Импичмент в сша


56) Процедура импичмента в сша.

Конституция США предусматривает отрешение должностного лица посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей (единственное исключение из принципа несменяемости судей). Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почётные должности).

В истории Соединенных штатов два президента США были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, не набравшим необходимых 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998—1999 (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.

Импичмент также применялся несколько раз к американским чиновникам более низкого уровня и судьям (обвинение выдвигалось за всю историю Палатой представителей в отношении 11 судей, из них 7 были отрешены Сенатом).

В США импичмент может выноситься законодательными собраниями штатов должностным лицам этих штатов (например, в 2009 году был отрешён от должности губернатор штата Иллинойс Род Благоевич по обвинению во взяточничестве).

57) Президент сша и правительство.

Президент США — глава исполнительной власти США с функциями главы государства и главнокомандующий Армии и Флота. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность введена Конституцией США[1], принятой Конституционным конвентом (собранием) в 1787 году. Первым президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. До его вступления в должность название «президент» использовалось в сочетании «президент Континентального конгресса» — председатель съезда представителей колоний, на котором была принята Декларация о независимости в 1776 году.

Действующий президент США — Барак Обама. Официально 44-й президент США вступил в должность 20 января 2009 года.

60.Компетенция главы государства

Глава гос-ва, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. Вотношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава гос-ва формирует правительство, обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных. Осуществление всего этого на практике зависит от формы правления, от реального положения главы гос-ва. Как должностное лицо глава гос-ва обязано сохранять единство гос-ва. Как правило обладает правом законодательной инициативы, во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говориться о целях деят-ти гос-ных органов напредстоящий год, о необходимом законодательстве, о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам гос-ной жизни. Президент назначает многих высших, а иногда и не высших, должностных лиц, например судей. Президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Президент вправе объявить чрезвычайное, военное положение. По конституции президент является главнокомандующим вооруженными силами, со всеми вытекающими последствиями. Назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность гос-ва. Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает меры по охране гос-ва.

studfiles.net

Импичмент - это... Что такое Импичмент?

Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

История

Понятие возникло в Англии в XIV веке как орудие борьбы против произвола королевских фаворитов: тогда Палата общин присвоила себе право отдавать королевских министров под суд Палаты лордов, тогда как прежде это право принадлежало только королю. Процедура выдвижения общинами уголовного обвинения перед лордами и получила название «импичмента». В британской истории в последний раз импичмент применялся в 1806 г. Из британских законов понятие перешло в конституцию США, где стало обозначать выдвижение нижней палатой обвинения перед сенатом против федерального должностного лица вплоть до судей и президента (в каждом штате на уровне штата аналогичные процедуры установлены для губернатора и других должностных лиц штата). Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году, когда в сговоре с британцами был обвинён сенатор из Теннесси, Уильям Блаунт[1]. Верхняя палата, как и в Англии, выступает здесь как судебная инстанция, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время (даже в англосаксонских странах) этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

Импичмент в США

Конституция США предусматривает отрешение должностного лица посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей (единственное исключение из принципа несменяемости судей). Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почётные должности).

В истории Соединенных штатов два президента США были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, не набравшим необходимых 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998—1999 (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.

Импичмент также применялся несколько раз к американским чиновникам более низкого уровня и судьям (обвинение выдвигалось за всю историю Палатой представителей в отношении 11 судей, из них 7 были отрешены Сенатом).

В США импичмент может выноситься законодательными собраниями штатов должностным лицам этих штатов (например, в 2009 году был отрешён от должности губернатор штата Иллинойс Род Благоевич по обвинению во взяточничестве).

Отрешение президента от должности в России

В России по Конституции, принятой в 1993 году, процедура во многом схожая с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз — согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент — Борис Ельцин.

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года, по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России. Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом, вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум, в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого однако не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешен вооруженным путем в ходе событий 3-4 октября.

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998—1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной Думой по четырём пунктам: развал СССР, развязывание войны в Чечне, ослабление обороноспособности и безопасности России, расстрел Верховного Совета в 1993 году. Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной Думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной «ЯБЛОКО» (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов) и процедура была прекращена.

В других странах

Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Например, в конце XX — начале XXI века были отрешены от должности президенты: Бразилии Фернанду Колор, Индонезии Абдуррахман Вахид и Литвы Роландас Паксас. Импичмент Паксаса (2004) при этом стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

В каком случае президенту США могут объявить импичмент?

В Америке процедура импичмента предусматривается 4 разд. II ст. Конституции США, согласно которой: «Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента».* Основанием для импичмента в отношении президента являются: государственная измена, взяточничество или другие серьезные преступления и мисдиминоры.**

Какова процедура импичмента?

