Дамба в сша


Плотина Гувера в США, Аризона: фото, строительство, где находится

В часе езды от Лас-Вегаса находится уникальный объект, признанный исторической достопримечательностью и национальным памятником архитектуры Соединенных Штатов Америки – это плотина Гувера (англ. Hoover Dam). Бетонная дамба, высотой с семидесяти этажный дом (221 м), поражает воображение. Огромная конструкция втиснута между уступов Черного каньона и вот уже более 80 лет сдерживает непокорный нрав реки Колорадо.

Помимо плотины и действующей электростанции, туристы могут посетить музейный комплекс, полюбоваться панорамными пейзажами, пересечь границу между Невадой и Аризоной по арочному мосту, расположенному на высоте 280 метров. Выше уровня плотины находится огромное рукотворное озеро Мид, где принято рыбачить, кататься на лодках и отдыхать.

История создания плотины Гувера

Местные племена индейцев называют Колорадо Великим Речным Змеем. Река берет начало в Скалистых горах, которые являются главным хребтом в системе Кордильер Северной Америки. Каждую весну река, бассейн которой составляет более 390 кв. км, переполнялась талыми водами, в результате чего выходила из берегов. Нетрудно представить, какой огромный ущерб приносили наводнения фермерским хозяйствам.

К двадцатым годам прошлого века вопрос стоял настолько остро, что обуздание разрушительной силы Колорадо стало политическим решением. Многие хотят узнать, зачем построили плотину, а ответ достаточно простой – для контроля над уровнем воды реки. Также водохранилище должно было решить проблему водоснабжения районов Южной Калифорнии и в первую очередь интенсивно растущего Лос-Анжелеса.

Проект требовал серьезных капиталовложений, и в результате дебатов и обсуждений в 1922 году было подписано соглашение. Представителем со стороны правительства выступал Герберт Гувер, будучи в то время министром торговли. Отсюда и название документа – «Компромисс Гувера».

Но прошло долгих восемь лет до момента, когда на амбициозный проект правительство выделило первые субсидии. Как раз в тот период у власти находился Гувер. Невзирая на то, что после изменений проекта было известно, где находится новое место строительства, его до 1947 г. назвали Boulder Canyon Project. Только по прошествии 2 лет после смерти Гувера в 1949 году сенат принял окончательное решение по этому вопросу. С этого момента плотина стала официально носить имя 31 президента США.

Как строили плотину Гувера

Договор о выполнении работ по строительству дамбы в результате конкурсного отбора достался группе компаний Six Companies, Inc, которых принято называть Большой шестеркой. В мае 1931 года началось строительство, а его окончание пришлось на апрель 1936 года, значительно опередив график. Проект предусматривал применение нестандартных инженерных решений и хорошей организации строительного процесса:

  1. Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
  2. Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
  3. Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
  4. Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени египетских пирамид. Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.

Подвиг строителей

Стройка пришлась на тяжелое время, когда в стране было множество людей без работы и места жительства. Строительство буквально спасло множество семей, создав несколько тысяч рабочих мест. Несмотря на тяжелые условия и отсутствие в начальный период элементарных удобств, поток нуждающихся в работе не иссякал. Люди приезжали семьями и селились в палатках возле стройки.

Оплата труда была почасовая и начиналась от 50 центов. Максимальная ставка была установлена на уровне $1.25. По тем временам это были приличные деньги, желанные для тысяч безработных американцев. Ежедневно на площадках работало в среднем 3-4 тысячи человек, но помимо этого дополнительная работа появилась в смежных отраслях. Этот подъем был ощутим в соседних штатах, где находились сталелитейные заводы, шахты, фабрики.

По условиям контракта между представителями подрядчика и правительством были оговорены правила, ограничивающие прием на работу по расовой принадлежности. Приоритетом для работодателя являлись специалисты, ветераны военных действий, белые мужчины и женщины. Небольшая квота была оговорена для мексиканцев и афроамериканцев, которых использовали в качестве самой дешевой рабочей силы. Категорически запрещалось принимать на строительство людей из Азии, особенно китайцев. Правительство имело печальный опыт при строительстве и восстановлении Сан-Франциско, где диаспора китайских рабочих настолько разрослась, что стала самой большой в США.

