Численность индейцев в сша


Геноцид коренного населения америки в США

Латинская Америка

Колонизация Америки происходила путём выселения из родных мест и истребления коренного населения Америки.

3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтераа на трёх суднах: Нинья, Пинта и Санта Мария, в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.

12 октября Колумб, со своим экипажем в 90 человек, высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова. В своём личном дневнике, в этот же день, Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями:

«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».

Позже Колумб не раз описывал в бортовых журналах красоту островов и их дружелюбных, счастливых, мирных жителей, а через два дня после первого контакта, 14 октября того же года, в одном из бортовых журналов была сделана запись:

«50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим и отдают нам, всё, что мы у них просим».

15 марта 1493 года Христофор Колумб вернулся в Испанию. Из своего первого путешествия он привёз растения, животных и шестерых индейцев.

25 сентября 1493 года Колумб отплывает в Америку на 3-х караках, 17 каравеллах с 1 500 людьми на борту. Именно с этой экспедицией в Новый Свет была завезена большая партия мастифов и грейхаундов, обученных для нападения на людей. Также применялись массовые повешения, организовывались карательные походы.

Во время второй экспедиции Колумб занимался поисками золота и «Великого китайского ханства» вдоль южного побережья Кубы, а также занимался продажей индейцев в рабство. Вооружённый аркебузами и боевыми собаками отряд объезжал верхом индейские деревни с целью обмена золота. При оказании сопротивления испанцы забирали золото силой, а людей обращали в рабство.

Испанец, кормящий гончих детьми индейцев. Старинная гравюра.

После королевской экспедиции в «Новый мир», в Испании появилось много «охотников» за золотом, которые организовывали частные экспедиции. Испанская монархия взимала с них 1/3 часть, а позже 1/5. Короли наделяли колонистов землями и позволяли им принуждать живущих на них аборигенов сеять поля и сажать огороды для «новых хозяев». Испанцы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить человека одним ударом сабли сверху донизу. За одного убитого испанца убивали сто индейцев. С момента ввоза на континент собак испанцы кормили их убитыми индейцами. Одно сохранившееся письмо испанца гласит:

…когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми…

Во время этого похода на Испаньолу прибыл Бартоломе де Лас Касас. Увиденное им состояние местных жителей, а также самих испанцев, Бартоломе оценил как ужасное и по возвращении в Испанию доложил монархам о плохом состоянии ведения дел Колумбом и его братьями. Впоследствии он не раз вставал на защиту коренного населения Америки. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке — в частности, на Карибах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике — среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Немногим позже испанские монархи послали для проверки Хуана Агуадо, который доложил в конце 1495 года о высокой смертности индейцев по причине жестокой политики колонистов. Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в квартал (3 месяца) платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой «налог» выдавался медный жетон с датой последней выплаты. Жетон, таким образом, продлевал право жить на три месяца. Если дата на жетоне была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню.

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553).

Выполнить требование закона было нереально, поскольку индейцам нужно было бросить обрабатывать свои поля, охоту и заниматься только добычей золота. Начался голод. Ослабленные и деморализованные, они превращались в лёгкую добычу для инфекций, занесённых испанцами.

В 1498 году вступил в действие закон о принудительном труде индейцев на испанцев. Поводом послужило недовольство доходами, получаемыми со сбора золота и продажи аборигенов в рабство.

В июле-сентябре 1539 года конкистадор Франсиско де Чавес сровнял с землей Королевство Каруа Кончукос, входившее до 1533 года в состав Империи инков (народность кончуко занимала территорию, которая сейчас отвечает провинциям Пальаска и Коронго, на севере департамента Анкаш, Перу) и убил 600 детей младше трехлетнего возраста, что стало самым массовым убийством детей в истории.

В 1598 году, в ответ на убийство 11 испанских солдат, дон Хуан де Онате совершил карательную экспедицию и в трёхдневном сражении у горы Акома (название горы произошло от названия племени жившего на ней) уничтожил 800 индейцев и приказал ампутировать левую ногу каждому мужчине племени старше 25 лет.

В годы, предшествующие 1835, португальское правительство пыталось подчинить индейцев, создавая «местное правительство». В результате вспыхнуло восстание в Белен усилиями нескольких племён, которое было подавлено.

