Как стать преподавателем английского языка за рубежом


Работа за рубежом: куда поехать преподавать и как подготовиться

Тот факт, что английский в современном мире – главный международный язык, не вызывает сомнения. Английский язык имеет статус официального в 58 странах мира, а используется в 101 стране. Спрос на преподавателей английского языка достаточно ощутимо проявляет себя во многих отраслях жизни: в международной торговле, дипломатии, в системе высшего образования, туристическом секторе. Как результат — многие преподаватели задумываются о работе за рубежом. В данной статье мы расскажем о том, куда поехать и как найти работу преподавателем.

В первую очередь, если Вы — хороший специалист — это дает значительные преимущества при получении работы во многих странах мира. Однако, к сожалению, большинство стран не признают дипломы российских вузов и как правило, основным требованием при трудоустройстве является наличие международных сертификатов TEFL, EFL, TESL, ESL, TESOL. Самыми престижными сертификатами являются CELTA (Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages, большинство работодателей не признают CELTA online) и DELTA (Diploma in Teaching English to Speakers of Other Languages). Обладатели данных сертификатов могут преподавать практически в любой стране. Подробнее о требуемой квалификации Вы можете посмотреть непосредственно в job offers. Также большим плюсом будет наличие опыта подготовки к Cambridge exams, TOEFL, Business English и языковых сертификатов.

Итак, первым делом необходимо определиться в какой стране Вы хотите работать.

Зарплата преподавателей, как правило, достаточно высока в относительно богатых странах, таких как: Япония, Южная Корея, Китай, на Тайване. Если Ваша цель — хорошие заработки, то мы советовали бы начать поиски работы со стран Азии, поскольку именно там в настоящий момент находится самое большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест для учителей иностранных языков.

Предложения в Азии можно смотреть на сайте – https://www.hioffer.com/ (есть также вакансии English online, Russian online and offline)

В Восточной Европе и бывших республиках СССР оплата может быть высока по местным стандартам, но не достаточна для сбережений. В Африке и Латинской Америке преподавателями иностранных языков в основном работают волонтеры.

Западная Европа представляет достаточно тусклые перспективы для граждан стран – не членов ЕС. Даже при наличии сертификатов и ценного опыта, работодатель отдаст рабочее место Британским преподавателям и членам ЕС, так как они не нуждаются в разрешении на работу и следовательно не требуют дорогостоящего и длительного оформления рабочей визы.

Перейдем к самому сложному — как найти работу?

