употреблять местоимение it. Но, на все правила есть исключения, поэтому в беседах о любимых домашних питомцах англичане употребляют местоимения she или he. Неформально принято такое деление: если пол животного неизвестен – употребляйте it, если известен, соответственно he/she.
Глагол do употребляется для составления вопроса в настоящем или прошедшем времени (did), при этом само слово не несет никакой смысловой нагрузки, а выступает лишь в роли своеобразного посредника. Важно отметить, что с подлежащим в 3 лице этот помощник принимает на себя окончание es, поэтому повторно со сказуемым букву s употреблять не нужно!
She speaks English. | Does she speak English? |
Если необходимо составить вопросительную комбинацию с будущим временем, следует использовать вспомогательный компонент will. Как и предыдущие глаголы, он содержится и в ответе.
They will work tomorrow. | Will they work tomorrow? | Yes, they will. No, they will not. |
Они работают завтра. | Работают они завтра? | Да, работают. Нет, не работают. |
Если вопрос ставится к предложению, имеющему в составе модальный глагол, употребление вспомогательных конструкций не требуется.
I can run fast. | Can you run fast? |
Еще один способ построить вопросительные предложения в английском языке – это добавить к ним специальные вопросы. Такие комбинации будут требовать уже развернутого ответа. Общая схема построения выглядит таким образом:
1. Вопросительное слово + 2. Сказуемое I +3. Подлежащее + 4. Сказуемое II + 5. Ост. часть предложения ? |
Не стоит пугаться двух сказуемых, это всего лишь обозначения все тех же вспомогательных do, will и основного глагола. Чтобы облегчить понимание таких конструкций для начинающих изучение иностранного языка, разберем на конкретных примерах.
1. Where + 2. did + 3. you 4. live + 5. in 2007? 1. When + 2. will + 3. he + 4. work + 5. for this company? |
Из примеров видно, что грамматически это составное сказуемое, но для простоты мы обозначили его на схеме двумя частями.
В принципе, с вопросами такого типа обращаться довольно легко, отметим только ситуацию их использования с конструкциями to be.
Where are they? | They are at the cinema. |
Где они? | Они в кинотеатре. |
What are you writing in your notebook? | I’m writing an important rule. |
Что ты записываешь в свой блокнот? | Я записываю важное правило. |
Грамматические замечания: вопросительное слово what может употребляться с одушевленным лицом, когда речь идет о роде его занятий. Сравните.
Who is this man? | He is Jake Brown. |
Кто этот человек? | Он Джейк Браун. |
What is this man? | He is a programmer. |
Кем работает этот человек? | Он программист. |
В вопросительном предложении c whose, which, what kind of , после этих слов может стоять не сказуемое, а подлежащее или дополнение.
Whose book is in my bag? | It’s my book. |
Чья это книга в моей сумке? | Это моя книга. |
What kind of films do you like? | I like horror films. |
Какие фильмы тебе нравятся? | Мне нравятся фильмы ужасов. |
Используя подобные комбинации, мы можем на английском языке предложить собеседнику выбор из двух различных вариантов. Строятся такие вопросы при помощи короткого предлога or (или) и могут относиться к любому члену предложения. Их структура состоит из двух фраз, связанных указанных предлогом. Рассмотрим приведенные примеры и их переводы.
Is it her cup or is it yours? | It’s mine. |
Это ее чашка или твоя? | Моя. |
Do you study English or not? | I study English. |
Ты учишь английский или нет? | Я учу английский. |
Is she in London or in Moscow at the moment? | She is in London. |
В данный момент она в Лондоне или в Москве? | В Лондоне. |
Немного практики, и образование таких конструкций не составит труда.
Этот подвид вопросительных предложений в английском немного похож на предыдущий, но имеет другой оттенок значения и строится согласно своей синтаксической конструкции. Такие вопросы являются скорее уточнениями, подтверждениями действий и переводятся на русский выражениями «не так ли? правда? ведь так?». Для того, чтобы сделать данную конструкцию не приходится менять порядок слов. Наоборот, у исходного предложения, в его концовке, образуется дополнительный оборот «to be/do/will+местоимение».