Причиной многочисленных жертв среди индейцев племени Яномами, проживавшими в дельте реки Амазонка, послужила богатая полезными ископаемыми территория, на которой проживало племя. Большое количество индейцев погибло от инфекций, занесённых туда строителями и солдатами. На сегодня численность Яномами составляет около 500 человек; для сравнения — в 1974 году их численность составляла приблизительно 2 000 человек.

Североамериканские колонии

Вечером 26 мая 1637 года английские колонисты под командованием Джона Андерхилла, в союзе с могиканами и племенем наррагансетт, атаковали деревню племени пекотов (на территории современного штата Коннектикут) и сожгли заживо приблизительно 600—700 человек.

В 1740 году один французский путешественник писал:

«…сотни миль речных берегов без признака человеческой жизни и некогда процветающих деревень, которые были опустошены и пусты.»

8 марта 1782 года 96 крещёных индейцев были убиты американским народным ополчением из штата Пенсильвания во время Войны за независимость США. Инцидент произошёл в миссии моравских братьев под названием Гнаденхюттен, которая была расположена рядом с нынешним городом Гнаденхюттен в штате Огайо.

Индейцев спаивали алкоголем, натравливали друг на друга; их использовали в качестве «союзников» в войнах между английскими и французскими колонизаторами за господство в Северной Америке, обманывали, нарушали договоры; у индейцев силой отнимались их земли и оттесняли дальше вглубь материка на неплодородные земли. Колонизаторы вели настоящую охоту за скальпами индейцев. Законодательные собрания колоний Новой Англии назначали высокую цену от 50 до 100 фунтов стерлингов за каждый доставленный скальп, в том числе за скальпы индейских женщин и детей. Также известен факт, когда сенат США заключил с племенем чероки договор о купле 8 млн акров их земли за 50 центов за акр. Позже эти земли продавались золотодобытчикам по 30 тыс. долларов за акр. Обманным путём была выкуплена у индейцев и современная территория Манхэттена.

США

Во время революционной войны и после окончательной независимости США вооруженные столкновения между поселенцами и индейцами не были редкостью. Некоторые события отличались жестокостью или трагичностью, и получили широкую огласку. 30 апреля 1774 года произошла резня у Жёлтого Ручья, близ современного Уэлсвилля (штат Огайо). В период напряжённых отношений и регулярных конфликтов между жителями самых удалённых населённых пунктов США и индейцами, от рук группы из 22-30 вирджинских приграничных поселенцев, во главе которых стоял Дэниэл Грейтхауз, погибли не менее десятка индейцев из племени минго, среди которых были брат, и по некоторым источникам также жена, племянник, и сестра Логана. Убитая сестра Логана — Кунай, имела с собой 2-месячную дочь, которую оставили в живых и передали отцу Джону Гибсону, в то время одному из знатных белых торговцев в районе, и в будущем управляющим территорией Индианы.

В 1825 г. Верховный суд США в одном из решений формулирует Доктрину открытия, согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. На основании данной доктрины уже в 1830 г. принят Закон о переселении индейцев, жертвами которого становятся Пять цивилизованных племён.

26 февраля 1860 года на острове Индиан-Айленд, у побережья северной Калифорнии шесть местных жителей, землевладельцев и бизнесменов, устроили резню индейцев племени Вийот, убив топорами и ножами по крайней мере 60, и возможно более чем 200 женщин, детей и стариков.

В 1867 году появляется Закон о переселении индейцев в резервации. Индейские резервации зачастую создавались в непригодных для сельского хозяйства местах. Большие резервации расположены на плато Колорадо в штате Аризона (племя навахов), в горах на севере штата Юта, на Великих равнинах в штатах Северная Дакота и Южная Дакота, по течению реки Миссури (племя индейцев сиу), на межгорном плато в штате Вайоминг и в предгорьях Кордильер в штате Монтана (индейцы-шайенны). Большое число резерваций находится вдоль границы США и Канады.

29 декабря 1890 года в окрестности города Вундед-Ни штата Южная Дакота, в результате хаотичной перестрелки, начавшейся из-за случайного выстрела в процессе разоружения племени Лакота армией США, погибло около 150 индейцев, и около 50 получили ранения. Здесь индейцы собрались, чтобы провести популярные у них «пляски духов».