  • Самое простое — обратиться в агентство по трудоустройству в своей стране и попытаться получить работу с их помощью. Агентство поможет Вам на всех этапах, подготовит документы. Однако агенства берут немаленькие суммы за оказание услуг;
  • Второй способ предполагает, что Вы самостоятельно начнете переписку непосредственно с заграничными работодателями. Адреса можно найти на официальных сайтах школах, обязательно прикладывать к cover letter Ваше резюме, рекомендательные письма и сканы сертификатов. Однако, в данном случае Вам необходимо быть готовыми к необходимости пройти интервью с будущим работодателем желательно при личном контакте, либо с его согласия, по телефону. И самое важное – это запастись терпением, поскольку самостоятельное трудоустройство потребует значительных затрат времени;
  • Стратегия третья, и самая универсальная — обратиться в международные агентства, которые специализируются на трудоустройстве преподавателей по всему миру. Такие агентства имеют постоянно пополняемый огромный банк данных вакансий и с их помощью более чем реально получить работу, сэкономив при этом и время, и деньги. Найти работу самостоятельно можно через сайты tefl.com (периодически сайт заблокирован для России, воспользуйтесь VPN) glassdoor.com и goabroad или на сайтах крупных школ, например, International House. Большое количество Teach Abroad, Volunteer; Abroad, Intern Abroad можно найти на сайте gooverseas;
  • Следующий способ — Teaching English Abroad — эксклюзивная программа, дающая возможность получить международную квалификацию преподавателя английского языка (TESOL, CELTA etc.) и гарантированное трудоустройство более чем в 100 странах мира;
  • Вы также можете попробовать выиграть грант в программе от British Council «English Language Assistant»;
  • Не так просто получить рабочую визу будучи не в стране, где хотите работать. Один из вариантов – поиск подходящей вакансии уже после переезда за рубеж. Возможно, вам будет легче сориентироваться в актуальной ситуации и начать работать преподавателем уже после переезда за границу и начала общения с местными жителями. Например, один из популярных и высокооплачиваемых видов деятельности преподавателей русского за рубежом – это обучение русскому языку детей-билингвов из русских или наполовину русских семей, постоянно проживающих за рубежом и желающих сохранить свою национальную культуру. По туристической визе хоть и возможно работать, но опасно, поэтому можно прибегнуть к Part time job по студенческой визе. Многие страны предоставляют студенческие визы с разрешением на работу. То есть во время учебы Вы можете подрабатывать и в дальнейшем получить контракт;
  • Русский как иностранный. В странах Европы, и не только, с каждым годом возрастает потребность в преподавателях со знанием нескольких иностранных языков, в том числе и русского. Есть программа от British Council «Teach your language in the UK». Имейте в виду, каждый год разыгрывается только одно место. Если хотите увеличить свои шансы, подайте заявку на программу Fulbright, по которой молодые преподаватели английского языка (каждый год выдается около 38 грантов), а также преподаватели вузов преподают свой родной язык в университетах и колледжах США. Важно помнить, что для преподавания русского языка за границей недостаточно просто быть носителем языка. Во-первых, владение языком не означает умения преподать этот язык и научить ему других людей. Необходимо знание педагогических дисциплин, методик, теории и практики. Во-вторых, в странах, где русский язык популярен, уже сейчас существует довольно высокая конкуренция между преподавателями русского, желающими занимать лучшие и наиболее высокооплачиваемые из существующих вакансий. Одного владения языком бывает недостаточно для конкуренции с другими педагогами-носителями. Именно поэтому стоит получить профильное образование и знания в области преподавания языка. Россиянам, преподающим русский как иностранный язык, стоит выбирать страны одной из двух категорий – те, в которых спрос на изучение русского языка велик, и те, в которых наблюдается небольшое количество преподавателей русского. К первой категории относятся, в первую очередь, страны Азии, где русский язык учат не только дети и студенты, но и взрослые профессионалы, работающие в компаниях, сотрудничающих с Россией. По данному показателю в Азии лидируют Япония, Китай, Вьетнам и Корея. В Европе спрос на преподавателей русского наиболее высок в Польше, Германии и Болгарии. США также отличается немалым количеством людей, изучающих русский язык, в первую очередь – это молодежь и студенты. Ко второй категории стран с небольшим количеством преподавателей русского относятся страны Латинской Америки (включая Бразилию и Аргентину), страны Ближнего Востока и Северной Африки, страны Центральной и Южной Африки. Стоит отметить, что в вышеперечисленных странах возрастание интереса к русскому языку наблюдается только в Латинской Америке, где в ближайшем будущем может возникнуть существенная нехватка учителей русского;
  • Основным преимуществом преподавательской работы за границей является даже не возможность заработать определенную сумму денег, а получить тот опыт, который будет несомненным плюсом в Вашем резюме. Существует множество волонтерских программ по всему миру, их можно найти на сайте gviusa;
  • Будучи студентом можно принять участие в программе Work and Travel. Нередки случаи, когда работники так нравились работодателям, что они им предлагали постоянный контракт;
  • Свыше 50 лет существует программа AuPair в Европейских странах и 30 лет в Америке. Главной целью её участников является совершенствование своего иностранного языка и путешествие за границу для ознакомления с культурой и традициями другой страны. В течение всего периода программы (а это год и более) участник проживает в семье и выполняет определенные обязанности. Необходимо присматривать за детьми: водить их в садик/школу, помогать в выполнении домашних заданий, играть. Кроме того, вам поручают выполнять работу по дому: готовить, стирать и гладить, убирать. Взамен семья предоставляет жилье и обеспечивает питание. Также оплачивает вам медицинскую страховку, языковые курсы и покрывает карманные расходы;
  • Для тех, кто хочет уехать в США самое идеальное — выиграть гринкарту. Лотерея проводится раз в год и шансы на выигрыш для России аж 1,54% (примерно;-))