Процедуру импичмента президенту США можно условно разделить на две стадии:

Выдвижение обвинения.Согласно разд. 2 ст. I Конституции США исключительное право возбуждать импичмент имеет Палата представителей Конгресса. Он может быть начат любым членом палаты, который вносит заявление о привлечении к ответственности должностного лица. Такое заявление на предмет обоснованности рассматривает юридический комитет палаты или специально созданный для этих целей комитет. В случае одобрения формулируются основные статьи импичмента. Затем Палата представителей утверждает их большинством голосов и направляет в Сенат.

Принятие решения об импичменте. Согласно разд. 3 ст. I Конституции США только Сенат имеет исключительное право рассматривать все дела в порядке импичмента. Когда рассматривается дело президента США, в Сенате главенствует председатель Верховного суда. Таким образом, при рассмотрении дела президента в сенате применяются правила, которые обычно используются в суде США (сенаторы приносят присягу или дают торжественное обещание, заслушивают свидетелей, рассматривают доказательства). Вопрос о виновности президента решается тайным голосованием. Решение (обвинение) об импичменте выносится только в случае согласия двух третей присутствующих сенаторов. 

Как выглядит приговор?

Согласно 3 раз. ст I конституции США, приговор по делам импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, официальную или приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов. 

Может ли президент США обжаловать приговор об импичменте?

Нет, не может. В законодательстве СЩА не предусмотрена процедура обжалования решения об отстранения от должности президента США. После отставки президент может быть привлечен к уголовной ответственности на общих основаниях по судебному приговору. 

Были ли в США прецеденты с лишением президентских полномочий после импичмента?

Нет, не было. За более чем 200-летнюю историю США ни один президент не был лишен должности импичментом. Тем не менее, два президента США все же были представлены к импичменту Палатой представителей Конгресса, но потом оправданы Сенатом. Речь идет о 17-м американском президенте Эндрю Джонсоне (1868 год, дело о незаконной отставке военного министра) и 42-м президенте Билле Клинтоне (в 1998–1999 годы, дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей с Моникой Левински). Также президентом, которому хотели вынести вотум недоверия, стал 37-й президент США Ричард Никсон. В 1974 году его обвинили в шпионаже за конкурентом (дело «Уотергейта»), однако он добровольно сложил с себя полномочия, не дожидаясь процедуры голосования в Сенате.

Также читайте, как выглядит процедура импичмента в Российской Федерации >>

* Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. 

** Мисдиминор (в перев. с англ. misdemeanor — «проступок») — в уголовном праве США категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями. Наказывается лишением свободы на срок менее одного года или более мягким наказанием.

www.aif.ru

Импичмент Президента США и отрешение от должности Президента Российской Федерации: сравнительная характеристика

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 340.1:342.511.3(73)(470)

Тязин Евгений Николаевич

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Кочнев Алексей Сергеевич студент 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

г. Саранск, Российская Федерация

ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТА США И ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация

В статье рассматривается история института импичмента, а также производится сравнительный анализ субъектов ответственности, оснований и процедур импичмента Президента США и отрешения от должности Президента Российской Федерации. Также авторами рассмотрена практика привлечения к ответственности высших должностных лиц Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей процедуры отрешения от должности Президента РФ и предложениям по ее совершенствованию.

Ключевые слова

Импичмент, отрешение от должности Президента РФ, импичмент Президента США, «Уотергейтский скандал», выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации.

Произошедшие в начале 90-х годов прошлого века кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества и государства не могли не затронуть систему высших органов государственной власти. Самым революционным нововведением стало учреждение поста Президента как главы государства. Институт президентства занимает центральное место в системе органов государственной власти целого ряда стран, в том числе США, где пост президента учрежден более 200 лет назад. Настоящее исследование призвано дать сравнительную характеристику вопросам ответственности Президента США, осуществляемой в форме процедуры импичмента, и вопросам ответственности Президента России, осуществляемой в форме процедуры отрешения от должности.

Слово «impeachment» в английском языке [1, с. 355] означает сомнение, недоверие, обвинение, порицание. Но сейчас данное понятие используется именно в правовом контексте как определённая правовая процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц государства за совершение ими тяжких преступлений [2, с. 113], как особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц в ряде стран [3, с. 251]. Формально импичмент возможен в любом демократическом государстве, где провозглашено равноправие граждан, но на практике импичмент применяется в странах с высоким уровнем развития демократии, где осуществляется реальный контроль за деятельностью высших государственных чинов со стороны населения и демократических политических институтов (как правило, парламента). В Конституции Российской Федерации 1993 года [4] (ст. 93) закреплена процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности, которая во многом близка импичменту.