В XIX веке имело место широкомасштабное истребление бизонов, ослабившее многие племена прерий. По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов составляла 30-40 миллионов животных, а к концу века они были истреблены почти поголовно: осталось менее одной тысячи. Американский генерал Филип Шеридан писал: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Шеридан в конгрессе США предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность истребления бизонов. Также Шеридан является автором высказывания «Хороший индеец — мёртвый индеец»

В 1850 года на первой сессии Законодательное собрание штата Калифорнии приняло «Закон об управлении и защите индейцев» который обозначил принципы будущих взаимоотношений между белыми и индейцами. Предоставляя индейцам некоторую юридическую защиту, Акт тем не менее зафиксировал неравенство белых и индейцев перед законом и положил начало широкому злоупотреблению в отношении использования индейцев в качестве рабочей силы, хотя и разрешая им проживать на частных землях. В течение 1851 и 1852 годов Законодательное собрание Калифорнии одобрило выделение 1,1 миллиона долларов на вооружение и содержание отрядов милиции для «подавления враждебно настроенных индейцев» и 1857 году выпустило бонды на сумму 410 тыс. долларов для тех же целей. Хотя, теоретически имев целью разрешить конфликты между белыми и индейцами, эти выплаты только стимулировали формирование новых отрядов добровольцев и попытку уничтожить всех индейцев в Калифорнии.

На уровне местных муниципалитетов практиковались вознаграждения за убитых индейцев. Власти Шаста-Сити в Северной Калифорнии выплачивали 5 долларов за голову индейца в 1855 году, поселение вблизи Марисвилла в 1859 году выплачивало вознаграждение из пожертвованных населением средств «за каждый скальп или другое убедительное подтверждение», что индеец был убит. В 1861 году в округе Техама существовали планы создания фонда «на оплату за скальпы индейцев» и двумя годами позже в Хани-Лейк выплачивали 25 центов за скальп индейца.

Немецкий этнолог Густав фон Кенигсвальд сообщил, что члены антииндейской милиции «отравили стрихнином питьевую воду деревни Кайнганг… вызвав смертельный исход приблизительно двух тысяч индейцев всех возрастов».

В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались коренные народы со стороны граждан Соединённых Штатов».

Статистика

Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч.

В 1960-е годы в Испании Карлом Сойером был обнаружен в архивах исторический документ написанный Бартоломео — братом Колумба, который был на то время губернатором острова Эспаньола. В документе зафиксированно, что в 1496 году на острове было 1 млн 100 тыс. индейцев. Однако испанцы владели половиной острова и не учитывали женщин и детей. Отсюда можно сделать вывод, что индейцев было около 3 млн только на контролируемой испанцами территории. Уже через одно поколение (примерно 30 лет, около 1526 года) испанцы насчитали 11 тыс. индейцев, при том что испанские владения расширились.

Спорность вопроса о геноциде

Однако то, были ли индейцы именно жертвами геноцида, является неоднозначным и вызывающим споры вопросом в истории депопуляции коренного населения Америки. После организованного нацистами Холокоста во время Второй мировой войны, геноцид был определён как преступление «с намерением уничтожить, частично или полностью, национальную, этническую или религиозную группу как таковую». В контексте колонизации Америки спорность вопроса в основном заключается в правомерности определения депопуляции, у которой было ряд причин, этим термином.

Историк Дэвид Станнард считает, что коренное население Америки (включая Гавайские острова) стало жертвой «Евроамериканской геноцидной войны», признавая, что большинство индейцев умерло в результате опустошительных эпидемий от инфекций, занесённых колонизаторами. По его оценкам погибло почти 100 миллионов от того, что он назвал «Американским холокостом». Взгляды Станнарда разделили Киркпатрик Сейл, Бен Кирнан, Ленор Стиффарм, Фил Лейн Мл. и другие. Эти воззрения в дальнейшем были развиты в публикациях Уорда Черчила, бывшего профессора Колорадского университета в Боулдере, который в частности высказал мнение, что «дело сделано по злому намерению, а не природой».

Утверждение Станнарда о 100 миллионах жертв было оспорено, как не основанное на каких-либо демографических данных, а также то, что Станнард не делал различия между смертью от насилия и смертью в результате заболевания.

В отличие от оценки Станнарда, политолог Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, оценивает, что за весь период европейской колонизации от 2 до 15 миллионов индейцев стало жертвой геноцида.

Раммел писал:

Даже если эти цифры хотя бы отдалённо отражают реальные, покорение Америки можно считать одним из самых кровавых и продолжительных геноцидов в мировой истории.