Итак, самое главное:

  • Если Вы планируете работать преподавателем за границей, получите сертификацию CELTA или TESOL, с ними искать работу становится значительно проще;
  • Выберите страну, найдите блоги или форумы преподавателей, которые уже уехали работать в эти страны, изучите их советы и тактику;
  • Максимально качественно и подробно подготовьте резюме и cover letter;
  • Выберите способ поиска;
  • Проверяйте в интернете отзывы учителей о том месте работы, который Вы рассматриваете;
  • Наберитесь терпения!

Если Вы преподаете за рубежом, поделитесь своими советами в комментариях!

Мария Цедрик

skyteach.ru

Гид : как найти работу преподавателем английского за рубежом

Если вы зашли настолько далеко, что хотите испытать удачу в преподавании за границей, вероятно вас вдохновляет возможность делать значимую работу в новом захватывающем дух месте, заводить невероятных друзей и узнавать новые удивительные культуры. И вас даже не пугает то, что вам еще и придется заплатить за это! Тогда возьмите свой паспорт, изучите структуру международных платежей вашего банка, запаситесь идеями и материалами уроков и начинайте поиск работы преподавателем английского за границей!
  1. ОТСОРТИРУЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ
Требования к преподавателям в разных странах разные. Изучите конкретные требования в выбранной стране. Почти все страны требуют, чтобы у вас была рабочая виза. Но в некоторых случаях разрешают работать и по туристической визе. Требования к визе различаются по отношению к разным странам, так что основательно подготовьтесь, чтобы не развернули на таможне.

Часто задаваемые вопросы о требованиях к преподавателям:

  • Могу ли я преподавать за границей без оконченного высшего образования? - Ответ: ДА, можете. В этом случае начинайте свои поиски с Латинской Америки (Аргентина, Мексика, Коста-Рика и Эквадор) или в Азии (например, в Китае или Южной Корее). Страны Восточной Европы также предъявляют менее строгие требования к кандидатам.
  • Нужен ли мне сертификат TEFL, TESOL или CELTA для преподавания английского языка за рубежом? - Ответ - ДА, и НЕТ. Некоторые работодатели требуют наличие сертификата TEFL, а другие дают возможность получить сертификат TEFL на месте во время или до начала работы. Другие же вообще не требуют сертификат, а только знание английского на продвинутом уровне.
  • Могут ли не-носители языка работать преподавателем английского за границей? - Ответ - ДА, АБСОЛЮТНО! Хотя многие работодатели хотят брать только носителей языка, это не относится ко всем компаниям. Для тех, кто свободно говорит на английском, как на втором языке, но хочет преподавать английский язык за границей, потребуется дополнительное подтверждение уровня владения английским языком. Обычно работодатель в таком случае просит прислать минутное видео, где он может оценить владение языком и произношение.
  • Нужен ли мне опыт работы в преподавании? - Ответ: Хотя это, безусловно, позволит преуспеть в качестве учителя или во время обучения за рубежом, часто не требуется никакого опыта.
Минимальные требования к программам преподавания за рубежом постоянно изменяются. Чтобы стать сильным соперником за преподавательскую работу за рубежом, приготовьте резюме с блестящими данными, которое сможет убедить работодателя, что вы можете выполнять эту работу.