Исторически импичмент был применён во многих странах, в том числе, в Англии, США, Японии. Особое значение институту импичмента придается в Конституции США, где он занимает особое место в системе «сдержек и противовесов», ограничивающей высшую исполнительную власть.

Отметим, что при импичменте в США субъектом ответственности является не только Президент. Раздел 4 ст. II Конституции США [5, с. 110] определяет, что «Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединённых Штатов могут быть отрешены от должности после осуждения в порядке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

импичмента». Процедура импичмента не может быть возбуждена против военных, подлежащих ответственности в соответствии с воинскими уставами, и против конгрессменов и сенаторов, поскольку дела об их правонарушениях рассматриваются соответствующей палатой Конгресса. Импичмент в США является мощным средством защиты американского народа от возможных злоупотреблений главой исполнительной власти страны. Именно эту цель преследовали отцы-основатели США при включении в Конституцию данного института.

Институт отрешения от должности Президента Российской Федерации применим (что следует даже из названия данной правовой категории) только в отношении лица, занимающего должность Президента Российской Федерации - главы государства. Смысл данного института - принудить Президента контролировать, соизмерять свое поведение с Конституцией Российской Федерации, законами, нравственными нормами, существующими в обществе не только в период выборов, но и между выборами [6].

В США и в России применяется так называемая классическая схема импичмента — нижняя палата парламента формулирует и выдвигает обвинение, а верхняя палата рассматривает его и принимает решение в качестве суда. По другой схеме право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов (Конституционный суд в Германии, Италии, Болгарии, Верховный суд в Португалии, Финляндии, Румынии, Высокая палата правосудия во Франции).

Назначение импичмента в США (применительно к главе государства) и отрешения от должности Президента России, в принципе, одинаково. Данный институт является важнейшим признаком демократического и правового государства, поскольку наличие подобной процедуры, закрепленной законодательно, является своего рода сдерживающей силой против произвола правителя.

Основаниями отрешения от должности Президента Российской Федерации могут быть только обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Многие исследователи отмечают некоторое несовершенство подобной правовой конструкции, поскольку по своему буквальному толкованию Конституция РФ не исключает того, что лицо, совершившее уголовное преступление иной категории (в том числе, и особо тяжкое преступление), может остаться в должности главы государства [7, с. 104-105]. Высказывается такая точка зрения, что необходимо закрепить основания и порядок привлечения к уголовной ответственности Президента как за совершение уголовных преступлений, так и за нарушение Конституции, неисполнение решений Конституционного суда или иных федеральных судов [8, с. 112].

Основания импичмента в отношении Президента США гораздо шире аналогичных норм, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Согласно разд. 4 ст. II Конституции США основаниями импичмента являются «государственная измена, взяточничество или другие важные уголовные преступления и мисдиминоры». Под мисдиминором в США понимается правонарушение (преступление), наказываемое лишением свободы на срок менее одного года или более мягким наказанием [5, с. 110]. Многие исследователи полагают, что конституционные основания импичмента нельзя считать исчерпывающими, поскольку ими на практике неоднократно являлись не только уголовно наказуемые деяния, но и такие действия должностного лица, которые по своему характеру не являются нарушениями уголовного закона, -серьезные упущения при исполнении должностных обязанностей, нарушения норм морали и иные проступки, подрывающие авторитет правительства [9, с. 62]. Таким образом, в США не исключается возможность возбуждения импичмента (в том числе, и в отношении Президента) по моральным основаниям [10]. Так, одной из статей импичмента в отношении Президента Эндрю Джонсона в 1868 году явилось обвинение его в обращении к Конгрессу без должного уважения и на повышенных тонах.

Импичмент Президента США и отрешение от должности Президента РФ условно можно разделить на две стадии.

I Стадия выдвижения обвинения.

Согласно разд. 2 ст. I Конституции США исключительное право возбуждать импичмент имеет Палата представителей Конгресса США. Он может быть начат любым членом палаты, который вносит заявление о привлечении к ответственности должностного лица. Такое заявление рассматривает юридический комитет палаты (либо специальный комитет), который рассматривает предъявленные обвинения с точки зрения их

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

обоснованности и (в случае их одобрения) формулирует статьи импичмента. Палата представителей изучает статьи импичмента, утверждая их простым большинством от общего состава палаты (то есть, достаточно 226 голосов). Затем принятые статьи импичмента направляются в Сенат.