С другой стороны, Нобл Дэвид Кук, латиноамериканист и профессор истории Флоридского международного университета, считает что публикации Станнарда, как и других авторов работ, приуроченных к 500-й годовщине открытия Америки, являются непродуктивным возвратом к объяснению депопуляции в стиле чёрной легенды.

Хотя никто из авторитетных учёных не отрицает смерть и страдания, причинённые европейцами коренному населению Америки, тем не менее большинство историков оспаривает тот факт, что геноцид, являющийся «преступлением с намерением», был на самом деле намерением европейских колонизаторов в Америке. Так, историк Стаффорд Пул писал:

Есть другие термины для описания того, что случилось в Западном полушарии, но геноцид не из их числа. Это хороший пропагандистский термин в эпоху, когда слоганы и выкрики заменили размышления и исследования; использование его в этом контексте обесценивает как сам термин, так и ужас, пережитый евреями и армянами, как двумя примерами крупнейших жертв этого столетия.

Аргументы против того, что имел место геноцид индейцев можно разделить на 3 основные группы:

  • Колонизация Америки фактически была войной, в которой в определённые периоды и на определённых территориях перевес оказывался на разных сторонах. При этом индейцы неоднократно сами начинали боевые действия.
  • В уничтожении индейцев иногда принимали участие не только белые, но и сами индейцы, которые враждовали между собой, уничтожали друг друга, служили белым колонистам, принимали участие в военных действиях против враждебных им племен, а зачастую и сами начинали их, за что получали от белых материальную или иную выгоду.
  • Подавляющее большинство индейцев погибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, невольно занесённым европейскими колонистами.

Большинство американских историков воздерживаются от употребления термина «геноцид» для описания депопуляции коренного населения Америки как такового, ряд историков вместо рассмотрения всей истории европейской колонизации как единого и продолжительного акта геноцида, рассматривает отдельные войны и кампании как геноцидные, как по намерению, так и по последствиям. Обычно в их число включают Войну с пекотами (1637) и кампании против племён Калифорнии, начавшиеся в 1850 году.

Депопуляция в результате эпидемий

Умирающие от оспы индейцы. Изображение из «Флорентийского кодекса» Бернардино де Саагуна.

Вместе с европейскими поселенцами в Америку были завезены характерные для Старого Света инфекционные болезни, такие, как оспа, тиф, корь, грипп, бубонная чума, холера, малярия и другие. Европейские поселенцы обладали иммунитетом к инфекционным заболеваниям, заведомо отсутствовавшим у индейцев. Высказывались предположения, что все эпидемические болезни Евразии и Африки были в конечном счете получены человеком от домашних животных — это была своего рода плата за освоение скотоводства, практически не получившего развития в доколумбовой Америке. По некоторым оценкам, смертность среди индейцев при заболевании оспой достигала 80-90 %. Существуют мнения, что до 95 % коренного населения Америки было уничтожено занесёнными европейцами болезнями.

Немалая часть смертей была связана с заболеваниями натуральной оспой. Уже в 1507 году первый случай заболевания оспой был замечен на Испаньоле (Гаити); в 1520 году вместе с испанскими переселенцами с Испаньолы оспа последовала на материк. По свидетельству Торибио де Бенавенте (Мотолиниа), индейцы были беспомощны перед оспой, которая производила на них чудовищное действие — заболевшие покрывались страшными язвами; вымерло до половины населения провинций Центральной Мексики. Массовые эпидемии оспы во многом обусловили падение империй ацтеков и инков. Примечательно, что оспа добралась до земель инков раньше, чем испанские конкистадоры — в 1526 году, за пять лет до испанского вторжения, от неё умер правитель инков Уайна Капак. По современным оценкам, за 1524—1527 годы из 6 млн населения инкской империи умерло не менее 200 тысяч человек. Эпидемии оспы повторялись на южноамериканском континенте каждые десять-двадцать лет; к 1578 году они затронули даже малодоступные внутренние районы Бразилии, куда болезнь занесли миссионеры. В созданных иезуитами поселениях на берегах великих южноамериканских рек — до 100 000 индейцев — не позднее 1660 года от инфекционных болезней умерло 44 тысячи обитателей, а в повторившейся в 1669 году эпидемии — ещё 20 тысяч. Многие эпидемии среди индейцев были вызваны целенаправленными действиями колонизаторов, например, выдача англичанами индейцам заражённых оспой одеял, одежды и тканей практиковалась ещё с 30-х годов 18-го столетия. Индейцы при этом вымирали племенами. Создание поселений на восточном побережье Северной Америки в XVII веке также сопровождалось опустошительными эпидемиями оспы среди индейцев и впоследствии среди колонистов, родившихся уже на американской земле. Крупные индейские города в устье Миссисипи, описанные Эрнандо де Сото в 1540 году, уже не существовали ко второй половине XVII века, когда здесь появились первые постоянные французские поселения. Место для создания в 1620 году Плимута — первой английской колонии в Новом Свете — было «расчищено» страшнейшей эпидемией оспы среди индейцев в 1617—1619 годах.