2. ВЫБЕРИТЕ СТРАНУ

Отнеситесь критически к тому, в какой стране хотели бы работать. Учтите уровень оплаты труда, стоимость жизни, местный язык ( хотите ли вы изучить его и жить среди него), степень комфорта и близость к культурным развлечениям. В этом поможет Google. Наиболее часто задаваемые вопросы относительно выбора места назначения:
  • Где я заработаю больше денег, преподавая английский за границей? - Ответ: Лучшие (и, следовательно, самые популярные) страны для преподавания за рубежом - страны Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Такие страны, как Саудовская Аравия, Южная Корея, ОАЭ, Япония, Китай, Вьетнам, Тайвань и Иордания, предлагают самые высоко оплачиваемые вакансии для преподавания английского языка.
  • Где легче всего получить работу преподавателя английского? - Ответ: Все больше и больше людей стекаются в Колумбию, Турцию, Чехию, Грузию и Чили. Требования к учителям в этих странах варьируются в зависимости от типа работы, которую вы ищете (подсказка: но вы не можете просто так взять и стать профессором английского языка в их университете). Тем не менее, все эти страны активно ищут носителей английского языка и делают процесс довольно легким для новичков.
  • Нужно ли мне говорить на местном языке, чтобы преподавать английский язык за границей? - Ответ: Вообще НЕТ. Фактически, это было бы контрпродуктивно, если бы вы использовали местный язык в своем преподавании (все дело в #languageimmersion (погружение в язык), разве нет ?!). Если это ваша первая поездка за границу или вам постоянно снятся кошмары о языковых барьерах, подумайте, какое место вы в конечном итоге называете «домом». Испытывайте себя, но будьте реалистами.
Просто помните: даже если вы выберете какую-то страну, и она не совсем вам понравится, как вы надеялись, есть еще много стран, которые жаждут учителей ESL. Будьте гибкими, терпеливыми и учитесь адаптироваться.

3. ВЫБЕРИТЕ ВАКАНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО СРЕДИ МНОЖЕСТВА ПОДОБНЫХ

Не все вакансии учителей английского одинаковы. Учитывайте следующие важные факторы при отборе вариантов преподавания за рубежом:
  • Продолжительность программы. Можете ли вы взять на себя обязательство преподавать за границей в течение календарного года? Шесть месяцев? Летний сезон? Независимо от вашей доступности, не забудьте заранее связаться с потенциальными поставщиками программ или работодателями, чтобы обеспечить соответствие учебной работе.
  • Возраст учеников. Вы предпочитаете работать с маленькими учениками над словарным запасом и простыми структурами грамматики? Предпочитаете обучать старшеклассников написанию эссе и литературной критики? Или, может быть, вы горите желанием работать с амбициозными, трудолюбивыми студентами? ИЛИ ВСЕ ПОНЕМНОГУ? Взрослые ученики - совсем другое дело. Независимо от того, что вы предпочитаете, сообщите о своей предпочитаемой возрастной группе.
  • Классная среда. Мысль о том, чтобы проводить время со студентами один-на-один в течение двух-трех часов в день, звучит для вас ужасно или захватывающе? Мысль о работе учителя в классе с 20 учениками в течение шести-восьми часов ежедневно звучит для вас ужасно или захватывающе? Или мысль о работе с четырьмя-восемью учениками в течение многих часов в неделю звучит ужасно или захватывающе? Задайте себе эти вопросы, и после этого выбирайте учебную работу за границей на основе ваших ответов.
Чем больше вы понимаете, какой опыт преподавания за границей вы хотите получить, тем более вероятно, что рекрутинговое агентство сможет вам подобрать приличную программу. Мы настоятельно рекомендуем потенциальным учителям, которые практически не имеют опыта преподавания, получить сертификат TEFL. Во время прохождения сертификации TEFL вы узнаете больше о себе и своем стиле преподавания, и начнете понимать, в какой среде ваши навыки будут процветать. Сертификация TEFL может помочь вам в выборе учебной работы за рубежом, которая лучше всего вам подходит. В следующей статье мы напишем все о сертификации TEFL.