Для строителей было запланировано создание временного городка, но подрядчики скорректировали график, стараясь увеличить скорость строительства и рабочие места. Поселок был возведен только через год. Большая шестерка расселяла рабочих в капитальные дома, наложив на жителей целый ряд запретов. Когда была построена плотина, город смог получить официальный статус.

Для строителей это был нелегкий хлеб. В летние месяцы температура могла долго держаться на уровне 40-50 градусов жары. Проходчики и скалолазы практически каждую смену рисковали жизнью. Официально зарегистрировано 114 смертельных случаев, но в реальности их было значительно больше.

Значение проекта

Создание плотины Гувера обошлось Америке в огромную по тем временам сумму – 49 млн. долларов. Всего за пять лет была завершена уникальная по масштабам стройка. Благодаря водохранилищу фермерские хозяйства Невады, Калифорнии и Аризоны на сегодняшний день имеют необходимый запас воды и могут полноценно развивать орошаемое земледелие. Города всего региона получили дешевый источник электроэнергии, что дало толчок к развитию промышленности и росту населения. По мнению историков, со строительством плотины Гувера связано быстрое развитие Лас-Вегаса – игорной столицы Америки, которая за небольшой отрезок времени превратилась из маленького провинциального городка в помпезный мегаполис.

До 1949 г. электростанция и дамба считались самыми большими в мире. Плотина Гувера находится в государственной принадлежности правительства США и играет важную роль в поддержке баланса потребления электроэнергии в западных районах страны. Автоматизированная система управления станцией введена в 1991 году и отлично работает даже без участия оператора.

Плотина Гувера привлекательна не только в качестве уникального инженерного сооружения. Отмечена и ее архитектурная ценность, которая связана с именем известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешнее оформление плотины, водозаборных башен, музея и мемориального комплекса позволили рукотворному сооружению гармонично вписаться в панораму каньона. Плотина – объект чрезвычайно популярный и узнаваемый. Трудно представить человека, который бы отказался сделать фото на фоне такой захватывающей красоты.

Именно поэтому компании и общественные организации любят устраивать в районе плотины Гувера рекламные или протестные акции. Дамба Гувера очень популярна у кинематографистов. Ее спасал Супермен и герой фильма «Универсальный солдат», пытались разрушить хулиганы Бивис и Баттхет. На целостность бетонной стены покушался трогательный Гомер Симпсон и грозная армия Трансформеров. А создатели компьютерных игр заглянули в будущее плотины Гувера и придумали для нее новую форму существования после ядерной войны и всемирного апокалипсиса.

Даже по прошествии десятилетий, с появлением еще более масштабных проектов, плотина продолжает удивлять. Сколько упорства и мужества потребовалось, чтобы создать и выстроить такое уникальное инженерное сооружение.

www.miroworld.ru

Плотина Гувера. США

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке. Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Загрузка карты...

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов. Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м3/с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше. В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50oС, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе Саксайуаман в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя. Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции. 26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».

Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название. На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».

Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность. Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.