namtaru.ru

О численности индейцев

?

tito0107 (tito0107) wrote, 2016-07-02 11:47:00 tito0107 tito0107 2016-07-02 11:47:00 Category: По сети гуляет текст про уничтожение североамериканских индейцев, в котором утверждается, что из 114 миллионов (какая точность! Почему не 113 или 115?) коренных жителей Канады и США 95 миллионов были истреблены. Дальше можно не читать. Выходит, плотность населения на территории США и Канады до прихода европейцев была сопоставима с плотностью в современной России и существенно выше, чем в современной Канаде. Это при том, что индейцы были охотниками, земледелием занимались немногие, да и было то земледелие примитивным, а городов не было вовсе (если не считать таковыми пуэбло).В действительности, оценки численности коренного населения Северной Америки (Канада+США+Северная Мексика) до момента прихода европейцев (сам этот момент растянулся лет на 150) расходятся более чем на порядок: от одного до восемнадцати миллионов. Я склонен думать, что первая цифра ближе к истине, чем вторая. В конце 19 века общая численность индейцев США и Канады составляла около полумиллиона человек и с тех пор она непрерывно растет. Tags: Америка, США, демография

tito0107.livejournal.com

Жизнь современных племен индейцев в США

    Современные индейцы… Какие они? Многие уверены, что после опустошительного нашествия выходцев со Старого Света и присвоения ими себе всех земель Америки коренного населения там почти не осталось. Это не совсем так. На самом деле представители индейских племен продолжают жить на территории Соединенных Штатов, вот только жизнь у них несладкая. Судите сами. Сенатор Канзаса просит прощения у Уклад жизни американских индейцев не такой, каким он был столетия назад, но в нём все ещё есть место для самоуважения и отстаивания своих ценностей. Ровно как и для трагических последствий колониализации. Да, индецы живут в современной Америке. Но современная Америка так и не стала для них снова домом. Последствия заключения племен в резервации очень сильно сказываются на физическом и Коренные американцы потеряли свою историю, свои земли, свою культуру, но их уничтожение – тема, которая меньше всего поднимается в светской истории. Только источник с предвзятым подходом назовет точную цифру индейского населения до прихода Колумба и его остаток уже после первых контактов с европейцами. Более-менее серьезные работы предлагают несколько вариантов. Но несоответствия в оценках Раз в год индейцы Северной Америки собираются в резервациях на специальном праздновании в знак духовного единения своего народа. На этих собраниях индейцы презентуют свое культурное наследие в виде национальных танцев, пения, музыки, ремесел и обрядов. Длится этот праздник в разных вариантах от нескольких часов до недели. Пау-вау бывают закрытые и открытые Фестивальный характер носят именно Современные индейцы совсем не похожи на знакомых нам с детства героев Фенимора Купера и Майн Рида. Хотя некоторые особенности их быта сохранились и по сей день, они уже не настолько воинственны, как в прошлые века. Возможно, потому, что агрессия с их стороны как раз и провоцировала уничтожение целых племен. Улучшаться жизнь индейцев после завоевания их территорий начала только после 1924 года,

www.uznamania.ru

Коренное население Америки: численность, культура и вероисповедание

Индейцы, которые принадлежат к отдельной американоидной расе, являют собой коренное население Америки. Они заселяли территорию всего Нового Света с начала времен и живут там до сих пор. Несмотря на бесчисленные геноциды, колонизации и прочие гонения в отношении них, которые производились европейцами, они занимают весьма весомое место в каждом из государств этой части света. Ниже в статье мы рассмотрим, что собой представляет и в каких цифрах исчисляется коренное население Америки. Фото различных подрас и представителей тех или иных племен позволят более четко понять данную тему.