4. ПОДГОТОВКА К КЛАССУ

Теперь, когда вы изучили свою квалификацию, выбрали страну, выбрали рабочую среду и решили, получать ли сертификат TEFL или нет, пришло время начать приготовления! Вот еще 4 общих совета:
  • Спросите в рекрутинговом агентстве, дадут ли вам рекомендации по планированию уроков. Максимально используйте все известные ресурсы для сбора предлагаемых планов уроков. Сбор новых идей никогда не повредит.
  • Спросите своего будущего работодателя, существует ли установленная учебная программа. В новой школе могут потребоваться определенные предметы для поведения занятий. Обязательно убедитесь, что вы и ваш работодатель правильно понимаете друг друга, чтобы оставаться в колее.
  • Используйте интернет для поиска идей плана уроков. Какой-то удивительный уголок интернета просто ждет, чтобы его исследовали. Превратите любимое время препровождение в нечто продуктивное!
  • Творчески продумайте альтернативные запасы. У вас не всегда будут в распоряжении коробки с учебными материалами и стопками бумаги. Используйте то, что есть. Профессиональные учителя знают, что определенные запасы нужны, но нереалистично ожидать, что международные учителя пожертвуют тонну багажного места на ручки и карандаши. Будьте новатором!
Теперь, будущие учителя, у вас есть руководство! Отправляясь в свое грандиозное образовательное приключение, возьмите щепотку приготовления, горсть уверенности в себе, немного оптимизма и много, много мотивации. Вскочите на волну и по полной насладитесь опытом поиска, выбора, приготовления и успешного завершения преподавания за рубежом! Тем, кто готов к приключениям, предлагаем посмотреть наши актуальные вакансии преподавателей английского в Китае и в Таиланде.

www.careerland-center.com

Работа учителем за границей

Существует мнение, что за рубежом можно устроиться на работу только на низкооплачиваемые места, даже имея специальное высшее образование. На самом деле это далеко не так. В частности, учителя имеют высокие шансы найти хорошую работу, трудоустроиться в школу или колледж, получая при этом приличную зарплату. Ясно, что для получения работы в сфере образования придется приложить немало усилий, но это того стоит.

За границу чаще всего приглашают учителей, которые могут преподавать русский или английский язык, математику, технические предметы, историю, литературу.

Вернуться к оглавлению

Специфика трудоустройства

Для этого нужно иметь диплом по специальности, который обязательно проходит процесс нострификации, а также предоставить сертификат о лингвистических навыках. Для поездки необходимо оформить визу за границу и медицинскую страховку.  Также каждый человек должен знать правила выезда за границу .

Работа репетитором за границей

Если будет сложно устроиться на работу учителем, то можно поискать вакансии репетитора. В очень многих странах в семьи требуется гувернер-репетитор для ребенка. Это отличный шанс выучить местный язык, получить через год-полтора рекомендации от работодателя, пройти специальные педагогические курсы, подыскать подходящую вакансию в том или ином учебном заведении.

Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами. Во-первых, это подход к системе образования и процессу получения знаний. Поэтому педагогам истории, русского языка или математики, нужно поучиться на курсах, походить на занятия в школу или колледж, чтобы понимать, как придется работать. Во-вторых, знание русского языка позволит работать в школах Соединенных Штатов Америки или Канады.

Преподавать можно русский язык или технические науки, которые очень востребованы в этих странах. В-третьих, постоянно нужны учителя на различные курсы.

Заработная плата учителей в различных странах мира

В-четвертых, уровень заработной платы определяется опытом работы, страной, дипломом и квалификацией. Заработок в разных странах будет отличаться, но самые большие зарплаты в США, где учителя имеют шанс получать около 4,5 тыс. долларов.

Вернуться к оглавлению

Особенности работы учителем

Преподаватели различных предметов очень ценят свою деятельность, которая имеет ряд особенностей перед отечественной системой образования. Стоит отметить следующие отличия:

  • Высокий уровень мотивации учителей;
  • Родители стараются следить за тем, чтобы дети придерживались всех установленных правил;
  • Высокий уровень требований, которые предъявляются к ученикам;
  • Необходимость подтвердить практические навыки и аккредитовать диплом об образовании. За это нужно заплатить, сумма составляет около 130 евро. Нужно пройти один или два семестра обучения в одном из местных ВУЗов, где есть педагогические последипломные отделения или курсы. Администрация учебного заведения сама решает, на какой курс зачислить иностранца. Зависит это от диплома и квалификации, полученной в родной стране;
  • Нужно сносно объясняться на английском, немецком или французском языке;
  • Выдержать несколько этапов собеседований, которые проводит директор или школьный совет. Это необходимо для того, чтобы понять, насколько компетентен педагог, сможет ли он оставаться спокойным в различных ситуациях;
  • Предоставить рекомендации от серьезных специалистов по тем предметам или учебным курсам, которые претендент на должность учителя хочет преподавать в школе.

    Образец резюме учителя

Все это определяет уровень заработной платы, нагрузки, возможность вести индивидуальную преподавательскую деятельность. Рассылать резюме на вакансии учителя или преподавателя стоит, как в частные школы, так и государственные. Разница между ними состоит в зарплате, требованиях, учебных предметах и программах, социальных льготах и возможностях карьерного роста.

Обычно зарплата в частных школах выше, но в Германии это не так. В государственных учебных заведениях педагоги зарабатывают на порядок больше. Уволить преподавателей, находящихся на государственном обеспечении очень сложно.

Вернуться к оглавлению

Вакансии за границей

Прежде чем отправляться на работу за рубеж, стоит пообщаться с людьми, которые преподавали в разных странах, были участниками различных программ или научно-образовательных проектов. Это могут быть родные или знакомые, друзья родственников и т. д..

Обязательно стоит зарегистрироваться на тематических форумах, почитать отзывы участников, поговорить с ними, узнать все подводные камни, нюансы, уровень заработной платы, продолжительность работы, требования к программе и диплому.

За границей существуют разнообразные вакансии для учителей и педагогов. Стоит отметить следующие предложения:

  • Учитель русского или английского языка в Китай. Заработная плата варьируется в пределах 1,5 — 3,5 тысячи юаней. Такие вакансии стоит искать на сайтах университетов, международных организаций, различных компаний, занимающихся предоставлением услуг в сфере образования. Работать нужно со школьниками. Работодатели могут обеспечить жилье, проезд, юридическое сопровождение во время заключения контракта. Среди бонусов стоит отметить то, что есть возможность получить сертификаты о знании иностранного языка международного образца.
  • Учителя русского языка нужны иностранным гражданам в качестве индивидуальных репетиторов. Такие предложения могут поступать от директоров компаний, семейных пар, которые переехали за рубеж и ищут учителя для своих детей. Уровень заработной платы оговаривается во время собеседования. Такая работа предусматривает заключение контракта на определенный промежуток времени. Обычно, не меньше одного года. На должность преподавателя русского языка без особых проблем можно устроиться в детские сады или языковые группы в Турции, Китае, Соединенных Штатах, Канаде. Зарплата будет составлять от 1,2 до 1,5 тысячи долларов в месяц с возможностью дополнительного заработка и гибкого графика.
  • Учитель математики и физики – Европа, Средняя Азия, Китай.

    сертификаты о знании иностранного языка международного образца.

  • Преподаватели музыки. Очень ценятся профессионалы, владеющие редкими видами инструментов.
  • Учитель русского языка как второго иностранного, для того, чтобы обучать сотрудников на фирмах, ведущих дела со странами постсоветского пространства. Такие специалисты с опытом работы часто требуются в Чехию, Польшу. Словакию, Венгрию, Хорватию, Францию и Германию.
  • Бывшие преподаватели русского языка могут продолжить свою деятельность как переводчики в различных компаниях и фирмах, уделяя время индивидуальным занятиям с детьми из русскоязычных семей.
  • Часто и гувернерам для своей деятельности с детьми нужно знание русского языка, основ математики и грамматики, чтения, письма, истории.
  • Преподаватели в возрасте до 30 лет могут поехать по программе Au Pair. Это отличная возможность выучить иностранный язык, пройти культурную стажировку, поработать с детьми разных возрастов.