Конституция РФ закрепляет гораздо более сложную процедуру выдвижения обвинения. Для постановки такого вопроса необходима инициатива не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. При этом предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ и обоснование причастности Президента РФ к этому преступлению. После этого Государственная Дума создает специальную комиссию, в задачу которой входит оценка как соблюдения процедурных правил, так и фактической обоснованности обвинения. После получения заключения этой комиссии Государственная Дума большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ, которое в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации.

Выдвижение обвинения против Президента РФ согласно Конституции РФ должно подтверждаться заключениями высших судебных инстанций страны. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Затем по запросу Совета Федерации Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

II Принятие решения об импичменте (отрешении от должности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сенат согласно разд. 3 ст. I Конституции США имеет исключительное право рассматривать все дела в порядке импичмента. Сенат не вправе каким-либо образом отклонить статьи импичмента и рассматривает обвинения по существу в качестве «высокого суда импичмента». При рассмотрении дела по обвинению Президента США в Сенате председательствует Председатель Верховного Суда. При рассмотрении дела в сенате применяются правила, обычно используемые в суде США: сенаторы, фактически исполняющие здесь обязанности судей, приводятся к присяге, заслушиваются стороны, допрашиваются свидетели, изучаются доказательства [5, с. 35]. Вопрос о виновности должностного лица решается тайным голосованием, и для вынесения обвинительного решения необходимо согласие двух третей присутствующих сенаторов.

Приговор по делам импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать практически любую должность на службе Соединенных Штатов («какую-либо почетную, официальную или приносящую доход должность»). Какого-либо обжалования решения об отстранении от должности законодательством США не предусмотрено. После отстранения от должности виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях по приговору суда.

В Российской Федерации решение об отрешении Президента от должности также принимает верхняя палата парламента - Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Указанное решение должно быть принято в течение трех месяцев со дня выдвижения обвинения Государственной Думой большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты. Если в течение указанного срока решение не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации считается отклоненным.

Сложность процедуры отрешения Президента РФ от должности позволяет некоторым исследователям заявлять, что данный порядок отрешения Президента от должности практически нереализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений [11, с. 357]. Ответственность Президента формально предусмотрена и реализуема, но в самой статье и в Конституции вообще зафиксированы многочисленные, эффективно действующие механизмы, максимально затрудняющие практическую реализацию высшей санкции по отношению к первому лицу в государстве [12, с. 82]. Но, с другой стороны, именно сложность процедуры отрешения от должности Президента не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам [13]. Поскольку в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ, то тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти [14, с. 468].

Что касается практики привлечения высшего должностного лица страны к ответственности, то за более

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

чем 200-летнюю историю существования США ни один из президентов не был отрешен от должности в порядке импичмента. Более того, только в трёх случаях в отношении президента Палатой представителей принимались статьи импичмента.

Первый такой случай произошёл в 1868 году в отношении Президента Эндрю Джонсона. Основным обвинением было принятое Джонсоном решение об отставке министра обороны Эдвина Стэнтона в нарушение Закона о продолжительности пребывания в должности. Всего в отношении Президента было принято 11 статей импичмента. При голосовании по основному пункту обвинения Сенату не хватило одного голоса для отрешения Президента от должности [15, с. 152].

Следующей попыткой импичмента в отношении Президента США стал широко известный «Уотергейтский» скандал с Президентом Ричардом Никсоном. Не дожидаясь процедуры голосования в Палате представителей за статьи импичмента, узнав об отсутствии необходимой поддержки и в Сенате, Ричард Никсон 8 августа 1973 года заявил в телевизионном обращении о своей отставке со следующего дня в связи с «потерей им политической базы». Таким образом, хотя сама процедура импичмента в отношении Никсона и не была доведена до конца, но результат был достигнут - отставка Президента США со своего поста.

Последняя процедура импичмента была инициирована в 1998 году против Президента Уильяма Клинтона. Из четырёх статей импичмента, сформулированных юридическим комитетом Палаты представителей, две статьи были одобрены требующимся большинством голосов на голосовании нижней палаты. Это обвинение в даче ложных показаний под присягой и в попытках воспрепятствовать осуществлению правосудия. Однако в Сенате статьи импичмента были поддержаны примерно половиной сенаторов (вместо требуемых Конституцией США двух третей присутствующих сенаторов), что означало оправдание Президента [15, с. 155].

Около 30 раз юридический комитет Палаты представителей формулировал статьи импичмента, которые не были приняты большинством нижней палаты. Такие попытки предпринимались в отношении Президента Герберта Гувера в 1933 году и Президента Гарри Трумэна в 1952 году.