Ареал обитания и численность

Аборигены Нового Света жили тут в доисторические времена, но и в наши дни, по сути, мало что изменилось для них. Они объединяются в отдельные общины, продолжают проповедовать свои религиозные догмы и следуют традициям предков. Некоторые представители исконно американоидной расы ассимилируются с европейцами и полностью перенимают их быт. Таким образом, встретить чистого индейца или метиса можно в любой стране северной, южной или центральной части Новой Земли. Общая «индейская» численность населения Америки составляет 48 миллионов человек. Из них 14 млн проживают в Перу, 10,1 млн в Мексике, 6 млн в Боливии. Следующими странами идут Гватемала и Эквадор – 5,4 и 3,4 миллиона человек соответственно. 2,5 млн индейцев можно встретить в США, а вот в Канаде их вполовину меньше – 1,2 млн. Как ни странно, на просторах Бразилии и Аргентины, столь огромных держав, индейцев сохранилось не так уже и много. Коренное население Америки в этих местах исчисляется уже тысячами и составляет 700 000 и 600 000 человек соответственно.

История появления племен

Как утверждают ученые, представители американоидной расы, несмотря на все свои отличия от любой другой известной нам, переселились на свой континент именно с Евразии. На протяжении многих тысячелетий (примерно 70-12 тысячелетия до н. э.) индейцы приходили в Новый Свет по так называемому Берингийскому мосту, на месте которого сейчас находится Берингов пролив. Тогда еще не коренное население Америки постепенно осваивало новый континент, начиная с Аляски и заканчивая южными берегами нынешней Аргентины. После того как Америка была ими освоена, каждое отдельное племя стало развиваться в своем направлении. Общие тенденции, которые наблюдались у них, были следующими. Индейцы Южной Америки чтили материнский род. Жители Северной части континента довольствовались патриархатом. В племенах Карибского бассейна наблюдалась тенденция перехода к классовому обществу.

Пару слов о биологии

С генетической точки зрения, коренное население Америки, как уже говорилось выше, таковым для этих земель вовсе не является. Прародиной индейцев ученые считают Алтай, откуда они и выходили своими колониями в далекие-далекие времена, дабы освоить новые земли. Дело в том, что 25 тысяч лет назад из Сибири в Америку можно было добраться сухопутным способом, более того, вероятно, люди считали все эти земли единым континентом. Так жители наших краев постепенно расселялись по северной части Евразии, а потом перешли и в Западное полушарие, где превратились в индейцев. К такому выводу исследователи пришли благодаря тому, что у аборигенов Алтая тип Y-хромосомы идентичен по своим мутациям с хромосомой американского индейца.

Северные племена

Племена алеутов и эскимосов, которые занимают субарктическую зону континента, мы трогать не будем, так как это совсем другая расовая семья. Коренное население Северной Америки занимало территорию нынешней Канады с США, начиная от вечных ледников и заканчивая Мексиканским заливом. Там сложилось множество различных культур, которые мы сейчас перечислим:

  • Северные индейцы, которые заселили верхнюю часть Канады, – это алгонкинские и атапаскские племена. Охотились на оленя-карибу, а также занимались ловлей рыбы.
  • Северо-западные племена – тлинкиты, хайда, салиши, вакаши. Занимались ловлей рыбы, а также морской охотой.
  • Калифорнийские индейцы – известные собиратели желудей. Также занимались обычной охотой и ловили рыбу.
  • Индейцы Вудленда занимали всю восточную часть современных США. Коренное население Северной Америки тут было представлено племенами крики, алгонкины, ирокезы. Эти люди промышляли оседлым земледелием.
  • Индейцы Великих равнин – известные охотники на диких бизонов. Здесь есть несчетное количество племен, среди которых мы назовем лишь некоторые: кэддо, кроу, осейджи, манданы, арикара, кайова, апачи, уичита и многие другие.
  • На юге Северной Америки проживали племена пуэбло, навахо и пима. Эти земли считались наиболее развитыми, так как аборигены тут занимались земледелием, применяя метод искусственного орошения, а по совместительству разводили домашний скот.