Таким образом, устроиться на работу учителем за границу вполне реально. Но лучше делать это через проверенные агентства, организации и программы.В первую очередь стоит ознакомиться с вакансиями, которые предлагает ООН, в частности, ЮНЕСКО, а также правительства государств.

У многих стран есть специальные программы по привлечению молодых педагогов, чтобы развивать школьное образование в стране.

Понятно, что, если учитель преподавал на родине иностранный или русский язык, литературу – русскую или мировую, тогда работу найти проще.

Существует, например, программа Teaching English Abroad, позволяющая построить успешную карьеру преподавателя английского языка. Учитывая, что программа аккредитована в более, чем ста странах мира, то найти школу и учеников не составит труда. Другим же учителям нужно следить за публикациями на сайте ЮНЕСКО, поскольку это реальная возможность уехать легально за границу, и без проблем трудится в учебных заведениях.

visasam.ru

Может ли русскоязычный учитель английского преподавать за рубежом

Коренной житель Америки, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии решил сменить место жительства и теперь путешествует по разным уголкам мира и с относительной легкостью находит работу в качестве ELT. Красивая картина, которую легко представить! 

Русскоговорящий преподаватель, для которого английский — иностранный язык, путешествует по миру и свободно находит работу. Это ситуацию представить сложнее, хотя она тоже вполне реальная.

При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата.

Вопрос: может ли преподаватель, не являющийся носителем английского, трудоустроиться за границей в качестве ELT? Если такое возможно, то в каких странах и что для этого необходимо? Давайте разберем, насколько реальная такая ситуация для русскоязычных учителей*.

* В первых двух разделах мы копаемся в истории вопроса, так что за ответом на главный вопрос отправляйтесь сразу в раздел «Страны: приветливые и не очень».

Native speakerism

Сталкивались ли вы с таким понятием?  

Native-speakerism is an ideology that upholds the idea that so-called ‘native speakers’ are the best models and teachers of English because they represent a ‘Western culture’ from which spring the ideals both of English and of the methodology for teaching it (Adrian Holliday; 2005)

На протяжении многих лет существовало (существует?) предубеждение о том, что эффективно преподавать английский язык может только его носитель. Он не только предоставляет идеальную модель языка, но и моделирует западную культуру в методологии и своем поведении в целом.

Это породило своего рода дискриминацию среди преподавателей английского, от которой страдали non-native teachers при приеме на работу. Особенно это проявлялось в восточных странах, в частности, Японии, Южной Корее и ОАЭ.

Идеальный носитель английского — кто ты?

Под идеальным носителем западной культуры понимали, как правило, белого мужчину (реже женщину) из стран Big 7 (США, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Южная Африка, Ирландия). Зачастую даже шотландцы получали отказ работодателя из-за своеобразного акцента, а представители “внешнего” круга (outer circle) англоговорящих (Филиппины, Индия, Ямайка, где английский является государственным) под “идеал” и вовсе не попадали.

Проблемой стал и своеобразный отбор кандидатов рекрутерами лингвистических центров. К примеру, тот факт, что ты носитель языка, преобладал над всеми проф.квалификациями, которые у тебя были. При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата. 

А что сейчас?

На данный момент ситуация значительно улучшилась (и продолжает улучшаться)!

Грамотные рекрутеры лучших школ открыто смотрят на учителей-неносителей английского, обращая внимание в первую очередь на квалификацию кандидатов. Они считают, что не-носители зачастую лучше разбираются в грамматике, глубже понимают психологию учеников и их возможные сложности в изучении английского, а также служат вдохновляющей моделью человека, который этот путь уже прошел.  

Но это актуально не для всех стран. Во многих местах non-native teachers придется столкнуться с отсутствием большого числа подходящих рабочих предложений, а также с не всегда объективным отношением со стороны учеников или их родителей (native speakers пользуются там большим уважением).

Страны: приветливые и не очень

Сейчас очень открытыми для всех учителей английского (и native, и non-native) являются страны Центральной и Южной Америки, Камбоджа, Тайланд. В Европе дело обстоит сложнее из-за рабочих виз, которые сложно получить жителям СНГ (а без рабочей визы вас попросту не трудоустроят).