There is a fridge in the kitchen, isn’t there? | Of course, there is. |
На кухне есть холодильник, не так ли? | Конечно, есть. |
Составить подобное предложение не трудно, необходимо только обратить внимание на один нюанс. Если первоначальная фраза содержит отрицание, то добавочная конструкция будет стоять в утвердительной форме. Это же правило справедливо и для обратной ситуации.
It isn’t a very good idea, is it? | I don’t know. |
Это не очень хорошая идея, да? | Я не знаю. |
Do you work at the factory, don’t you? | Yes, I am. |
Вы ведь работаете на фабрике, нет? | Да. |
Грамматические замечания: если утвердительное предложение содержит местоимение I, то в добавочной конструкции форма глагола будет aren’t. Если предложение имеет отрицательный контекст, добавка выражается словами I am. Употребление в этой конструкции фразы I am not практически не встречается.
I am a workaholic, aren’t I? | I am not workaholic, am I? |
Я трудоголик, так ведь? | Я ведь не трудоголик? |
Для того, чтобы не выходить за рамки политкорректности, следует запомнить употребление этой комбинации с собирательными местоимениями.
Everybody is here, aren’t they? | Nobody is angry, are they? |
В завершении раздела стоит упомянуть о еще одной разновидности вопросов, которые именуются прямыми. Они задаются с помощью вопросительных слов, и относятся исключительно к подлежащему. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо заменить подлежащее на who или what.
Nick writes computer programs. | Who writes computer programs? |
Ник пишет компьютерные программы. | Кто пишет компьютерные программы? |
The shop is on the other side of the street. | What is on the other side of the street? |
Магазин расположен на другой стороне улицы. | Что расположено на другой стороне улицы? |
Обобщим свои знания и посмотрим, как образуются разновидности английского вопросительного предложения в разных временах. Данная таблица будет полезной шпаргалкой для отработки конструкций на практике.
Простые времена (Simple) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Does she write letters? Она пишет письма? Who writes letters? Кто пишет письма? | When did she paint the picture? Когда она рисовала эту картину? There were many bookshelves, weren’t there? Ведь там было много книжных полок, нет? | Will you play soccer tomorrow or next week? Вы будете играть в футбол завтра или на следующей неделе? |
Продолженные времена (Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
What are you playing now? Во что ты сейчас играешь? | Who was talking with him at that moment? Кто разговаривал с ним в тот момент? | Will you be flying to Madrid at this time tomorrow? Завтра в это время вы будете лететь в Мадрид? |
Совершенные времена (Perfect) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Has he studied here? Он учился здесь? | Had the concert already begun when you entered the hall? Когда вы вошли в зал, концерт уже начался? | You will have worked here by next week, won’t you? Вы будете работать здесь до следующей недели, не так ли? |
Продолженные совершенные времена (Perfect Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Have you been living in Berlin for 10 or 12 years? Вы живете в Берлине уже 10 или 12 лет? | How long had they been waiting for us before they decided to go home? Как долго они прождали нас, прежде чем решили уйти домой? | Will you have been learning Russian for 3 years by the time you go to Moscow? Ты будешь уже 3 года изучать русский, ко времени поездки в Москву? |
speakenglishwell.ru
Про построение повествовательных предложений мы с вами уже поговорили. Давайте поговорим про построение вопросительных предложений в английском языке. Построение вопросительных предложений — очень важная тема в английской грамматике. Где бы мы ни жили, наша речь состоит из вопросов и ответов. Вопросительные предложения, конечно же, в любом языке подразумевают вопросительную интонацию. Именно это средство и служит созданием вопросов в русском языке. Но в английском языке, к сожалению, одной интонацией никак не обойтись!
Целью вопросительного предложения является получение от собеседника дополнительной информации или подтверждения/ отрицания самого вопроса.
Вопросительное предложение и ответ на него образуют некое смысловое и грамматическое единство. Ответ в значительной степени зависит от формы вопросительного предложения. Прежде, чем вы перейдете непосредственно к построению вопросительных предложений, хочу обратить ваше внимание на то, что в английском языке существуют готовые образцы (типы) вопросов и ответов на них же. А ниже представленный материал является своеобразным вступительным уроком перед изучением следующих тем:Пять типов вопросов английского языка
Вопросительные предложения в английском языке отличаются от повествовательных своей конструкцией. Большинство из них характеризуются инверсией, то есть обратным порядком слов (часть сказуемого ставится перед подлежащим, а не наоборот). В некоторых случаях употребляется вспомогательный глагол to do. На письме, в конце всех вопросительных предложений ставится специальный пунктуационный знак — вопросительный знак.