Интересные факты про Плотину Гувера

  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото

cattur.ru

11 самых ужасных аварий на дамбах в мире

Немедленная эвакуация объявлена из-за разрушения самой высокой в США плотины в городе Оровилл и угрозы ее аварии. Эрозия аварийного водосброса может привести к неконтролируемому сбросу воды из озера Оровилл, заявляют власти штата. Объем воды в озере оценивается более чем в 4,3 миллиарда кубометров. Чтобы не допустить обрушения плотины, сброс воды усилили до 100 тысяч кубических футов (2,8 тысячи кубометров) в минуту. Ранее разрушению подвергся основной водосброс. Как сообщал департамент водных ресурсов Калифорнии, запасной водосброс плотины Oroville может разрушиться в течение часа, что приведет к разливу неконтролируемого потока воды из озера Оровилл в северной части штата. По данным агентства Ассошиэйтед Пресс, в городе Оровилл живут около 16 тысяч человек, которые должны направится в город Чико, расположенный севернее, и в другие города. Помимо Оровилла, в список включены населенные пункты вдоль реки Фетер, в том числе Гридли (6 тысяч жителей), Биггс (1,7 тысячи), Юба-Сити (65 тысяч), Лома Рика (2 тысячи). Позже зону эвакуации несколько раз расширяли. Как сообщил шериф округа Бьютт Кори Хони, власти рекомендовали эвакуировать 188 тысяч человек. Как ранее писали Вести. Экономика, стихийное бедствие набирает обороты и еще не остановилось. Весь мир следит за тем, как вода прибывает. Плотина продолжает разрушаться: уже эвакуировано около 200 тыс. местных жителей, сообщаются американские СМИ. По их данным, если дамба продолжит разрушаться, то под водой окажется несколько населенных пунктов, а это значит, что стихийное бедствие принимает масштабы сравнимые с самым разрушительным ураганом «Катрина» в Новом Орлеане. Экономисты пока не делают расчетов об ущербе, но говорят о том, что для восстановления потребуется колоссальные суммы. Тогда после мощного урагана «Катрина» без жилья осталось более 100 тыс. семей, а сейчас уже объявлена эвакуация в Калифорнии около 70 тыс. семей. Речь идет о том, что Конгрессу США потребуется сделать вклад, сравнимый с последствиями в 2005 г. в Новом Орлеане. Представляем самые крупные катастрофы на дамбах в мире.

1. Разрушение плотины Сент-Френсис

Плотина Сент-Фрэнсис была бетонной арочно-гравитационной плотиной, построенной в целях создания резервуара для водоснабжения города Лос-Анжелес. Плотина рухнула за три минуты до полуночи 12 марта 1928 г., в результате чего погибли более 600 человек. Катастрофа плотины Сент-Фрэнсис — одна из самых крупных инженерных катастроф в США. Вода понеслась по каньону стеной, достигавшей в высоту до 40 метров, и снесла электростанцию, находившуюся в 25 километрах ниже по течению. Затоплена была долина на 80 километров. Причиной масштабности данной аварии послужила, с одной стороны, недостаточная инженерная бдительность при появлении первых трещин в возводимой бетонной плотине. Но, как признал суд, недостаточным был также контроль правительственных организаций над проектированием и строительством объекта. Главное — был обнаружен палеоразлом под восточной опорой плотины лишь после трагедии.

2. Подрыв ДнепроГЭС в 1941 году.

Тяжёлая, но необходимая операция была предпринята советским руководством в связи с вражескими атаками с целью захвата ДнепроГЭСа и плотины, через которую планировалось ворваться в город Запорожье. От взрыва в теле плотины образовалась большая брешь, пошёл активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях. Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих». Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась днепровской поймой, заливая всё на своём пути. Вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятков тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час была снесена. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Количество погибших и материальный ущерб были катострофические.

3. Катастрофа на плотине Мальпассе в 1959 году

Плотина Мальпассе — бетонная арочная плотина на реке Рейран, построенная примерно в 7 км к северу от города Фрежюс (южная Франция, департамент Вар, Лазурный Берег). Плотина предназначалась для целей ирригации и водоснабжения. 2 декабря 1959 года плотина Мальпассе рухнула, город Фрежюс подвергся практически полному затоплению. В результате наводнения погибло 423 человека (по официальным данным), общий размер ущерба в денежном эквиваленте составил около 68 млн долларов США. Причины созревали постепенно: не в полном объёме было выполнено геологическое исследование; строители «экономили» затраты на качественный бетон ввиду скудного финансирования; в непосредственной близости от сооружения военные производили взрывы; с применением взрывчатки рядом велось строительство автошоссе; проливные дожди переполнили водохранилище.

4. Катастрофа на плотине Вайонт

Плотина Вайонт — арочная бетонная плотина рядом с горой Монте Ток на реке Вайонт, притоке реки Пьяве в провинции Беллуно на севере Италии, построенная в 1961 году, в основном, для выработки электроэнергии. По первоначальному проекту, образованное плотиной водохранилище должно было иметь объём 0,169 км∎, после катастрофы 1963 года не заполнено, значительная часть первоначального водоема заполнена материалом оползня, произошедшего при аварии. В результате обильных дождей часть скалы сошла в водохранилище. Поднявшаяся волна высотой 200 метров перехлестнула через гребень плотины. Вода смыла только около 1 метра верхнего слоя дамбы, но и этого было достаточно, чтобы в долине реки Пьяве было уничтожено наводнением 5 деревень, погибло, по разным подсчётам, от 1900 до 2500 человек, полностью погибли 350 семей.