До сих пор большие сложности для non-native teachers of English возникают при поиске работы в Японии, Южной Корее, Саудовской Аравии и ОАЭ. В этих странах выдвигаются действительно серьезные требования к учителям английского, а native ELT пользуются большим уважением. Учителям-неносителям здесь найти работу практически нереально.

Китай — в данном отношении пограничная страна. Не-носителю здесь реально устроиться преподавателем английского, но, к сожалению, в большинстве случаев нелегально, так как школы просто не могут организовать рабочую визу для не-носителей. При этом в Китае действительно большой спрос на хороших, квалифицированных учителей (пусть даже не из Big 7). Поэтому предложений много, и если постараться, можно найти серьезную компанию, которая поможет с легальным трудоустройством.

Пару слов о Японии. Скажу честно, меня вдохновляет пример девушки из России, успешно работающей ELT в Японии в университете. То есть покорить неприступную Японию возможно! В Японии в учителя набирают native speakers, но можно получить работу АLT (Assistant Language Teacher) — при условии, что вы сможете доказать, что минимум 12 лет обучались полностью на английском (к примеру, английская школа плюс университет).

В вопросах трудоустройства не стоит забывать о визе. Очень важно самостоятельно посмотреть все визовые требования в странах, на которые пал ваш выбор.

Требования к учителям английского за границей. Необходимые квалификации для non-native ELT**

**Нижеперечисленные требования относятся к вакансиям в более приветливых для non-native ELTs странах.

Первое в каждом объявлении о поиске ELT — обязательное высшее образование (бакалавр, любая сфера); если ваша специализация не педагогика или английский язык, это нужно компенсировать наличием сертификата, описанным ниже.

Второе — международный и общепризнанный сертификат о педагогической квалификации. Это CELTA или TESOL. Это обязательное условие не во всех школах (и странах), но существенно (!) прибавляет вам профессионального веса в глазах работодателя. 

Третье (часто не указывают в объявлениях, но 100% подразумевают) — уровень языка Proficient User. Позаботьтесь о подтверждении уровня международными сертификатами (IELTS, TOEFL, CAE, CPE) — их наличие для non-native speakers является обязательным (возможно, в определенных странах есть исключения). Но даже при наличии сертификата будьте готовы к тщательной проверке уровня на месте (на собеседовании и демо-уроке).

Четвертое — опыт преподавания, как правило, от 2 до 5 лет. Не везде является обязательным требованием, но рассматривается как безусловное преимущество. При этом опыт работы должен быть релевантным — к примеру, если вы хотите преподавать English for kids, то ваш опыт работы со взрослыми не будет так уж привлекателен. В школах, где опыт является обязательным условием, его нужно подтвердить документально.   

And last, but not least — вагон терпения и много сил. Вам необходимо показать себя как профессионала высшего пилотажа и быть готовым к тщательным проверкам знаний. Будьте готовы и к отказам — но анализируйте для себя их причины.

Конечно, в одной статье невозможно описать все нюансы трудоустройства и работы non-native speakers в качестве ELT за границей, так как законы в странах изменчивы, как и тенденции в мире ELT.

Всегда появляются совершенно замечательные опыты талантливых коллег, которым удалось то, что у других не получалось. А значит, что каждый случай, каждый набор квалификаций и историю отдельно взятого преподавателя надо рассматривать отдельно. Точно так же стоит подходить к требованиям школ — они варьируются от города к городу, от страны к стране, поэтому все необходимое узнавайте у работодателей напрямую.

Но сказать одно стоит точно — человек, который одержим своим делом, действительно способен преодолеть все препятствия. Если вы мечтаете преподавать за рубежом, проходите CELTA, совершенствуйте английский и вперед! 🙂

Статья написана в соавторстве с Дарьей Темоненковой.

comments powered by HyperComments Tags: карьера, опыт, работа

www.teachaholic.pro


Смотрите также