Ещё примерно в 15 случаях Палата представителей возбуждала процедуру импичмента против высших должностных лиц государства, но юридический комитет Палаты представителей не нашёл оснований для формулирования статей импичмента. Дважды процедура импичмента возбуждалась в отношении Президента Рональда Рейгана (в 1983 и 1985 годах) и Президента Джорджа Буша (оба раза в 1991 году). Последний раз в июне 2008 года заявление об импичменте в отношении Президента Джорджа Буша-младшего, внесенное в Палату представителей, содержало 35 пунктов обвинения, в том числе о введении страны в заблуждение в связи с развязыванием войны в Ираке и об игнорировании сведений разведки об угрозе терактов 11 сентября 2001 года [16, с. 141].

Таким образом, нельзя согласиться с тем, что импичмент является «спящей» прерогативой Конгресса США, напротив законодательная власть имеет сильный механизм контроля за деятельностью исполнительной и судебной власти. Следует признать, что для политической системы США импичмент, как и право президентского вето, есть оружие стратегическое, а не тактическое [10]. Возможность применения этой процедуры в отношении высших должностных лиц государства, включая и самого Президента, оказывает несомненное сдерживающее и предупредительное воздействие для противодействия любым антидемократическим и авторитарным тенденциям. Нет сомнений в том, что и в будущем реально действующий механизм импичмента не утратит своей актуальности.

Что касается нашей страны, то здесь можно отметить две попытки отрешения от должности Президента РФ Б. Н. Ельцина [17, с. 18]. 12 июля 1995 г. Государственная Дума рассмотрела вопрос о создании специальной комиссии Государственной Думы в связи с предложением депутатов Государственной Думы о выдвижении обвинений против Президента Российской Федерации в связи с событиями в г. Буденновске во время военных действий в Чеченской Республике, но по результатам голосования постановление принято не было.

В 1998 году Государственная Дума создала специальную комиссию по рассмотрению пяти пунктов обвинения против Президента. Заключение комиссии было вынесено на рассмотрение Государственной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Думы, но ни один из пунктов обвинения не получил необходимых 2/3 голосов депутатов для продолжения процедуры отрешения от должности Президента. Тем не менее, сама постановка вопроса, скрупулезная годичная работа специальной комиссии Госдумы, всестороннее рассмотрение и оценка деятельности Б. Н. Ельцина на пленарных заседаниях Думы, горячая общественная полемика по основным проблемам жизни страны и общего политического процесса, обсуждение импичмента в средствах массовой информации, на собраниях и митингах — все это возымело огромное влияние на страну и формирование национального воззрения на суть и смысл правового государства в современном мире, роль и ответственность Президента РФ как гаранта Конституции РФ и высшего руководителя государства [6]. В настоящее время институт отрешения Президента РФ от должности как важный демократический институт защиты народа и общества от произвола правителя, действующий во многих странах мира, прочно вошел в жизнь российского общества.

Список использованной литературы:

1. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. - М.: Русский язык,1992. - 848 с.

2. Словарь по политологии / Под ред. проф. В. Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.

3. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001.

- 790 с.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Мишин А. А., Власихин В. А. Конституция США: политико-правовой комментарий. - М.: Международные отношения, 1985. - 336 с.

6. Румянцев О. Г. Отрешение президента России от должности: конституционно-правовые проблемы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Олега Германовича Румянцева: [сайт]. [2006]. URL: http://rumiantsev.ru/a465/

7. Шатманова О. А. Правовое регулирование предъявления импичмента президенту в правовом государстве // Социология и право. 2012. №2. С. 101-106.

8. Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: Теория и практика

- М.: Юрисъ, 2006. - 345 с.

9. Егоров С. А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. - М., 1993. - 198 с.

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов [Электронный ресурс] / Мишин А. А. - М.: Статут, 2013. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мазуров А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». - М.: Частное право, 2006. - 392 с.

12. Марино И. Отрешение Президента Российской Федерации от должности: разработки, концепции, позиции участников конституционного совещания 1993 г. // Вестник Пермского университета. 2010. №2. С. 71-83.

13. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М.: Проспект, 2010. - Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ.РУ».

14. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

15. Домрин А. Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права. 2004. № 7. С. 146-156.

16. Мамбетова К. М. Досрочное прекращение полномочий президента США. Правовая основа и практика применения // Право и управление. XXI век. 2013. № 2. С. 135-142.

17. Коровникова Е. А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. С. 18-22.

© Е. Н. Тязин, А. С. Кочнев, 2016

cyberleninka.ru


Смотрите также