5. Разрушение плотины ГЭС Байньцяо

Дамба Баньцяо — плотина на реке Жухэ в уезде Биян городского округа Чжумадянь провинции Хэнань, КНР. Дамба печально известна катастрофой, произошедшей здесь 8 августа 1975 года, когда она стала крупнейшей из 62 дамб, прорванных наводнением, вызванным тайфуном Нина. Существуют разные оценки числа жертв катастрофы, официальное число — около 26 тыс. человек, — учитывает лишь непосредственно утонувших при самом наводнении; c учётом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, полное число жертв составляет, по разным оценкам, 171 тыс. или даже 230 тыс.. Кроме этого, погибло свыше 300 тыс. голов скота и было разрушено примерно 5,96 млн зданий.

Наводнение в городе Серове 14 июня 1993 года — стихийное бедствие, вызванное прорывом плотины Киселёвского водохранилища на реке Каква в пригороде Серова Свердловской области. В результате резкого подъема воды в реке Каква ниже плотины произошло затопление 69 км² поймы реки, жилых массивов города Серова, поселков Ново-каквинский, Горпарк, Правобережные Каквы, Правый берег Каквы, Старое Медянкино, Сталеваровский и части поселков Мякоткино, Завокзальный, Новое Медянкино. От наводнения пострадало 6,5 тыс. человек, из них 15 человек погибли, а 8 пропало без вести. Было госпитализировано 43 человека. В зону затопления попало 1772 дома, понесли ущерб 1373 домовладельца, 1250 домов стали непригодными для жилья. Были разрушены железнодорожный и 5 автомобильных мостов, размыто 500 м главного железнодорожного пути и 3,5 км путей железнодорожного тупика. 7. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии была приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследования Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции. Имущество Саяно-Шушенской ГЭС было застраховано в РОСНО на $200 млн, сотрудники также были застрахованы в РОСНО на 500 тысяч рублей каждый. 18 погибших и 1 пострадавший были застрахованы в ООО «Росгосстрах», общая сумма выплат превысила 800 тыс. рублей.

8. Прорыв дамбы на реке Фухэ

Прорыв дамбы на реке Фухэ в Китае произошел в июне 2010 года из-за проливных дождей. Из зоны прорыва были эвакуированы около 100 тысяч человек. Всего в десяти территориальных единицах Южного и Восточного Китая из-за проливных дождей, вызвавших наводнения и сходы оползней, погибли 199 человек, считаются пропавшими без вести 123 человека. Из опасных районов было эвакуировано почти 2,4 миллиона человек. Так или иначе от стихии пострадали 29 миллионов жителей. Экономический ущерб от непогоды составил около 42 миллиардов юаней (6,2 миллиарда долларов США). 9. Прорыв плотины на реке Инд Прорыв плотины на реке Инд в Пакистане произошел 5 августа 2010 года. Уничтожено до 895 тысяч домов, затоплено более 2 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 1700 человек погибло. Наводнение, по данным ООН, затронуло до 20 миллионов человек в стране.

10. Прорыв плотины на реке Цяньтан

Прорыв плотины на реке Цяньтан произошел неподалеку от города Ханчжоу в провинции Чжэцзян на востоке Китая 1 сентября 2011 года. Сотни китайских туристов пострадали во время прорыва плотины, расположенной на реке Цяньтан. Каждый год в конце лета к реке съезжаются тысячи туристов для того, чтобы увидеть красивый прилив и огромную волну, которая порой достигает 9 метров в высоту. В 2011 году волна была настолько сильной, что прорвала плотину и смыла многих зрителей, которым в итоге понадобилась медицинская помощь, после того, как беспощадная волна прокатилась прямо по толпе людей, сбив их с ног, что видно на поразительных фотографиях к новости.