Карибский бассейн

Принято полагать, что коренное население Центральной Америки было наиболее развитым. Именно в этой части континента развивались сложнейшие на те времена подсечно-огневая и орошаемая системы земледелия. Конечно же, племенами этого региона широко использовалась ирригация, что позволяло им довольствоваться не простейшими зерновыми культурами, а плодами таких растений, как маис, бобовые, подсолнечник, тыква, агава, какао, хлопчатник. Тут также выращивали табак. Коренное население Латинской Америки на этих землях также занималось скотоводством (аналогично индейцы жили и в Андах). В ходу тут были преимущественно ламы. Также отметим, что тут начали осваивать металлургию, а первобытно-общинный строй уже переходил к классовому, превращался в рабовладельческое государство. Среди племен, которые жили в Карибском бассейне, можно назвать ацтеков, миштеков, майя, пурепеча, тотонаки и сапотеки.

Южная Америка

По сравнению с племенами ацтеков, тотонаки и прочими, коренное население Южной Америки было не столь сильно развитым. Исключение может составить лишь Империя Инков, которая располагалась в Андах и была населена одноименными индейцами. На территории современной Бразилии проживали племена, которые занимались мотыжным типом земледелия, а также охотились на местных птиц, млекопитающих. Среди них можно назвать араваки, тупи-гуарани. Территорию Аргентины занимали конные охотники на гуанако. На Огненной Земле проживали племена ямана, она и алакалуф. Они вели кочевой образ жизни, весьма примитивный по сравнению со своими сородичами, и занимались ловлей рыбы.

Империя инков

Это величайшее объединение индейцев, которое существовало в 11-13-м веках на территории нынешних Колумбии, Перу и Чили. До прихода европейцев местные жители уже имели свое административное деление. Империя состояла из четырех частей – Чинчайсуйу, Кольасуйу, Антисуйу и Кунтисуйу, а каждая из них, в свою очередь, делилась на провинции. Империя инков имела свою государственность и законы, которые преимущественно были представлены в виде наказаний за те или иные злодеяния. Система управления страной у них была, скорее всего, деспотично-тоталитарной. В этом государстве также была армия, имелся определенный социальный строй, над нижними слоями которого производился контроль. Главным достижением инков считаются их гигантские магистрали. Дороги, построенные ими на склонах Анд, в длину достигали 25 тысяч километров. Для передвижения по ним использовали лам как вьючных животных.

Традиции и культурное развитие

Культура коренного населения Америки – это главным образом их языки общения, многие из которых до сих пор полностью дешифровать не представляется возможным. Дело в том, что каждое племя имело не просто свой диалект, а свой автономный язык, который звучал лишь в устной речи, не имел при этом письменности. Первая азбука в Америке появилась лишь в 1826 году под руководством главаря племени чероки, индейца Секвойя. До этого момента аборигены континента использовали пиктографические знаки, а если приходилось общаться с представителями иных поселений, то применяли жесты, телодвижения и мимику.

Божества индейцев

Несмотря на огромное количество племен, которые проживали в различных климатических условиях и регионах, верования коренного населения Америки были весьма простыми, и объединить их можно в одно целое. Большинство племен Северной Америки полагали, что божество – это некая плоскость, которая находится далеко в океане. По их легендам, их предки проживали на этой плоскости. И те, которые совершили грех или проявили неосторожность, сваливались с нее в зияющую пустоту. В Центральной Америке божествам придавали вид животных, чаще всего птиц. Мудрые племена инков нередко своими богами считали прототипы людей, которые создали мир и все, что в нем есть.

Современные религиозные взгляды индейцев

В наши дни коренные жители американского континента уже не придерживаются тех религиозных традиций, которые были свойственны их предкам. Большая часть населения Северной Америки исповедует ныне протестантство и его разновидности. Индейцы и метисы, которые живут в Мексике и южной части континента, почти все придерживаются строгого католицизма. Некоторые из них становятся иудеями. Лишь единицы до сих пор основываются на взглядах своих предков, и эти познания они держат в огромной тайне от белого населения.

Мифологический аспект

Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество – Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.

Заключение

Мы уже упоминали выше, что так называемая индейская численность населения Америки составляет 48 миллионов, в соответствии с официальными данными. Это те люди, которые зарегистрированы в свой стране, которые относятся к колониальному обществу. Если же брать в учет тех индейцев, которые по-прежнему живут в племенах, то цифра будет куда большей. По неофициальным данным, в Америке проживает свыше 60 000 представителей исконно американоидной расы, которые встречаются как на Аляске, так и на Огненной Земле.

fb.ru


Смотрите также