Вопросы, выраженные только интонацией в английском языке (You was there yesterday?), употребляются только в фамильярном обращении.
По способу образования и конструкции все вопросительные предложения можно разделить на три основных вида:
Сказуемое в вопросительном предложении содержит глаголы to be, to have (если они выступают в качестве смысловых), модальные глаголы (can, must, should, may, ought) или вспомогательные глаголы (shall, will, should, would). Такие вопросы образуются при помощи инверсии и не требуют использования вспомогательного глагола to do. Смысловой глагол to be, to have, вспомогательный или модальный глагол выносится на первое место перед подлежащим, а остальная часть сказуемого остается на своем месте после подлежащего. В случае со смысловыми глаголами to be, to have (сказуемыми) в Present Simple и Past Simple, за подлежащим сразу последуют второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства). Если вспомогательных глаголов несколько, то выносится только первый. Когда в вопросительном предложении есть вопросительное слово, оно всегда ставится в начале предложения.
Конструкция вопросительных предложений типа I
Вопросительное слово | Вспомогательный, модальный глагол или глаголы to be, to have | Подлежащее | Остальная часть сказуемого | Второстепенные члены предложения |
Will | you | go | there tomorrow? | |
What | are | you | doing | here, George? |
Have | you | finished | your composition? | |
When | can | you | come? | |
May | I | ask | you a question? | |
Where | are | you, | Mary? | |
Have | you | any books on English literature? | ||
Is | your father | in Moscow? |
1. Когда сказуемое выражено оборотом there is/ are (was/ were), глагол to be выносится вперед слова there, а подлежащее остается после него.
2. Если глагол to have входит в состав фразового сказуемого (to have breakfast, to have a rest) или же используется в модальном значении, то вопросительное предложение образуется при помощи вспомогательного глагола to do по типу II.
В американском английском глагол have во всех случаях образует вопросительные предложения с помощью глагола to do.
Сказуемое не содержит глаголов to be, to have, вспомогательных, а также модальных глаголов (кроме to have). Такие вопросительные предложения образуются при помощи вспомогательного глагола to do. В данном случае сказуемым является любой смысловой глагол (кроме to be и to have) в Present Simple или Past Simple. При образовании вопросительных предложений глагол to do употребляется в соответствующем времени, лице и числе (в Past Simple — did, в Present Simple для 3-го лица единственного числа — does, для остальных — do). Он ставится перед подлежащим, а основной глагол в инфинитивной форме — после подлежащего. Если в предложении имеется вопросительное слово — оно занимает место в начале предложения.
Конструкция вопросительных предложений типа II
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Инфинитив смыслового глагола | Второстепенные члены предложения |
Do | you | understand | me? | |
What | did | you | say? | |
Does | your brother | know | English? | |
Did | you | go | to the football match yesterday? | |
When | do | you | have | to leave |
When | do | you | have | breakfast? |
Вопросительное слово в предложении является подлежащим (who, what) или его определением. Такие вопросительные предложения образуются без инверсии и без вспомогательного глагола to do, независимо от состава сказуемого. За вопросительным словом, которое выполняет функцию подлежащего, следует сказуемое, а после него — остальные члены предложения. То есть сохраняется прямой порядок слов.
Конструкция вопросительных предложений типа III
Определение к подлежащему | Подлежащее | Сказуемое | Второстепенные члены предложения |
What | makes | you think so? | |
Which | way | is shorter | of the two? |
Who | can answer | this question? | |
Who | is absent | today? |
Хочу отметить, что данная статья представляет обобщенные схемы построения вопросов в английском языке. По характеру вопроса и требуемого ответа в английском языке принято различать пять основных типов вопроса, которые были перечислены в начале статьи. Каждый тип имеет ряд особенностей, которые освещены в соответствующих статьях на нашем сайте. Но, тем не менее, предложенные выше таблицы могут служить основой для построения вопросительных предложений в английском языке. Изучайте английский язык с удовольствием! Успехов вам!
Просмотрите следующие видео-уроки на тему: «Построение вопросительных предложений в английском языке»
(8 оценок, среднее: 4,25 из 5)
englishfull.ru