11. Катастрофа в Новом Орлеане

В результате урагана, обрушившегося на США в 2005 году, пострадали многие населенные пункты, однако жителям Нового Орлеана досталось больше всего. В городе в результате урагана Катрина была разрушена плотина, и 80% города оказалось затопленной. Губернатор штата Луизиана отдала приказ об эвакуации всех жителей города, включая несколько десятков тысяч человек, которые обосновались на стадионе «Супердоум». В Новом Орлеане были затоплены оба аэропорта, затопило всемирно известный французский квартал, знаменитый своими архитектурными памятниками. Там, куда вода еще не добралась, действовали мародеры — грабили магазины и банкоматы. Местные власти признавались, что не могут справиться с разбоем: все силы были брошены на оказание помощи пострадавшим.

news.rambler.ru

Плотина Гувера

С момента своего завершения Плотина Гувера на реке Колорадо, на границе между штатами Аризоной и Невадой, стала самой большой плотиной в мире. Ее тут же признали современным чудом света.

Плотина Гувера — одна из самых высокий дамб в мире и крупнейшая гидротехническая электростанция США. Хотя на самом деле плотина Гувера - не совсем плотина, это скорее дополнительная стена высотой до 220 м, удерживающая воды реки Колорадо в Черном каньоне, в 50 км к юго-востоку от Лас-Вегаса, в штате Невада. Она запирает озеро Мид, самое большое искусственное водохранилище в США.

Технически плотина Гувера представляет собой железобетонную стену, выгнутую в сторону озера Мид. Благодаря такой изогнутой форме стена легко выдерживает напор 35 млрд куб. м воды. Сооружение этой стены было когда-то настоящим вызовом современным технологиям. Несусветная жара пустыни, когда летом столбик термометра поднимается до 50 °С, стала главной проблемой с самого начала. Из-за высокой температуры нельзя было просто залить весь бетон в опалубку. В этом случае высокая температура окружающей среды не позволила бы жидкой массе бетона затвердеть всего-навсего 125 лет! Было решено применить другую технику. Инженеры собрали плотину Гувера из отдельных бетонных блоков, которые скрепляли между собой прямо на месте.

В бетонных блоках заранее оставляли систему труб. В них наливали ледяную воду. Вода охлаждала массу бетона, и он застывал как положено. После чего бетон заливали в сами трубы. Это к тому же сделало сооружение более прочным. Трубы не только исполнили роль арматуры (металлических балок, составляющих каркас современных железобетонных конструкций), но и надежно скрепили между собой отдельные блоки. Все блоки имели равную высоту - 1,5 м. Остальные габариты зависели от того, в какой точке плотины предполагалось поместить каждый отдельный блок. Самые большие имели сечение 7,6 X 18 м, самые маленькие - 7,6 X 7,6 м. Всего для плотины понадобилось 2,6 млн куб. м бетона - такое количество бетона трудно даже представить! Его хватило бы для прокладки дорожного покрытия толщиной 20 см и шириной 5 м через все Штаты, от Сан-Франциско до Нью-Йорка!

Реке Колорадо следовало изменить свое русло на время строительства. С этой целью в стенах каньона были пробиты огромные туннели, по которым строители отводили воду. Всего получилось 4 туннеля, самый большой с просветом 17 м в диаметре, длиной 5 км. На стройке трудилось 3500 человек, из которых 96 погибли.

Изначально предполагалось, что плотина обойдется в 49 млрд долларов. Но в итоге эта цифра выросла более чем втрое: 165 млрд! Непомерно высокие расходы окупились за счет продажи электроэнергии и туризма только к 1985 г. С этого времени плотина Гувера была вычеркнута из списков должников и начала приносить чистую прибыль.

Факты

  • Время строительства: Плотина Гувера была построена между 1931 и 1 935 гг. Ее стоимость обошлась в 1 65 млрд долларов.
  • Производство электроэнергии: Электростанция запущена 1 2 сентября 1 936 г. Сейчас 1 7 современных турбин вырабатывают 2000 МВт электроэнергии в год. Это равно более 4 млрд кВт-ч электроэнергии, которой хватает, чтобы
  • удовлетворить нужды 1,3 млн американцев, живущих в юго-западных штатах.
  • Строительные материалы: Плотина Гувера построена из 2,6 млн куб. м бетона и весит 6,6 млн тонн.
  • Размеры водохранилища: Озеро Мид имеет длину 177 км, площадь 640 кв. км и береговую линию 885 км. Максимальная глубина 180 м, емкость - до 35 млрд куб. м воды.

wikiway.com


Смотрите также